Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Угол между касательной и хордой

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: геометрия
    Класс: 10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов и др. «Геометрия 10-11», Москва, «Просвещение», 2012 г.
    2. В.А. Яровенко – Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по геометрии к учебному комплекту Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева,  10 класс» - Москва, «ВАКО», 2011 г.
    Уровень обучения: (профильный)
    Тема урока: «Углы между касательной и хордой, проведенной в точку касания».
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 12
    Место урока в системе уроков по теме:  Урок по учебному плану  первый. 
    Цель урока: сформулировать и доказать свойства еще одного вида углов, связанных с понятием окружности – углов между касательной к окружности и хордой, проведенной в точку касания.
    Задачи урока:  
    обучающие: 
    1.сформулировать и доказать свойства еще одного вида углов, связанных с понятием окружности – углов между касательной к окружности и хордой, проведенной в точку касания.
    развивающие: 
    1.развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, познавательный интерес;
    2.расширять представления учащихся об окружающем мире;
    3.поддерживать интерес к изучаемому предмету; 
    4.содействовать развитию навыка самостоятельной работы учащихся посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность
    воспитывающие:
    активизировать интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ.
    Планируемые результаты: 
    Знать: теорему об угле между касательной и хордой. 
    Уметь: применять теорему при решении задач. 
    
    Техническое обеспечение урока:
    1. Приложения (раздаточный материал)
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Содержание урока
    Тема: Углы между касательной к окружности и хордой, проведенной в точку
    касания
    Цель урока: сформулировать и доказать свойства еще одного вида углов, связанных с понятием окружности – углов между касательной к окружности и хордой, проведенной в точку касания.
    Задачи урока: 
    образовательная: проверить знания теоретического материала по теме «Углы, вписанные в окружность»; рассмотреть связь градусной меры углов между касательной и хордой с градусными мерами уже ранее изученных углов; отработать навык решения задач с использованием вновь сформулированных свойств;
    развивающая: развитие познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы;
    воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, активности. 
    Ход урока
    1.Актуализация опорных знаний
                                                                 Устная работа 
    Вариант 1.
    I. Вместо многоточия вставьте верный вариант ответа:
    в 2 раза больше; в 2 раза меньше; равно.
    1. Вписанный в окружность угол всегда ……………….соответствующего центрального угла.
    2. Центральный угол всегда……………….соответствующей дуге.
    3. Вписанный в окружность угол всегда……………соответствующей дуге.
    4. Центральный угол всегда……………….соответствующего вписанного угла.
    5. Дуга окружности всегда…………….соответствующего вписанного угла.
    6. Градусная мера дуги всегда…………соответствующему центральному углу.
    II. Сформулируйте и докажите свойство вписанного в окружность угла, опирающегося на диаметр.
    Вариант2.
    I. Вместо многоточия вставьте верный вариант ответа:
    в 2 раза больше; в 2 раза меньше; равно.
    1. Градусная мера дуги всегда ……………….соответствующему центральному углу.
    2. Центральный угол всегда……………….соответствующей дуге.
    3. Дуга окружности всегда……………соответствующего вписанного угла.
    4. Центральный угол всегда……………….соответствующего вписанного угла.
    5. Вписанный в окружность угол всегда…………….соответствующей дуги.
    6. Вписанный в окружность угол всегда…………соответствующего центрального угла.
    II. Объяснение нового материала
     Сформулируйте и докажите свойство вписанных в окружность углов, опирающихся на дугу (работа с учебником).
    Решение задачи №816
    ТЕОРЕМА: Угол между касательной и хордой, проведенной в точку касания, равен половине дуги, заключенной между ними. Доказательство теоремы опирается на уже решенную задачу; учащиеся поясняют уже те моменты, которые разбирались(по учебнику разбирают доказательство).
    Дано: Окружность (О;r), MN – касательная, АВ – хорда, АВ ∩MN = {А}.Доказать: <ВАМ= ᵕВА.
    Доказательство: 
    1. Дополнительное построение: ВО = АО (радиусы)
    2. <АОМ=90°, так как MN – касательная, ОА- радиус, <ВАМ=90°– <ОАВ.
    3. Рассмотрим треугольник ВОА: ОВ=ОА , значит, треугольник равнобедренный с основанием АВ, поэтому <ОАВ=<АВО.
    <ВОА=180°– <ОАВ – <АВО=180°– 2*<ОАВ= 2*(90°–<ОАВ)
    4. ᵕВА=<ВОА=2*(90°–<ОАВ)= 2*<ВАМ, значит,
    ᵕВА=2*<ВАМ и <ВАМ= ᵕВА.
    III Закрепление
    Решение задач А.Л.Семёнова, И.В. Ященко ЕГЭ 4000задач. Математика. №2685-2688(стр. 400)
    При закреплении нового материала используются задачи не из учебника, поэтому учащимся раздаются распечатки, содержащие задания.
    После этого можно сформулировать и записать как свойство: 
    Угол между касательной и хордой, проведенной в точку касания, равен вписанному углу, опирающемуся на дугу, заключенную между касательной и хордой.
    Самостоятельная работа.
    Решение задач
    1.Дано: треугольник АВС вписан в окружность, <А:<В:<С=4:5:6; 
    ВМ – касательная к окружности.
    Вычислить: <МВС и <МВА.
    2.№816
    IV. Итог урока
    Вопросы
    Что мы делали сегодня на уроке?
    Для чего мы выполняли эти задания?
    Оценка учителем работы учащихся.
    Рекомендации учащимся
    V. Домашнее задание
    1. Выучить теорию (подготовка к тесту)
    2. № 817,818
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Используемая литература
    1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов и др. «Геометрия 10-11», Москва, «Просвещение», 2012 г.
    2. В.А. Яровенко – Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по геометрии к учебному комплекту Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева,  10 класс» - Москва, «ВАКО», 2011 г.
    3. Л.С. Сагателова. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум. Волгоград :Учитель,2009г. 
    4. А.Л.Семёнова, И.В. Ященко ЕГЭ 4000задач. Математика.Москва,  «Экзамен»2016г.
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Ильина В. В.

    Скачать: Геометрия 10кл - Конспект.docx