Класс: 9 класс Предмет: Физика Тип урока: Урок закрепления полученных знаний, базовый уровень. Используемые учебники и учебные пособия: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика 9 класс - М.:Дрофа, 2012 Используемая методическая литература: В.А. Волков Поурочные разработки по физике 9 класс - М.:"ВАКО", 2007 Ссылка на материал используемый на данном уроке: http://easyen.ru/load/fizika/9_klass/rabochij_list_dlja_uchashhikhsja_po_teme_zakony_njutona/140-1-0-35127 источник шаблона: Сайт http://linda6035.ucoz.ru/ Кирилова Г.Д. Совершенствование урока как целостной системы.- М.,1983. Левина М.М. Процесс обучения на уроке. – М., 1976. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1981. Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений. Цели урока: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Основы кинематики и динамики», Задачи урока: Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении темы «Основы кинематики», Повторить и систематизировать изученный материал. Создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности. Формировать у учащихся понятие значимости изучаемого материала Совершенствовать умения учащихся анализировать условия задач, определять вид движения физических тел. Развивать логическое мышление при решении текстовых задач на нахождение кинематических величин. Развивать познавательный интерес к предмету. II. Этап проведения 1. Организационный момент. 2. Постановка задач урока. 3. Работа в группах 5. Решение задач. 6 Устная работа III. Итоги урока. Домашнее задание. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Как вы хорошо знаете, физика – это наука о природе, занимающаяся изучением самых общих свойств окружающего нас материального мира. Его главное свойство - изменчивость. Различные изменения мы наблюдаем с вами постоянно: день меняет ночь, вода замерзает при охлаждении ниже 00С, движение автомобиля по дороге, падение листвы с деревьев. И мы можем отметить, что наиболее частые изменения связаны с движением тел.Сегодня мы повторим все что связанно с механикой и динамикой. Какие основные законы лежат в основе кинематики. Для этого мы создадим три рабочих группы. Каждая из которых заполнит пропуски. 1 закон Ньютона 1 группа 2 закон Ньютона 2 группа 3 закон Ньютона 3 группа Если на тело не действуют силы или действие сил скомпенсировано (___________), то тело сохраняет ______ или движется равномерно и ______________(или существование ИСО) Сила, действующая на тело сообщает этому телу ускорение: (если действует одна сила) (если действуют несколько сил) Характеристика сил: 1. Силы приложены к ________________________ 2. Силы действуют вдоль ___________________________ 3. Силы приложены к _______________________ (то есть Fравн находить нельзя) 1. Тело лежит на опоре 2. Тело равномерно движется 3. Тело подвешено к нити Виды задач: Если в условии 1 сила 1.Применяется только формула F=ma Следствия: Если F=Сonst, то Если a=Сonst, то Если m=Сonst, то 2.Применяются в совокупности формулы: F=ma + формулы кинематики 3. Применяются в совокупности формулы: F=ma + графики из кинематики (определение ускорения) Примеры сил: При взаимодействии тел: Для проверки: 1 закон Ньютона 2 закон Ньютона 3 закон Ньютона 0 0 Действие = Противодействию Если на тело не действуют силы или действие сил скомпенсировано (0), то тело сохраняет состояние покоя или движется равномерно и прямолинейно (или существование ИСО) Сила, действующая на тело сообщает этому телу ускорение: (если действует одна сила) (если действуют несколько сил) Характеристика сил: 1.Силы приложены в одной точке 2.Силы действуют вдоль одной прямой .Силы приложены к разным телам (то есть Fравн находить нельзя) 4. Тело лежит на опоре N=mg Тело равномерно движется 5. Тело подвешено к нити T=mg ! Если тело находится в состоянии покоя, то сумма сил, действующих в одну сторону, равна сумме сил, действующих в другуюсторону Виды задач: Если в условии 1 сила 1.Применяется только формула F=ma Следствия: Если F=Сonst, то Если a=Сonst, то Если m=Сonst, то 2.Применяются в совокупности формулы: F=ma + формулы кинематики Перемещение, закон всемирного тяготения, формула для вычисление координаты, формула для вычисления потенциальной энергии 3Применяются в совокупности формулы: F=ma + графики из кинематики (определение ускорения) Р=NP=T При взаимодействии тел: Применение: движение по инерции, равномерное движение парашютиста, трудоспособность человека как инерционная система Применение: Движение мяча в спортивных играх, Управление транспортными средствами, движение пешеходов, пересекающим оживленную улицу, - ведь для остановки движущихся тел нужны время и пространство Применение: Расчет веса тела при ПРД, Если в условии более 1 силы Задачи решаются строго по алгоритму 1. Сделать чертеж, показать все силы, действующие на тело 2. Записать второй закон Ньютона в виде (переписать все силы) 3. Выбрать оси (х и у; х или y) 4. Спроецировать записанное уравнение на оси 5. Выразить нужную величину из уравнения или системы уравнений 6. Подставить числовые значения 7. Решение задачи из Рымкевича по алгоритму: Ответы на вопросы по курсу физики: 1. Что общего между ракетой и кальмаром? (Движутся, используя реактивный принцип.) 2. Фамилия, имя ученого, подарившего миру 3 закона механики? (Исаак Ньютон.) 3. Почему мы не замечаем движения Земли вокруг Солнца, хотя скорость этого движения 30 км/с? (Центростремительное ускорение, связанное с обращением Земли вокруг Солнца, чрезвычайно мало по сравнению с ускорением сипы тяжести на Земле.) 4. Устройство, работающее на слабых токах, при помощи которого можно управлять цепью, сила тока в которой велика. (Реле.) 5. Ученый, объяснивший намагниченность железа и стали электрическими токами, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. (Ампер Андре Мари (1775-1836) - французский физик и математик, один из основоположников электродинамики, член Парижской академии наук) 6. Место магнита, где наблюдается наиболее сильное магнитное поле. (Полюс) 7. Энергия ионизирующего излучения, поглощенная облучаемым веществом, рассчитанная на единицу его массы. (Доза.) 1. Ядро атома состоит из протонов и... (Нейтронов.) 8. Химический радиоактивный элемент, являющийся сырьем для получения атомной энергии. (Уран.) 10. Механическое взаимодействие между твердыми телами, возникающее в местах их соприкосновения и препятствующее их взаимному перемещению. (Трение.) 11. Тело, обладающее намагниченностью, т.е. создающее магнитное поле. (Магнит.) 12. Белку с лапками, полными орехов, посадили на гладкий горизонтальный стол и толкнули вдоль него. Приблизившись к краю стола, белка почувствовала опасность. Она знала закон движения Ньютона и, пользуясь одним из них, предотвратила свое падение на пол. Каким образом? (Выбросила вперед орехи.) 13. Линия, по которой движется тело. (Траектория.) 14. Электрически нейтральная элементарная частица с массой покоя, равной 1,674920 • 20 27 кг. (Нейтрон.) 15. Семья французских физиков, создавшая учение о радиоактивности. (Кюри.) 16. Что такое период колебаний? (Минимальный промежуток времени, через который движение повторяется.) 17. Что называется математическим маятником? (Материальная точка, колеблющаяся на неменяющемся со временем расстоянии от точки подвеса.) 18. Что такое волна? (Возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места их возникновения.) 19. В результате чего образуется эхо? (В результате отражения звука от различных преград.) .Итоги урока. Домашнее задание. Рым № 250, повторить п.43-54 из Ф 9.
Автор(ы): Мартынова Е. С.
Скачать: Физика 9кл - Конспект.doc