Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Повторение планиметрии. Прямоугольный треугольник (Воронина Т.С.)

Текст урока

  • конспект

     Название предмета – геометрия                                                                                                    Класс - 11                            Уровень обучения - базовый
    УМК (название учебника, автор, год издания) - Геометрия, 10-11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013
    Тема урока – Повторение школьного курса геометрии. Планиметрия. Прямоугольный треугольник.
    Цель урока – организовать деятель­ность учащихся по: 
    систематизации знаний об изученных свойствах прямоугольных треугольников, 
    решению планиметрических задач с применением алгебраического и тригонометрического аппаратов. 
    Задачи урока:
    1. Создать условия для достижения предметных планируемых результатов урока: на базовом уровне ученик должен знать (понимать)  значение математической науки для решения задач, возни­кающих в теории и практике и уметь:
    решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) прямоугольных треугольников;
    проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач
    2. Создать условия для достижения метапредметных планируемых результатов урока (развития универсальных учебных действий), которые выражаются в:
    формировании интеллектуальной культуры, выражающейся в развитии абстрактного и критического мышления, умении распознавать логически не­корректные высказывания, применять индуктив­ные и дедуктивные способы рассуждений, способности ясно, точно и грамотно формулировать и аргументированно излагать свои мысли в устной и письмен­ной речи, корректности в общении;
    формировании информационной культуры, выражающемся в умении осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию ин­формации, использовать различные источники информации для решения учебных проблем;
    формировании умения видеть различные стратегии решения задач, планировать и осуществлять деятельность, направленную на их решение, про­верять и оценивать результаты деятельности, соотнося их с поставленными целями и личным жизненным опытом, а также публично представлять её ре­зультаты, в том числе с использованием средств информационных и коммуни­кационных технологий.
    3. Создать условия для достижения личностных планируемых результатов урока, к которым относятся:
    способность к эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
    потребность в самообразовании, готовность принимать самостоятель­ные решения.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1
    Место урока в системе уроков по теме – первый урок из раздела «Повторение школьного курса геометрии».
    Техническое обеспечение урока – ПК, проектор, экран (или ПК и TV)
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    Структура урока - мотивация – анализ содержания учебного материала – выделение главного в учебном материале – обобщение и систематизация – установление внутрипредметных и межпредметных  связей – рефлексия.
    
    
    Содержание урока:
    
    1.Организационный этап (мотивация)
    Учитель обращает внимание учеников на раздаточный материал – опорный конспект темы «Треугольники» (находится в конце плана урока), который учащиеся вместе с педагогом составили в 9 классе, и предлагает сформулировать тему и цель урока. 
    Ученики приходят к выводу, что повторив общие свойства всех треугольников, необходимо повторить свойства и признаки прямоугольного треугольника, как наиболее востребованного к решению задач вида треугольников.  Формулируют тему и цель урока.
    
    2.Этап актуализации субъектного опыта учащихся 
    Учитель организует анализ содержания учебного материала, содержащегося в опорном конспекте и выделение главного в учебном материале. 
    Ученики находят и повторяют признаки и свойства прямоугольного треугольника. 
    
    3.Этап обобщения и систематизации
    Учитель вовлекает учащихся в планирование их предстоящей деятельности на уроке и организует обобщение и систематизацию знаний по теме «Прямоугольный треугольник» через  классификацию задач по теме. При этом можно воспользоваться сайтом https://math-ege.sdamgia.ru/ и вывести на экран Каталог заданий и задания из 3, 6, 16. 
    Ученики знакомятся с классификацией заданий и выделяют те из них, которые необходимо решить на этом уроке.
    Учитель организует установление внутрипредметных и межпредметных  связей, используя задачи практического содержания и задания из других разделов геометрии. Организует устное решение типичных задач (тексты задач и при необходимости чертежи к ним выводятся на экран):
    1
    
    В треугольнике ABC угол C равен 90°, BC = 4, . Найдите АВ 
    
    В треугольнике АВС угол С равен 90°, АС = 4,8 , . Найдите АВ.  (Ответ: 5)
    3
    
    В треугольнике ABC угол C равен 90°,АВ = 13,  . Найдите высоту CH.
    2
    
    Найдите площадь квадрата, изображённого на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см × 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
    4
    
    В треугольнике ABC угол ACB равен 90°, угол B равен 58°, CD — медиана. Найдите угол ACD. Ответ дайте в градусах
    5
    
    
    Один из углов прямоугольного треугольника равен 29°. Найдите угол между высотой и биссектрисой, проведёнными из вершины прямого угла. Ответ дайте в градусах.
    6
    
    
    Острые углы прямоугольного треугольника равны 24° и 66°. Найдите угол между биссектрисой и медианой, проведенными из вершины прямого угла. Ответ дайте в градусах.
    Учитель может воспользоваться задачами из уже представленного Каталога заданий и подобрать задачи разного уровня сложности. Задачи можно взять из открытого банка заданий с сайта http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege. 
    
