Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Пирамида (Псарева С.М.)

Текст урока

  • урок

     Название предмета Геометрия
    Класс 11
    УМК Геометрия 10-11 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений: базовый и профил. уровни/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013.
    Уровень обучения базовый
    Тема урока Пирамида – длины, углы, площади, объемы.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 10 часов
    Место урока в системе уроков по теме третий урок в системе уроков по теме «Заключительное повторение курса геометрии 10-11 класса»
    Цель урока организовать деятельность учащихся по обобщению, структурированию и систематизации знаний о пирамиде и их применению к решению стереометрических задач на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), использованию при решении стереометрических задач планиметрических фактов и методов.
    Задачи урока: создать условия для развития следующих универсальных учебных действий учащихся:
    1. Предметные – умение применять изученные понятия для решения задач единого государственного экзамена.
    2. Личностные - умение  определять степень успешности своей работы, оценивать собственную учебную деятельность.
    3. Метапредметные:
    3.1. Познавательные – умение структурировать знания; осуществлять выбор эффективного способа решения поставленной задачи.
    3.2. Регулятивные – целеполагание, умение сличать способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, владеть основами самооценки.
    3.3. Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать других, принимать точку зрения партнера, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
    Планируемые результаты умение выполнять чертеж по условию задачи; решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометри­ческий аппарат; проводить доказательные рассуждения при решении задач; вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях,  площади поверхностей и объемы пространственных тел и их простейших комбинаций; строить сечения многогранников и находить их площадь.
    Техническое обеспечение урока локальная сеть, выход в интернет, компьютер, телевизор, презентация.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока открытый банк заданий ЕГЭ.
    Содержание урока:
    Этапы организации учебной деятельности
    Деятельность учителя
    Деятельность ученика
    Организационный этап
    
    Проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания и внутренней готовности,  обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии.
    Демонстрируют готовность к учебному занятию. 
    Этап мотивации учебной деятельности учащихся
    
    Подведение учащихся к формулировке темы и цели урока.
    Учитель делит класс на три группы, каждой группе предлагается устно решить по 2 задачи и озвучить их решения.
    Далее учитель задает вопросы:
    1. С каким многогранником связаны все предложенные задачи?
    2. Сформулируйте тему и цели урока.
    3. При решении каких заданий на экзамене нам нужны знания по данной теме? Что для этого мы должны повторить?
    Задания для 1 группы:
    1. Боковые ребра треугольной пирамиды равны 7см, 12см и 5см. Одно из них перпендикулярно к плоскости основания. Чему равна высота пирамиды?
    2. Одно из боковых ребер пирамиды равно 12см, а ее высота – 6см. Найдите угол между этим ребром и плоскостью основания пирамиды.
    Задания для 2 группы
    1. Все плоские углы при вершине треугольной пирамиды прямые, а выходящие из нее ребра равны 2м, 4м и 6м. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.
    2. Основание пирамиды – правильный 6-ти угольник. Найдите величину угла, образованного двумя гранями пирамиды, если их общее ребро перпендикулярно к плоскости основания.
    Задания для 3 группы
    1. Основание пирамиды – 4-х угольник, все стороны которого равны. Высота пирамиды проходит через точку пересечения диагоналей основания. Является ли данная пирамида правильной?
    2.  Сторона основания правильной 4-х угольной пирамиды равна 6м, а боковое ребро – 5м. Найдите: а) апофему б) площадь боковой поверхности пирамиды.
    Решают устно задачи. Формулируют тему и цели урока. Планируют совместно с учителем деятельность на уроке.
    Этап актуализации субъектного опыта учащихся – анализ содержания учебного материала, выделение главного в учебном материале
    
    Учитель проводит  фронтальный опрос по карточкам (домашнее задание), содержащим основные вопросы теории:
    1.Определение пирамиды и ее элементы: основание, боковые грани, вершина, боковые ребра.
    2.Виды пирамид и обозначение.
    3 Определение высоты пирамиды.
    4.Определение площади полной и боковой поверхности пирамиды. Формула объема пирамиды.
    5.Некоторые важные свойства пирамиды: если все двугранные углы при основании пирамиды равны, если в пирамиде все боковые ребра равны.
    6.Определение правильной пирамиды и ее свойства. Апофема правильной пирамиды.
    7.Формула площади боковой поверхности правильной пирамиды.
    8.Определение усеченной пирамиды.
    9.Определение правильной усеченной пирамиды, формулы площади боковой поверхности и объема.
    Отвечают на вопросы. Выявляют необходимые для достижения цели урока знания – определяют границу знания и незнания. 
    Этап обобщения и систематизации знаний
    
    Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
    Организует работу учащихся по работе с открытым банком заданий ЕГЭ – решение задач, в которых фигурирует пирамида.
    
    
    Решают задачи из открытого банка заданий ЕГЭ, отрабатывают правильность записи ответа в бланках ответа, осуществляют самоконтроль и самокоррекцию по образцу (на слайдах презентации к уроку):
    № п/п
    Задание
    Чертеж
    Ответ
    1
    Основанием пирамиды является прямоугольник со сторонами 4 и 6. Ее объем равен 48. Найдите высоту этой пирамиды.
    
