Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Теорема Менелая

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: геометрия
    Класс: 10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов и др. «Геометрия 10-11», Москва, «Просвещение», 2012 г.
    2. В.А. Яровенко – Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по геометрии к учебному комплекту Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева,  10 класс» - Москва, «ВАКО», 2011 г.
    Уровень обучения (профильный)
    Тема урока: «Теоремы Менелая»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:12
    Место урока в системе уроков по теме:9
    Цель урока:  ознакомление с  теоремами Менелая;
                           исследование способов доказательства теорем;
                     овладение приемами решений планиметрических задач с использованием                                теоремы Менелая; 
    Задачи урока:  
    обучающие: 
    выявить теоретические положения для доказательства теорем;
    систематизировать теоретический материал доказательств:
    а) Теоремы Менелая,
    проверить эффективность и целесообразность применения               теорем при решении задач;
    научиться применять теоремы Менелая в задачах разной сложности;сравнить задачи, решенные с использованием теоремы Менелая с    задачами, решенными традиционным способом;
    развивающие: 
    1.развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, познавательный интерес;
    2.расширять представления учащихся об окружающем мире;
    3.поддерживать интерес к изучаемому предмету; 
    4.содействовать развитию навыка самостоятельной работы учащихся посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность
    воспитывающие:
    1.активизировать интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ.
    Планируемые результаты: 
    а) изучить теоремы Менелая;
    Знать: свойство точек, лежащих на одной прямой.
    Уметь: применять свойство точек, лежащих на одной прямой.
    Техническое обеспечение урока:
    1. Персональный компьютер,  
    2. Мультимедийный проектор
    3. Презентация «Теорема Менелая»
    4. Приложения (раздаточный материал)
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Содержание урока
    Тема: Теорема Менелая. 
    Цели урока:
    1. обобщить, расширить и систематизировать знания и умения учащихся; научить использовать знания при решении сложных задач;
    2. способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при решении задач;
    3. развивать логическое мышление и математическую речь учащихся, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
    4. воспитывать у учащихся уверенность в себе, трудолюбие; умение работать в коллективе.
    Задачи урока: 
    Образовательная: изучить теорему Менелая; применить её при решении задач.
    Развивающая: учить выдвигать гипотезу и умело доказательно отстаивать свое мнение; проверить умение обобщать и систематизировать свои знания.
    Воспитательная: повысить интерес к предмету и подготовить к решению более сложных задач.
    
    Ход урока 
    I этап. Организационный момент (1 мин.)
    Лекция
    Менелай Александрийский (1 – 2 вв. н.э.) – греческий математик и астроном.
    Теорема Менелая. Если прямая пересекает стороны или продолжения сторон BC, CA и AB треугольника ABC соответственно в точках A1, B1, C1, то имеет место равенство   
    
                                                          
    
      Доказательство.  Проведём  CD || AB.  Рассмотрим треугольник A1BC1 и 
    треугольник A1CD.
    Угол DA1C=углу C1A1B (вертикальные)
    Угол D = углу C1 (накрест лежащие при CD || AC1  и секущей C1D)
    Следовательно, треугольник A1BC1   подобен треугольнику A1CD. Стороны подобных треугольников пропорциональны 
    Рассмотрим треугольник B1 AC1 и треугольник B1 CD
    Угол DB1C = углу  AB1C1  (Вертикальные)
    Угол D   = углу  C1  (Накрест лежащие при CD || AC1 и секущей C1D)
    Следовательно, треугольник B1AC1 подобен треугольнику B1CD. Следовательно, 
    У нас получилось два равенства    и 
    Перемножим почленно эти равенства: . Получим
    
    Воспользуемся свойством дробей: 
    (Например )
    Имеем   . Теорема доказана.
    
    
    	                 Доказательство остаётся в силе
     и в том случае, когда все три
     точки A1, B1, C1  лежат на
     продолжениях сторон
     треугольника ABC
    
    
    
    Прежде чем  рассмотреть обратную теорему, сделаем одно уточнение. Пусть ABи CD – ненулевые  коллинеарные векторы. Если, то будем писать: . Значит, число k равно отношению длин векторов и, взятому со знаком «плюс», если векторы сонаправлены, и со знаком «минус», если они направлены противоположно. При таком соглашении полученное выше равенство принимает вид:
                                            
        Докажем обратную теорему.
        Пусть на прямых BC, CA, AB, определяющих треугольник ABC, даны точки A1, B1, C1. Если выполняется равенство , то эти точки лежат на одной прямой.
        Допустим, что выполнено равенство  , и пусть прямая A1B1 пересекает прямую AB в точке C2. Согласно прямой теореме, . Сравнивая это соотношение с данным, получим, что .
    Прибавим к обеим частям равенства 1.  , получим:  т.е. , откуда, т.е. C1  и C2 совпадут.
    
    
    III этап. Решение задач. 
    Рассмотрим задачи на применение теоремы Менелая.
    