    4.Этап применения изученного 
    Учитель организует решение задач, при этом возможна групповая или парная работа с последующей презентацией решений:
    1. Найдите площадь прямоугольного треугольника, если его катет и гипотенуза равны соответственно 6 и 10.
    2. В треугольнике ABC угол ACB равен 90°, угол B равен 58°, CD — медиана. Найдите угол ACD. Ответ дайте в градусах.
    3. Найдите острый угол между биссектрисами острых углов прямоугольного треугольника. Ответ дайте в градусах.
    4. Угол между биссектрисой и медианой прямоугольного треугольника, проведенными из вершины прямого угла, равен 14°. Найдите меньший угол этого треугольника. Ответ дайте в градусах.
    5. Найдите острый угол между биссектрисами острых углов прямоугольного треугольника. Ответ дайте в градусах.
    6. В треугольнике АВС угол С равен 90°, СН – высота, угол А  равен 30º , АВ = 4 . Найдите СН.
    5.Этап информации о домашнем задании
    Учитель предлагает учащимся сформулировать домашнее задание. Возможны варианты:
    1. Повторить или выучить опорный конспект по теме «Треугольники».
    2. Решить вариант из 2-3 задач, составленный и размещённый учителем на сайте https://math-ege.sdamgia.ru/
    3. Составить вариант из 2-3 задач по теме урока самостоятельно.
    
    6.Этап подведения итогов учебного занятия
    1. Какую цель мы сформулировали в начале урока? 
    2. Что мы сделали для её достижения?
    3. Достигли ли мы цели урока? Ответ обоснуйте.
    
    7.Рефлексия
    Используя цвета светофора (зеленый – могу идти дальше, желтый – есть повод подумать, красный – остановись и поработай), 
    1. Оцените свои знания по теме урока.
    2. Оцените свою деятельность на уроке.
    3. Оцените своё настроение на уроке. 
    
    
    
    
    
    Опорный конспект по теме «Треугольники»
    
    Равнобедренные 
    Опр.: треугольник называется равнобедренным, если две его стороны равны
    Прямоугольные 
    Опр.: если один из углов треугольника прямой, то он прямоугольный
    Равные
    Опр: треугольники называются равными, если их можно совместить наложением.
    Подобные
    Опр.: два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого.
    Общие свойства
    1.Сумма углов треугольника равна 180º.
    2.Внешний угол треугольника равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним.
    3.Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон. В треугольнике против большей стороны лежит больший угол и наоборот. Против равных углов лежат равные стороны и наоборот.
    4.Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны.
    5.S =  =  = 
    6.S = 
    7. S = ab·sin C
    8. В любом треугольнике медианы пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины.
    9. В любом треугольнике биссектрисы пересекаются в одной точке, которая является центром вписанной окружности.
    10. В любом треугольнике высоты пересекаются в одной точке
    11. В любом треугольнике серединные перпендикуляры пересекаются в одной точке, которая является центром описанной окружности.
    12. теорема синусов:  =  = 
    13. теорема косинусов: a² = b²+c²-2bc·cosA
    Медиана треугольника
    Опр.: отрезок, соединяющий вершину с серединой противоположной стороны.
    Биссектриса треугольника
    Опр.: отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны
    Высота треугольника
    Опр.: перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону.
    Признак: если два угла треугольника равны, то треугольник равнобедренный
    Свойства:
    1.В равнобедренном треугольнике углы при основании равны
    2. В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, является медианой и высотой и наоборот.
    Признак: Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный
    Свойства:
    1.Сумма двух острых углов равна 90º
    2.Катет, лежащий против угла в 30º, равен половине гипотенузы
    3.Если катет равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен 30º
    
    Признаки равенства треугольников:
    
    1.по двум сторонам и углу между ними
    2.по стороне и двум прилежащим к ней углам
    3.по трём сторонам.
    
    
    Признаки равенства прямоугольных треугольников:
    
    1.по катетам 
    2.по катету и прилежащему к нему острому углу
    3.по гипотенузе и острому углу
    4.по гипотенузе и катету
    
    Свойство: Если треугольники равны, то равны их соответственные стороны и углы
    Признаки:
    1.по двум углам
    2.по двум пропорцио-нальным сторонам и углу между ними
    3.по трём пропорцио-нальным сторонам
    Свойство:
    Отношение площадей двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия
    
    
    
    
     = 
     = 
    tg  = 
    
    
    
    
    
    
    
    
    30º
    45º
    60º
    
    
    Алгоритм решения задач:
    1.найти подобные треугольники
    2.из подобия пары треугольников следует равенство трёх отношений их сходственных сторон
    3. В записанное равенство отношений подставляем известные величины и находим неизвестные.
    
    
    
    sin 
    
    
    
    
    
    
    
    Равносторонние
    Опр.: треугольник называется равносторонним, если все его стороны равны.
    Свойство: все углы = 60º
    S = а²
    
    cos 
    
    
    
    
    
    
    
    
    tg
    
    1
    
    
    
    
    
    
    Теорема Пифагора: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов:
     c² = a² +b²
    
    
    
    
    
    S = , где a и b - катеты
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Геометрия 11кл - конспект.docx