    6
    2
    Во сколько раз увеличится объем пирамиды, если ее высоту увеличить в два раза?
    
    2
    3
    Стороны основания правильной четырехугольной пирамиды равны 42, боковые ребра равны 75. Найдите площадь поверхности этой пирамиды.
    
    7812
    4
    Во сколько раз увеличится объем правильного тетраэдра, если все его ребра увеличить в пять раз?
    
    125
    5
    Боковые ребра треугольной пирамиды взаимно перпендикулярны, каждое из них равно 12. Найдите объем пирамиды.
    
    288
    6
    Объем треугольной пирамиды SABC, являющейся частью правильной шестиугольной пирамиды SABCDEF, равен 8. Найдите объем шестиугольной пирамиды.
    
    48
    7
    От треугольной пирамиды, объем которой равен 34, отсечена треугольная пирамида плоскостью, проходящей через вершину пирамиды и среднюю линию основания. Найдите объем отсеченной треугольной пирамиды.
    
    8,5
    8
    Ребра тетраэдра равны 16. Найдите площадь сечения, проходящего через середины четырех его ребер.
    
    64
    
    Этап установления внутрипредметных и межпредметных связей
    
    Подготовка учащихся к воспроизведению знаний на новом уровне, использованию при решении стереометрических задач планиметрических фактов и методов, алгебраического и тригонометрического аппарата. 
    Предлагает решить задачу из второй части профильного  ЕГЭ по математике с подробным оформлением на доске.
    Решают задачу, содержание которой направлено на комплексное применение знаний:
    В основании четырёхугольной пирамиды SABCD лежит прямоугольник ABCD со сторонами AB=4 и BС=3. Длины боковых рёбер пирамиды .
    а) Докажите, что SA — высота пирамиды.
    б) Найдите угол между прямой SC и плоскостью ASB.
    Этап контроля и самоконтроля
    
    Предлагает учащимся задания двух уровней сложности:
    1 уровень – задания ЕГЭ базового уровня сложности;
    2 уровень – стереометрическая задача из 2 части ЕГЭ по математике.
    
    Каждый учащийся  оценивает собственную учебную деятельность и самостоятельно выбирает для себя уровень сложности.
    1 уровень. Тест, составленный на основе  отрытого банка заданий ЕГЭ по математике базового уровня сложности.
    № п/п
    Задание
    Чертеж
    Ответ
    1
    В правильной треугольной пирамиде SABC медианы основания ABC пересекаются в точке O. Площадь треугольника ABC равна 9; объем пирамиды равен 6. Найдите длину отрезка SO.
    
    2
    2
    В правильной четырехугольной пирамиде SABCD точка O – центр основания, S – вершина, SB=13, AC=24. Найдите длину отрезка SO.
    
    5
    3
    Объем правильной шестиугольной пирамиды 324. Сторона основания равна 6. Найдите боковое ребро.
    
    12
    4
    В правильной треугольной пирамиде SABC точка L — середина ребра AC, S— вершина. Известно, что BC=6, а SL=5. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.
    
    45
    5
    Во сколько раз увеличится площадь поверхности правильного тетраэдра, если все его ребра увеличить в 5 раз?
    
    25
    2уровень. Дана правильная треугольная пирамида DABC с вершиной D. Боковое ребро пирамиды равно , высота равна . Найдите расстояние от середины бокового ребра BD до прямой МТ, где точки М и Т – середины ребер АС и АD соответственно.
    Этап информации о домашнем задании
    
    Предлагает учащимся два уровня домашнего задания: стандартный минимум (направлен на выработку умений учащихся ориентироваться в открытом банке заданий ЕГЭ по математике), повышенный уровень.
    
    Стандартный минимум.  Тест, составленный на основе отрытого банка заданий ЕГЭ базового уровня сложности (задания 1-8).
    №
    п/п
    Тема 
    Страница 
    Номер задания
    Баллы
    1
    Геометрия
    2
    9C2BD6
    1
    2
    
    7
    C026C8
    1
    3
    
    21
    C026C8
    1
    4
    
    25
    703F42
    1
    5
    
    27
    CDD528
    1
    6
    
    75
    3669AD
    1
    7
    
    79
    0940E2
    1
    8
    
    91
    06A191
    1
    Повышенный уровень.  В правильной четырёхугольной пирамиде MABCD с вершиной M стороны основания равны 6, а боковые рёбра равны 5. 
    а) Постройте  сечение пирамиды плоскостью, проходящей через точку A и середину ребра MC параллельно прямой BD.
    б) Найдите площадь сечения.
    Рефлексия (подведение итогов занятия)
    
    Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
    1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
    2. Чему вы научились сегодня на уроке?
    3. Были ли у вас затруднения и почему?
    4. С помощью цветных стикеров охарактеризуйте ваше настроение в конце урока.
    Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. При выходе с урока наклеивают на шаблон дерева цветные стикеры, характеризующие психоэмоциональное состояние: желтый – позитивное, зеленый – нейтральное,
    красный – тревожное.
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Геометрия 11кл - урок.docx

Презентация к уроку