    Задача №1
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Решение
    Рассмотрим  ABN и секущую CM (точки пересечения M, K, C). По теореме Менелая: . т.к. ,    , тогда , то  , следовательно,  
                                                                                   
                                                                                     Ответ: =     
    
    Задача №2
    
    
    
       
    
        
    
    
    
    	Решение
    
    По теореме Менелая:, следовательно, .
    Значит, SC1KB = SC1BC
    Аналогично SAB1P=SAB1B,       SA1NC=SACA1
    По условию A1C=CB, следовательно, SACA1=SABC, следовательно, SA1NC=SABC  
    
    AB1=AC, следовательно, SABB1=SABC, следовательно, SAPB1=SABC 
    C1B=AB, следовательно, SC1BC=SABC, следовательно, SC1BK=SABC  
    SABC=SACA1+SCC1B-SA1NC+SAPKC1+SKPN , пусть SABC=S.
    S=S+S-S+S+SKPN
    S=S+ SKPN, откуда SKPN=(1-)S= S;           SKPN=S
    Ответ: SKPN=S
    
    Задача №3
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Решение
    А) Используем свойство площадей треугольников:
                   
     (в случае, если BD –медиана, то SABD= SCBD)
    
    Проведём медианы  в  B1AC1, в B1A1C и в BC1A1.
     Обозначим площади частей   A1B1C1 буквами S1;S2;S3;S4;S5;S6;S7
    По свойству, приведённому выше:
    S1=S2 (AB – медиана B1BC)
     S6=S7 (A1A – медиана B1A1C)        	, следовательно, S1=S7
     S6=S1 (AC – медиана ABA1)
     S2=S3 (B1B – медиана AB1C1), следовательно, S1=S3 
    S1=S4 (CB – медианаACC1)
    S4=S5 (C1C – медиана BC1A1), следовательно, S1=S5
    SA1B1C1 = S1+S2+S3+S4+S5+S6+S7  = 7SABC,   где SABC=S1
    Значит,  =  
    Б) точки A, B, K – лежат на одной прямой, пересекающей стороны  A1B1C  По теореме Менелая: ,    т.к. B1A=AC;     т.к. BC=CA1, следовательно,   т.е. 
    Ответ: = ,  
    
    Задача №4
    
                                
    
    Решение
    Используем теорему Менелая для BCD и секущей EP.
    ;         CN=ND; следовательно, .
    , следовательно, .
    Рассмотрим ABD и секущую MP. По теореме Менелая: ; BM=MA, следовательно, , тогда, , следовательно, .  
    Из двух равенств:   и  , следует что, . Что и требовалось доказать.
    Задача №5
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Решение
    Используем теорему Менелая поочерёдно к треугольникам:
    AKM и секущая DO (точки пересечения O, P, D)  ;  , следовательно, AO=2OK.
    BPN и секущая OC (точки пересечения O, K, C)  ;   , следовательно, BO=2OP.
    AOD и секущая AK (точки пересечения M, P, K)   ;  , следовательно, DP=3PO
    BOC и секущая PN (точки пересечения P, K, N)   ;  , следовательно, CK=3OK.
    Значит, DO=4PO;   BO=2PO, т.е.  
    CO=4OK;   AO=2OK, т.е.  .   В AOB и  COD  ,
    AOB = DOC – вертикальные, следовательно, AOB подобенCOD, следовательно BAO=DCO (накрест лежащие при прямых AB и DC и секущей AC), следовательно, AB || DC. Значит, ABCD – трапеция. 
    Из равенств   и    видно, что стороны подобных треугольников  AOB и COD относятся как , значит  или DC=2AB. Что и требовалось доказать.
    Как запомнить равенство Менелая?
    Вершины треугольника в каждом отношении и сами отношения записываются в направлении обхода вершин треугольника АВС – от вершины к вершине, проходя через точки деления, (внутренние или внешние). 
    Домашнее  задание
    №855,859
    
    
    
    
    
    Список литературы
    1. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. М.: Аванта +, 2002.      
    2. Прасолов В. В. Задачи по планиметрии: Ч.1. М.: Наука, Физматлит, 1995.
    3. Сканави М. И. Сборник задач по математике для поступающих во Втузы. М.: Высшая Школа, 1995.
    4. Г. С. М. Коксетер, С. Л. Грейтцер. Новые встречи с геометрией. М.: Наука, 1991.
    5. Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября», 2004 №13,14.
    6. Б.Орач  «Теорема  Менелая». Квант № 3, 1991.
    7. Шарыгин И.Ф. Геометрия. Задачник.9—11 классы. — М.: Дрофа, 1996.
    8. К. А. Иванов «О пропорциональных отрезках в треугольнике» , журнал              « Математика в школе» №8-2004. 
    9. Е. Качалкина « Применение теорем Чевы и Менелая», журнал  «Математика в школе» №13,14 -2004. 
    10. Г.И.Глейзер. История математики в школе – 1983, - 316с. 
    
                                                              Приложение
    Слайд 1: Теорема Менелая
    Слайд 2-5: Решение задач
    
    
    
     

    Автор(ы): Ильина В. В.

    Скачать: Геометрия 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку