Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Планиметрия. Четырехугольники (Воронина Т.С.)

Текст урока

  • конспект

     Название предмета – геометрия                                                                                                    Класс - 11                            Уровень обучения - базовый
    УМК (название учебника, автор, год издания) --  Геометрия, 10-11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013
    Тема урока – Повторение школьного курса геометрии. Планиметрия. Четырехугольники.
    Цель урока – организовать деятель­ность учащихся по: 
    систематизации знаний об изученных свойствах четырехугольников, 
    решению планиметрических задач о четырехугольниках с применением алгебраического и тригонометрического аппаратов. 
    Задачи урока:
    1. Создать условия для достижения предметных планируемых результатов урока: на базовом уровне ученик должен знать (понимать)  значение математической науки для решения задач, возни­кающих в теории и практике и уметь:
    решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) четырехугольников;
    проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
    2. Создать условия для достижения метапредметных планируемых результатов урока (развития универсальных учебных действий), которые выражаются в:
    формировании интеллектуальной культуры, выражающейся в развитии абстрактного и критического мышления, умении распознавать логически не­корректные высказывания, применять индуктив­ные и дедуктивные способы рассуждений, способности ясно, точно и грамотно формулировать и аргументированно излагать свои мысли в устной и письмен­ной речи, корректности в общении;
    формировании информационной культуры, выражающемся в умении осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию ин­формации, использовать различные источники информации для решения учебных проблем;
    формировании умения видеть различные стратегии решения задач, планировать и осуществлять деятельность, направленную на их решение, про­верять и оценивать результаты деятельности, соотнося их с поставленными целями и личным жизненным опытом, а также публично представлять её ре­зультаты, в том числе с использованием средств информационных и коммуни­кационных технологий.
    3. Создать условия для достижения личностных планируемых результатов урока, к которым относятся:
    способность к эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
    потребность в самообразовании, готовность принимать самостоятель­ные решения.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1
    Место урока в системе уроков по теме – первый урок из раздела «Повторение школьного курса геометрии».
    Техническое обеспечение урока – ПК, проектор, экран (или ПК и TV)
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    Структура урока - мотивация – анализ содержания учебного материала – выделение главного в учебном материале – обобщение и систематизация – установление внутрипредметных и межпредметных  связей – рефлексия.
    
    
    Содержание урока:
    
    1.Организационный этап (мотивация)
    Учитель обращает внимание учеников на раздаточный материал – опорный конспект темы «Четырехугольники» (находится в конце плана урока), который учащиеся вместе с педагогом составили в 9 классе, и предлагает сформулировать тему и цель урока. 
    Ученики формулируют тему и цель урока.
    
    2.Этап актуализации субъектного опыта учащихся 
    Учитель организует анализ содержания учебного материала, содержащегося в опорном конспекте и выделение главного в учебном материале. 
    Ученики называют виды четырехугольников, находят и повторяют их признаки и свойства. 
    
    3.Этап обобщения и систематизации
    Учитель вовлекает учащихся в планирование их предстоящей деятельности на уроке и организует обобщение и систематизацию знаний по теме «Четырехугольники» через  классификацию заданий ЕГЭ по теме урока. При этом можно воспользоваться сайтом https://math-ege.sdamgia.ru/ и вывести на экран Каталог заданий и перечень тем из заданий 3, 6, 16. 
    Ученики знакомятся с классификацией заданий ЕГЭ на применение признаков и свойств четырехугольников и выделяют те из них, которые необходимо решить на этом уроке.
    Учитель организует установление внутрипредметных и межпредметных  связей в процессе решения задач применение признаков и свойств четырехугольников. Организует устное решение типичных задач (тексты задач и при необходимости чертежи к ним выводятся на экран):
    1
    
    Найдите площадь трапеции, изображённой на рисунке.
    3
    
    Найдите периметр прямоугольника, если его площадь равна 18, а отношение соседних сторон равно 1:2. 
    2
    
    Найдите площадь параллелограмма, изображённого на рисунке
    4
    
    Параллелограмм и прямоугольник имеют одинаковые стороны. Найдите острый угол параллелограмма, если его площадь равна половине площади прямоугольника. Ответ дайте в градусах. 
    5
    
    Стороны параллелограмма равны 9 и 15. Высота, опущенная на первую сторону, равна 10. Найдите высоту, опущенную на вторую сторону параллелограмма.
    6
    
    Найдите площадь ромба, если его диагонали равны 4 и 12.
    Учитель может воспользоваться задачами из уже представленного Каталога заданий и подобрать задачи разного уровня сложности. Задачи можно взять из открытого банка заданий с сайта http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege. 
    
