Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок повторение "Основы кинематики и динамики" (Мартынова Е.С.)

Текст урока

  • Конспект

     Класс:  9 класс
    Предмет:  Физика
    Тип урока: 
    Урок закрепления полученных  знаний, базовый уровень.
    Используемые учебники и учебные пособия: 
    А.В. Перышкин, Е.М. Гутник  Физика 9 класс - М.:Дрофа, 2012
    Используемая методическая литература: 
    В.А. Волков Поурочные разработки по физике 9 класс - М.:"ВАКО", 2007
    Ссылка на материал используемый на данном уроке: http://easyen.ru/load/fizika/9_klass/rabochij_list_dlja_uchashhikhsja_po_teme_zakony_njutona/140-1-0-35127
    источник шаблона: Сайт http://linda6035.ucoz.ru/
     Кирилова Г.Д. Совершенствование урока как целостной системы.- М.,1983.
    Левина М.М. Процесс обучения на уроке. – М., 1976.
    Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1981.
    
    Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
    Цели урока:
    обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Основы кинематики и динамики»,  
     Задачи урока:
    Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении темы «Основы кинематики»,
    Повторить и систематизировать изученный материал.
    Создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
    Формировать  у учащихся понятие значимости изучаемого материала
    Совершенствовать  умения учащихся анализировать условия задач,  определять вид движения  физических тел.
    Развивать логическое мышление при  решении текстовых задач    на нахождение кинематических величин.
    Развивать познавательный интерес к предмету.
    
    II. Этап проведения
    1.  Организационный момент.
    2.   Постановка задач урока.
    3.   Работа в группах
    5.   Решение задач.
    6    Устная работа
    III. Итоги урока. Домашнее задание.
    
    Организационный момент.
    
    Здравствуйте, ребята! Как вы хорошо знаете, физика – это наука о природе, занимающаяся изучением самых общих свойств окружающего нас материального мира. Его главное свойство - изменчивость. Различные изменения мы наблюдаем с вами постоянно: день меняет ночь, вода замерзает при охлаждении ниже 00С, движение автомобиля по дороге, падение листвы с деревьев. И мы можем отметить, что наиболее частые изменения связаны с движением тел.Сегодня мы повторим все что связанно с механикой и динамикой. Какие основные законы лежат в основе кинематики.
    Для этого мы создадим три рабочих группы. Каждая из которых заполнит пропуски. 
    1 закон Ньютона
    1 группа
    2 закон Ньютона
    2 группа
    3 закон Ньютона
    3 группа
    
    
    
    
    Если на тело не действуют силы или действие сил скомпенсировано (___________), то тело сохраняет ______ или движется равномерно и ______________(или существование ИСО)
    Сила, действующая на тело сообщает этому телу ускорение:
    (если действует одна сила) 
     
    (если действуют несколько сил) 
    
    
    Характеристика сил:
    1. Силы приложены к ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ________________________
    2. Силы действуют вдоль ___________________________
    3. Силы приложены к _______________________
    (то есть Fравн находить нельзя)
    1. Тело лежит на опоре
    
    
    
    2. Тело равномерно движется 
    
    
    
    
    3. Тело подвешено к нити
    
    
    
    
    
    
    Виды задач:
    Если в условии 1 сила
    1.Применяется только формула F=ma
    Следствия:
    Если F=Сonst, то 
    
    Если a=Сonst, то 
    Если m=Сonst, то 
    2.Применяются в совокупности формулы: F=ma + формулы кинематики
    
    
    
    
     
    
    3.  Применяются в совокупности формулы: F=ma + графики из кинематики (определение ускорения)
    
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    Примеры сил:
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    При взаимодействии тел:
    
    
    
    Для проверки:
    1 закон Ньютона
    2 закон Ньютона
    3 закон Ньютона
    0
    0
    
    Действие = Противодействию
    Если на тело не действуют силы или действие сил скомпенсировано 
    (0), то тело сохраняет состояние покоя или движется равномерно и прямолинейно (или существование ИСО)
    Сила, действующая на тело сообщает этому телу ускорение:
    (если действует одна сила) 
     
    (если действуют несколько сил) 
    
    
    Характеристика сил:
    1.Силы приложены в одной точке
    2.Силы действуют вдоль ­­­­­­­­­­­­­­­­­­одной прямой 
    .Силы приложены к разным телам
    (то есть Fравн находить нельзя)
    4. Тело лежит на опоре
    N=mg
    Тело равномерно движется 
    
    5. Тело подвешено к нити
    T=mg
    ! Если тело находится в состоянии покоя, то сумма сил, действующих в одну сторону, равна сумме сил, действующих в другуюсторону
    Виды задач:
    Если в условии 1 сила
    1.Применяется только формула F=ma
    Следствия:
    Если F=Сonst, то 
    Если a=Сonst, то 
    Если m=Сonst, то 
    2.Применяются в совокупности формулы: F=ma + формулы кинематики
    Перемещение, закон всемирного тяготения, формула для вычисление координаты, формула для вычисления потенциальной энергии
    
    
    
    
    3Применяются в совокупности формулы: F=ma + графики из кинематики (определение ускорения)
    
     
    
    
    
    
    
    Р=NP=T
    При взаимодействии тел:
    
    
    Применение: 
    движение по инерции,
    равномерное движение парашютиста,
    трудоспособность человека как инерционная система
    Применение:
    Движение мяча в спортивных играх,
    Управление  транспортными средствами, движение пешеходов, пересекающим оживленную улицу, - ведь для остановки движущихся тел нужны время и пространство
    Применение:
    Расчет веса тела при ПРД,
    
    Если в условии более 1 силы 
    Задачи решаются строго по алгоритму
    1.  Сделать чертеж, показать все силы, действующие на тело
    2. Записать второй закон Ньютона в виде (переписать все силы)
    3. Выбрать оси (х и у; х или y)
    4. Спроецировать записанное уравнение на оси
    5. Выразить нужную величину из уравнения или системы уравнений
    6. Подставить числовые значения
    7.  Решение задачи из Рымкевича  по алгоритму: 
    
    Ответы на вопросы по курсу физики:
    1. Что общего между ракетой и кальмаром? (Движутся, используя реак­тивный принцип.)
    2.  Фамилия, имя ученого, подарившего миру 3 закона меха­ники? (Исаак Ньютон.)
    3.  Почему мы не замечаем движения Земли вокруг Солнца, хотя скорость этого движения 30 км/с? (Центростремительное ускорение, связанное с об­ращением Земли вокруг Солнца, чрезвычайно мало по сравнению с ускорени­ем сипы тяжести на Земле.)
    4.  Устройство, работающее на слабых токах, при помощи которого можно управлять цепью, сила тока в которой велика. (Реле.)
    5.  Ученый, объяснивший намагниченность железа и стали электрически­ми токами, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. (Ампер Андре Мари (1775-1836) - французский физик и математик, один из
    основоположников электродинамики, член Парижской академии наук)
    6.  Место магнита, где наблюдается наиболее сильное магнитное поле. (Полюс)
    7.  Энергия ионизирующего излучения, поглощенная облучаемым веще­ством, рассчитанная на единицу его массы. (Доза.)
    1.  Ядро атома состоит из протонов и... (Нейтронов.)
    8.  Химический радиоактивный элемент, являющийся сырьем для получе­ния атомной энергии. (Уран.)
    10.  Механическое взаимодействие между твердыми телами, возникающее в местах их соприкосновения и препятствующее их взаимному перемещению. (Трение.)
    11.  Тело, обладающее намагниченностью, т.е. создающее магнитное поле. (Магнит.)
    12.  Белку с лапками, полными орехов, посадили на гладкий горизонталь­ный стол и толкнули вдоль него. Приблизившись к краю стола, белка почув­ствовала опасность. Она знала закон движения Ньютона и, пользуясь одним из них, предотвратила свое падение на пол. Каким образом? (Выбросила впе­ред орехи.)
    13.  Линия, по которой движется тело. (Траектория.)
    14.  Электрически нейтральная элементарная частица с массой покоя, рав­ной 1,674920 • 20 27 кг. (Нейтрон.)
    15.  Семья французских физиков, создавшая учение о радиоактивности. (Кюри.)
    16.  Что такое период колебаний? (Минимальный промежуток времени, через который движение повторяется.)
    17. Что называется математическим маятником? (Материальная точка, ко­леблющаяся на неменяющемся со временем расстоянии от точки подвеса.)
    18.  Что такое волна? (Возмущения, распространяющиеся в простран­стве, удаляясь от места их возникновения.)
    19. В результате чего образуется эхо? (В результате отражения звука от различных преград.)
    
    .Итоги урока. 
    Домашнее задание. Рым № 250, повторить п.43-54 из Ф 9.
    
    
     

    Автор(ы): Мартынова Е. С.

    Скачать: Физика 9кл - Конспект.doc