Название предмета – геометрия Класс - 11 Уровень обучения - базовый УМК (название учебника, автор, год издания) -- Геометрия, 10-11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013 Тема урока – Повторение школьного курса геометрии. Планиметрия. Четырехугольники. Цель урока – организовать деятельность учащихся по: систематизации знаний об изученных свойствах четырехугольников, решению планиметрических задач о четырехугольниках с применением алгебраического и тригонометрического аппаратов. Задачи урока: 1. Создать условия для достижения предметных планируемых результатов урока: на базовом уровне ученик должен знать (понимать) значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике и уметь: решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) четырехугольников; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач. 2. Создать условия для достижения метапредметных планируемых результатов урока (развития универсальных учебных действий), которые выражаются в: формировании интеллектуальной культуры, выражающейся в развитии абстрактного и критического мышления, умении распознавать логически некорректные высказывания, применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, способности ясно, точно и грамотно формулировать и аргументированно излагать свои мысли в устной и письменной речи, корректности в общении; формировании информационной культуры, выражающемся в умении осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, использовать различные источники информации для решения учебных проблем; формировании умения видеть различные стратегии решения задач, планировать и осуществлять деятельность, направленную на их решение, проверять и оценивать результаты деятельности, соотнося их с поставленными целями и личным жизненным опытом, а также публично представлять её результаты, в том числе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. 3. Создать условия для достижения личностных планируемых результатов урока, к которым относятся: способность к эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; потребность в самообразовании, готовность принимать самостоятельные решения. Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1 Место урока в системе уроков по теме – первый урок из раздела «Повторение школьного курса геометрии». Техническое обеспечение урока – ПК, проектор, экран (или ПК и TV) Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) Структура урока - мотивация – анализ содержания учебного материала – выделение главного в учебном материале – обобщение и систематизация – установление внутрипредметных и межпредметных связей – рефлексия. Содержание урока: 1.Организационный этап (мотивация) Учитель обращает внимание учеников на раздаточный материал – опорный конспект темы «Четырехугольники» (находится в конце плана урока), который учащиеся вместе с педагогом составили в 9 классе, и предлагает сформулировать тему и цель урока. Ученики формулируют тему и цель урока. 2.Этап актуализации субъектного опыта учащихся Учитель организует анализ содержания учебного материала, содержащегося в опорном конспекте и выделение главного в учебном материале. Ученики называют виды четырехугольников, находят и повторяют их признаки и свойства. 3.Этап обобщения и систематизации Учитель вовлекает учащихся в планирование их предстоящей деятельности на уроке и организует обобщение и систематизацию знаний по теме «Четырехугольники» через классификацию заданий ЕГЭ по теме урока. При этом можно воспользоваться сайтом https://math-ege.sdamgia.ru/ и вывести на экран Каталог заданий и перечень тем из заданий 3, 6, 16. Ученики знакомятся с классификацией заданий ЕГЭ на применение признаков и свойств четырехугольников и выделяют те из них, которые необходимо решить на этом уроке. Учитель организует установление внутрипредметных и межпредметных связей в процессе решения задач применение признаков и свойств четырехугольников. Организует устное решение типичных задач (тексты задач и при необходимости чертежи к ним выводятся на экран): 1 Найдите площадь трапеции, изображённой на рисунке. 3 Найдите периметр прямоугольника, если его площадь равна 18, а отношение соседних сторон равно 1:2. 2 Найдите площадь параллелограмма, изображённого на рисунке 4 Параллелограмм и прямоугольник имеют одинаковые стороны. Найдите острый угол параллелограмма, если его площадь равна половине площади прямоугольника. Ответ дайте в градусах. 5 Стороны параллелограмма равны 9 и 15. Высота, опущенная на первую сторону, равна 10. Найдите высоту, опущенную на вторую сторону параллелограмма. 6 Найдите площадь ромба, если его диагонали равны 4 и 12. Учитель может воспользоваться задачами из уже представленного Каталога заданий и подобрать задачи разного уровня сложности. Задачи можно взять из открытого банка заданий с сайта http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege. 4.Этап применения изученного Учитель организует решение задач, при этом возможна групповая или парная работа с последующей презентацией решений: 1. Биссектриса тупого угла параллелограмма делит противоположную сторону в отношении 4 : 3, считая от вершины острого угла. Найдите большую сторону параллелограмма, если его периметр равен 88. 2. Основания равнобедренной трапеции равны 14 и 26, а ее периметр равен 60. Найдите площадь трапеции. 3. Основания трапеции равны 3 и 2. Найдите отрезок, соединяющий середины диагоналей трапеции. 4. Диагонали четырехугольника равны 4 и 5. Найдите периметр четырехугольника, вершинами которого являются середины сторон данного четырехугольника. 5. Найдите сторону квадрата, площадь которого равна площади прямоугольника со сторонами 4 и 9. 6. Точка пересечения биссектрис двух углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне, принадлежит противоположной стороне. Меньшая сторона параллелограмма равна 5. Найдите его большую сторону. 5.Этап информации о домашнем задании Учитель предлагает учащимся сформулировать домашнее задание. Возможны варианты: 1. Повторить или выучить опорный конспект по теме «Четырехугольники» 2. Решить вариант из 2-3 задач, составленный и размещённый учителем на сайте https://math-ege.sdamgia.ru/ 3. Составить вариант из 2-3 задач по теме урока самостоятельно. 6.Этап подведения итогов учебного занятия 1. Какую цель мы сформулировали в начале урока? 2. Что мы сделали для её достижения? 3. Достигли ли мы цели урока? Ответ обоснуйте. 7.Рефлексия Используя цвета светофора (зеленый – могу идти дальше, желтый – есть повод подумать, красный – остановись и поработай), 1. Оцените свои знания по теме урока. 2. Оцените свою деятельность на уроке. 3. Оцените своё настроение на уроке. Опорный конспект по теме «Четырехугольники» Параллелограммы (две пары параллельных сторон) Опр.: Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны. Трапеции (одна пара параллельных сторон) Опр.: Трапецией называется четырехугольник, у которого две стороны параллельны (основания), а две другие стороны (боковые) не параллельны. Другие (нет параллельных сторон) Признаки 1º.Если в четырехугольнике две стороны равны и параллельны, то этот четырехугольник - параллелограмм 2 º.Если в четырехугольнике противоположные стороны равны, то этот четырехугольник - параллелограмм 3 º.Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник - параллелограмм Свойства 1′.В параллелограмме противоположные углы равны и противоположные стороны равны 2′. Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам S = a·hₐ = b· Равнобокие Прямоугольные Другие Признак: боковые стороны равны Свойство: углы при каждом основании равны Признак: одна боковая сторона перпендикулярна основаниям Нет равных или перпендикулярных сторон и углов S = h Параллельные прямые Опр.: две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются. Смежные углы Опр.: два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжением одна другой, называются смежными. Свойство: сумма смежных углов равна 180 º Вертикальные углы Опр.: Если стороны одного угла являются продолжениями сторон другого угла, то они вертикальные Свойство: вертикальные углы равны Перпендикулярные прямые Опр.: две пересекающиеся прямые называются перпендикулярными, если они образуют четыре прямых угла. Аксиомы: 1.Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной. 1º Если прямая пересекает одну из двух параллельных прямых, то она пересекает и другую. 2º Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны. 3º Если прямая перпендикулярна к одной из двух параллельных прямых, то она перпендикулярна и к другой. 4ºДве прямые, перпендикулярные к третьей, параллельны. Признаки Свойства Если при пересечении двух прямых секущей: 1.накрест лежащие углы равны, 2.соответственные углы равны, 3.сумма односторонних углов равна 180 º, то прямые параллельны. Если две параллельные прямые пересечены секущей, то: 1.накрест лежащие углы равны, 2.соответственные углы равны, 3.сумма односторонних углов равна 180 º. Прямоугольник Опр.: Прямоугольником называется параллелограмм, у которого все углы прямые Ромб Опр.: Ромбом называется параллелограмм, у которого все стороны равны Признаки 1 º,2 º,3 º 4.Если в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм - прямоугольник Свойства 1′, 2′ 3.Диагонали прямоугольника равны S = a·b Признаки 1 º,2 º,3 º Свойства 1′, 2′ 3′′.Диагонали ромба взаимно перпендикулярны и делят его углы пополам S = ½ · Квадрат Опр.: Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны. Признаки Свойства 1 º,2 º,3 º,4 1′, 2′, 3, 3′′ S = a²
Автор(ы):
Скачать: Геометрия 11кл - конспект.docx