    4.Этап применения изученного 
    Учитель организует решение задач, при этом возможна групповая или парная работа с последующей презентацией решений:
    1. Биссектриса тупого угла параллелограмма делит противоположную сторону в отношении 4 : 3, считая от вершины острого угла. Найдите большую сторону параллелограмма, если его периметр равен 88.
    2. Основания равнобедренной трапеции равны 14 и 26, а ее периметр равен 60. Найдите площадь трапеции.
    3. Основания трапеции равны 3 и 2. Найдите отрезок, соединяющий середины диагоналей трапеции.
    4. Диагонали четырехугольника равны 4 и 5. Найдите периметр четырехугольника, вершинами которого являются середины сторон данного четырехугольника.
    5. Найдите сторону квадрата, площадь которого равна площади прямоугольника со сторонами 4 и 9.
    6. Точка пересечения биссектрис двух углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне, принадлежит противоположной стороне. Меньшая сторона параллелограмма равна 5. Найдите его большую сторону.
    
    5.Этап информации о домашнем задании
    Учитель предлагает учащимся сформулировать домашнее задание. Возможны варианты:
    1. Повторить или выучить опорный конспект по теме «Четырехугольники»
    2. Решить вариант из 2-3 задач, составленный и размещённый учителем на сайте https://math-ege.sdamgia.ru/
    3. Составить вариант из 2-3 задач по теме урока самостоятельно.
    
    6.Этап подведения итогов учебного занятия
    1. Какую цель мы сформулировали в начале урока? 
    2. Что мы сделали для её достижения?
    3. Достигли ли мы цели урока? Ответ обоснуйте.
    
    7.Рефлексия
    Используя цвета светофора (зеленый – могу идти дальше, желтый – есть повод подумать, красный – остановись и поработай), 
    1. Оцените свои знания по теме урока.
    2. Оцените свою деятельность на уроке.
    3. Оцените своё настроение на уроке. 
    
    
    
    
    
    
    
    Опорный конспект по теме
    «Четырехугольники»
    
    Параллелограммы (две пары параллельных сторон)
    Опр.: Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
    
    Трапеции (одна пара параллельных сторон)
     Опр.: Трапецией называется четырехугольник, у которого две стороны параллельны (основания), а две другие стороны (боковые) не параллельны.
    Другие  (нет параллельных сторон)
    Признаки
    1º.Если в четырехугольнике две стороны равны и параллельны, то этот четырехугольник - параллелограмм
    2 º.Если в четырехугольнике противоположные стороны равны, то этот четырехугольник - параллелограмм
    3 º.Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник - параллелограмм
    
    Свойства
    1′.В параллелограмме противоположные углы равны и противоположные стороны равны
    2′. Диагонали параллелограмма  точкой пересечения делятся пополам
    S = a·hₐ = b· 
    
    
    
    
    
    
    
    
    Равнобокие
    
    Прямоугольные
    
    Другие
    
    
    
    
    
    Признак: боковые стороны равны
    Свойство: углы при каждом основании равны
    Признак: одна боковая сторона перпендикулярна основаниям
    Нет равных или перпендикулярных сторон и углов
    
    
    
    
    
    S = h
    
    
    
    
    
    
    Параллельные прямые
    Опр.: две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.
    Смежные углы
    Опр.: два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжением одна другой, называются смежными.
    Свойство: сумма смежных углов равна 180 º
    Вертикальные углы
    Опр.: Если стороны одного угла являются продолжениями сторон другого угла, то они вертикальные
    Свойство: вертикальные углы равны
    Перпендикулярные прямые
    Опр.: две пересекающиеся прямые называются перпендикулярными, если они образуют четыре прямых угла.
    
    Аксиомы:
    1.Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной.
    1º Если прямая пересекает одну из двух параллельных прямых, то она пересекает и другую.
    2º Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны.
    3º Если прямая перпендикулярна к одной из двух параллельных прямых, то она перпендикулярна и к другой.
    4ºДве прямые, перпендикулярные к третьей, параллельны.
    
    Признаки
    Свойства
    
    Если при пересечении двух прямых секущей:
    1.накрест лежащие углы равны,
    2.соответственные углы равны,
    3.сумма односторонних углов равна 180 º,
    то прямые параллельны.
    Если две параллельные прямые пересечены секущей, то:
    1.накрест лежащие углы равны,
    2.соответственные углы равны,
    3.сумма односторонних углов равна 180 º.
    
    
    
    
    
    
    
    
    Прямоугольник 
    Опр.: Прямоугольником называется параллелограмм, у которого все углы прямые
    Ромб 
    Опр.: Ромбом называется параллелограмм, у которого все стороны равны
    
    
    Признаки
    1 º,2 º,3 º
    4.Если в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм - прямоугольник
    Свойства
    1′, 2′
    3.Диагонали прямоугольника равны
    
    S = a·b
    Признаки
    1 º,2 º,3 º
    Свойства
    1′, 2′
    3′′.Диагонали ромба взаимно перпендикулярны и делят его углы пополам
    S = ½ ·
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
          Квадрат
    Опр.: Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны.
    
    
    
    
    
    Признаки
    Свойства
    
    
    1 º,2 º,3 º,4
    1′, 2′, 3, 3′′
    S = a²
    
    
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Геометрия 11кл - конспект.docx