Название предмета: геометрия Класс: 10 УМК (название учебника, автор, год издания) 1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов и др. «Геометрия 10-11», Москва, «Просвещение», 2012 г. 2. В.А. Яровенко – Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по геометрии к учебному комплекту Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, 10 класс» - Москва, «ВАКО», 2011 г. Уровень обучения: (профильный) Тема урока: «Углы между касательной и хордой, проведенной в точку касания». Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 12 Место урока в системе уроков по теме: Урок по учебному плану первый. Цель урока: сформулировать и доказать свойства еще одного вида углов, связанных с понятием окружности – углов между касательной к окружности и хордой, проведенной в точку касания. Задачи урока: обучающие: 1.сформулировать и доказать свойства еще одного вида углов, связанных с понятием окружности – углов между касательной к окружности и хордой, проведенной в точку касания. развивающие: 1.развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, познавательный интерес; 2.расширять представления учащихся об окружающем мире; 3.поддерживать интерес к изучаемому предмету; 4.содействовать развитию навыка самостоятельной работы учащихся посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность воспитывающие: активизировать интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ. Планируемые результаты: Знать: теорему об угле между касательной и хордой. Уметь: применять теорему при решении задач. Техническое обеспечение урока: 1. Приложения (раздаточный материал) Содержание урока Тема: Углы между касательной к окружности и хордой, проведенной в точку касания Цель урока: сформулировать и доказать свойства еще одного вида углов, связанных с понятием окружности – углов между касательной к окружности и хордой, проведенной в точку касания. Задачи урока: образовательная: проверить знания теоретического материала по теме «Углы, вписанные в окружность»; рассмотреть связь градусной меры углов между касательной и хордой с градусными мерами уже ранее изученных углов; отработать навык решения задач с использованием вновь сформулированных свойств; развивающая: развитие познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы; воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, активности. Ход урока 1.Актуализация опорных знаний Устная работа Вариант 1. I. Вместо многоточия вставьте верный вариант ответа: в 2 раза больше; в 2 раза меньше; равно. 1. Вписанный в окружность угол всегда ……………….соответствующего центрального угла. 2. Центральный угол всегда……………….соответствующей дуге. 3. Вписанный в окружность угол всегда……………соответствующей дуге. 4. Центральный угол всегда……………….соответствующего вписанного угла. 5. Дуга окружности всегда…………….соответствующего вписанного угла. 6. Градусная мера дуги всегда…………соответствующему центральному углу. II. Сформулируйте и докажите свойство вписанного в окружность угла, опирающегося на диаметр. Вариант2. I. Вместо многоточия вставьте верный вариант ответа: в 2 раза больше; в 2 раза меньше; равно. 1. Градусная мера дуги всегда ……………….соответствующему центральному углу. 2. Центральный угол всегда……………….соответствующей дуге. 3. Дуга окружности всегда……………соответствующего вписанного угла. 4. Центральный угол всегда……………….соответствующего вписанного угла. 5. Вписанный в окружность угол всегда…………….соответствующей дуги. 6. Вписанный в окружность угол всегда…………соответствующего центрального угла. II. Объяснение нового материала Сформулируйте и докажите свойство вписанных в окружность углов, опирающихся на дугу (работа с учебником). Решение задачи №816 ТЕОРЕМА: Угол между касательной и хордой, проведенной в точку касания, равен половине дуги, заключенной между ними. Доказательство теоремы опирается на уже решенную задачу; учащиеся поясняют уже те моменты, которые разбирались(по учебнику разбирают доказательство). Дано: Окружность (О;r), MN – касательная, АВ – хорда, АВ ∩MN = {А}.Доказать: <ВАМ= ᵕВА. Доказательство: 1. Дополнительное построение: ВО = АО (радиусы) 2. <АОМ=90°, так как MN – касательная, ОА- радиус, <ВАМ=90°– <ОАВ. 3. Рассмотрим треугольник ВОА: ОВ=ОА , значит, треугольник равнобедренный с основанием АВ, поэтому <ОАВ=<АВО. <ВОА=180°– <ОАВ – <АВО=180°– 2*<ОАВ= 2*(90°–<ОАВ) 4. ᵕВА=<ВОА=2*(90°–<ОАВ)= 2*<ВАМ, значит, ᵕВА=2*<ВАМ и <ВАМ= ᵕВА. III Закрепление Решение задач А.Л.Семёнова, И.В. Ященко ЕГЭ 4000задач. Математика. №2685-2688(стр. 400) При закреплении нового материала используются задачи не из учебника, поэтому учащимся раздаются распечатки, содержащие задания. После этого можно сформулировать и записать как свойство: Угол между касательной и хордой, проведенной в точку касания, равен вписанному углу, опирающемуся на дугу, заключенную между касательной и хордой. Самостоятельная работа. Решение задач 1.Дано: треугольник АВС вписан в окружность, <А:<В:<С=4:5:6; ВМ – касательная к окружности. Вычислить: <МВС и <МВА. 2.№816 IV. Итог урока Вопросы Что мы делали сегодня на уроке? Для чего мы выполняли эти задания? Оценка учителем работы учащихся. Рекомендации учащимся V. Домашнее задание 1. Выучить теорию (подготовка к тесту) 2. № 817,818 Используемая литература 1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов и др. «Геометрия 10-11», Москва, «Просвещение», 2012 г. 2. В.А. Яровенко – Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по геометрии к учебному комплекту Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, 10 класс» - Москва, «ВАКО», 2011 г. 3. Л.С. Сагателова. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум. Волгоград :Учитель,2009г. 4. А.Л.Семёнова, И.В. Ященко ЕГЭ 4000задач. Математика.Москва, «Экзамен»2016г.
Автор(ы): Ильина В. В.
Скачать: Геометрия 10кл - Конспект.docx