Название предмета: геометрия Класс: 10 УМК (название учебника, автор, год издания) 1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов и др. «Геометрия 10-11», Москва, «Просвещение», 2012 г. 2. В.А. Яровенко – Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по геометрии к учебному комплекту Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, 10 класс» - Москва, «ВАКО», 2011 г. Уровень обучения (профильный) Тема урока: «Теоремы Менелая» Общее количество часов, отведенное на изучение темы:12 Место урока в системе уроков по теме:9 Цель урока: ознакомление с теоремами Менелая; исследование способов доказательства теорем; овладение приемами решений планиметрических задач с использованием теоремы Менелая; Задачи урока: обучающие: выявить теоретические положения для доказательства теорем; систематизировать теоретический материал доказательств: а) Теоремы Менелая, проверить эффективность и целесообразность применения теорем при решении задач; научиться применять теоремы Менелая в задачах разной сложности;сравнить задачи, решенные с использованием теоремы Менелая с задачами, решенными традиционным способом; развивающие: 1.развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, познавательный интерес; 2.расширять представления учащихся об окружающем мире; 3.поддерживать интерес к изучаемому предмету; 4.содействовать развитию навыка самостоятельной работы учащихся посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность воспитывающие: 1.активизировать интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ. Планируемые результаты: а) изучить теоремы Менелая; Знать: свойство точек, лежащих на одной прямой. Уметь: применять свойство точек, лежащих на одной прямой. Техническое обеспечение урока: 1. Персональный компьютер, 2. Мультимедийный проектор 3. Презентация «Теорема Менелая» 4. Приложения (раздаточный материал) Содержание урока Тема: Теорема Менелая. Цели урока: 1. обобщить, расширить и систематизировать знания и умения учащихся; научить использовать знания при решении сложных задач; 2. способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при решении задач; 3. развивать логическое мышление и математическую речь учащихся, умение анализировать, сравнивать и обобщать; 4. воспитывать у учащихся уверенность в себе, трудолюбие; умение работать в коллективе. Задачи урока: Образовательная: изучить теорему Менелая; применить её при решении задач. Развивающая: учить выдвигать гипотезу и умело доказательно отстаивать свое мнение; проверить умение обобщать и систематизировать свои знания. Воспитательная: повысить интерес к предмету и подготовить к решению более сложных задач. Ход урока I этап. Организационный момент (1 мин.) Лекция Менелай Александрийский (1 – 2 вв. н.э.) – греческий математик и астроном. Теорема Менелая. Если прямая пересекает стороны или продолжения сторон BC, CA и AB треугольника ABC соответственно в точках A1, B1, C1, то имеет место равенство Доказательство. Проведём CD || AB. Рассмотрим треугольник A1BC1 и треугольник A1CD. Угол DA1C=углу C1A1B (вертикальные) Угол D = углу C1 (накрест лежащие при CD || AC1 и секущей C1D) Следовательно, треугольник A1BC1 подобен треугольнику A1CD. Стороны подобных треугольников пропорциональны Рассмотрим треугольник B1 AC1 и треугольник B1 CD Угол DB1C = углу AB1C1 (Вертикальные) Угол D = углу C1 (Накрест лежащие при CD || AC1 и секущей C1D) Следовательно, треугольник B1AC1 подобен треугольнику B1CD. Следовательно, У нас получилось два равенства и Перемножим почленно эти равенства: . Получим Воспользуемся свойством дробей: (Например ) Имеем . Теорема доказана. Доказательство остаётся в силе и в том случае, когда все три точки A1, B1, C1 лежат на продолжениях сторон треугольника ABC Прежде чем рассмотреть обратную теорему, сделаем одно уточнение. Пусть ABи CD – ненулевые коллинеарные векторы. Если, то будем писать: . Значит, число k равно отношению длин векторов и, взятому со знаком «плюс», если векторы сонаправлены, и со знаком «минус», если они направлены противоположно. При таком соглашении полученное выше равенство принимает вид: Докажем обратную теорему. Пусть на прямых BC, CA, AB, определяющих треугольник ABC, даны точки A1, B1, C1. Если выполняется равенство , то эти точки лежат на одной прямой. Допустим, что выполнено равенство , и пусть прямая A1B1 пересекает прямую AB в точке C2. Согласно прямой теореме, . Сравнивая это соотношение с данным, получим, что . Прибавим к обеим частям равенства 1. , получим: т.е. , откуда, т.е. C1 и C2 совпадут. III этап. Решение задач. Рассмотрим задачи на применение теоремы Менелая. Задача №1 Решение Рассмотрим ABN и секущую CM (точки пересечения M, K, C). По теореме Менелая: . т.к. , , тогда , то , следовательно, Ответ: = Задача №2 Решение По теореме Менелая:, следовательно, . Значит, SC1KB = SC1BC Аналогично SAB1P=SAB1B, SA1NC=SACA1 По условию A1C=CB, следовательно, SACA1=SABC, следовательно, SA1NC=SABC AB1=AC, следовательно, SABB1=SABC, следовательно, SAPB1=SABC C1B=AB, следовательно, SC1BC=SABC, следовательно, SC1BK=SABC SABC=SACA1+SCC1B-SA1NC+SAPKC1+SKPN , пусть SABC=S. S=S+S-S+S+SKPN S=S+ SKPN, откуда SKPN=(1-)S= S; SKPN=S Ответ: SKPN=S Задача №3 Решение А) Используем свойство площадей треугольников: (в случае, если BD –медиана, то SABD= SCBD) Проведём медианы в B1AC1, в B1A1C и в BC1A1. Обозначим площади частей A1B1C1 буквами S1;S2;S3;S4;S5;S6;S7 По свойству, приведённому выше: S1=S2 (AB – медиана B1BC) S6=S7 (A1A – медиана B1A1C) , следовательно, S1=S7 S6=S1 (AC – медиана ABA1) S2=S3 (B1B – медиана AB1C1), следовательно, S1=S3 S1=S4 (CB – медианаACC1) S4=S5 (C1C – медиана BC1A1), следовательно, S1=S5 SA1B1C1 = S1+S2+S3+S4+S5+S6+S7 = 7SABC, где SABC=S1 Значит, = Б) точки A, B, K – лежат на одной прямой, пересекающей стороны A1B1C По теореме Менелая: , т.к. B1A=AC; т.к. BC=CA1, следовательно, т.е. Ответ: = , Задача №4 Решение Используем теорему Менелая для BCD и секущей EP. ; CN=ND; следовательно, . , следовательно, . Рассмотрим ABD и секущую MP. По теореме Менелая: ; BM=MA, следовательно, , тогда, , следовательно, . Из двух равенств: и , следует что, . Что и требовалось доказать. Задача №5 Решение Используем теорему Менелая поочерёдно к треугольникам: AKM и секущая DO (точки пересечения O, P, D) ; , следовательно, AO=2OK. BPN и секущая OC (точки пересечения O, K, C) ; , следовательно, BO=2OP. AOD и секущая AK (точки пересечения M, P, K) ; , следовательно, DP=3PO BOC и секущая PN (точки пересечения P, K, N) ; , следовательно, CK=3OK. Значит, DO=4PO; BO=2PO, т.е. CO=4OK; AO=2OK, т.е. . В AOB и COD , AOB = DOC – вертикальные, следовательно, AOB подобенCOD, следовательно BAO=DCO (накрест лежащие при прямых AB и DC и секущей AC), следовательно, AB || DC. Значит, ABCD – трапеция. Из равенств и видно, что стороны подобных треугольников AOB и COD относятся как , значит или DC=2AB. Что и требовалось доказать. Как запомнить равенство Менелая? Вершины треугольника в каждом отношении и сами отношения записываются в направлении обхода вершин треугольника АВС – от вершины к вершине, проходя через точки деления, (внутренние или внешние). Домашнее задание №855,859 Список литературы 1. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. М.: Аванта +, 2002. 2. Прасолов В. В. Задачи по планиметрии: Ч.1. М.: Наука, Физматлит, 1995. 3. Сканави М. И. Сборник задач по математике для поступающих во Втузы. М.: Высшая Школа, 1995. 4. Г. С. М. Коксетер, С. Л. Грейтцер. Новые встречи с геометрией. М.: Наука, 1991. 5. Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября», 2004 №13,14. 6. Б.Орач «Теорема Менелая». Квант № 3, 1991. 7. Шарыгин И.Ф. Геометрия. Задачник.9—11 классы. — М.: Дрофа, 1996. 8. К. А. Иванов «О пропорциональных отрезках в треугольнике» , журнал « Математика в школе» №8-2004. 9. Е. Качалкина « Применение теорем Чевы и Менелая», журнал «Математика в школе» №13,14 -2004. 10. Г.И.Глейзер. История математики в школе – 1983, - 316с. Приложение Слайд 1: Теорема Менелая Слайд 2-5: Решение задач
Автор(ы): Ильина В. В.
Скачать: Геометрия 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Ильина В. В.
Скачать: Геометрия 10кл - Презентация к уроку.ppt