Класс: 9 класс Предмет: Физика Используемые учебники и учебные пособия: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика 9 класс - М.:Дрофа, 2012 Используемая методическая литература: В.А. Волков Поурочные разработки по физике 9 класс - М.:"ВАКО", 2007 Лабораторная работа 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» (12/8) Цель урока: Объяснить характер движения заряженных частиц. Оборудование: Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии. Ход работы: Пояснения к работе. лабораторная работа проводятся по описанию в учебнике Физика 9, стр 238 При выполнении данной лабораторной работы следует помнить, что: а) длина трека тем больше, чем больше энергия частицы (и чем меньше плотность среды); б) толщина трека тем больше, чем больше заряд частицы и чем меньше ее скорость; в) при движении заряженной частицы в магнитном поле трек ее получается искривленным, причем радиус кривизны трека тем больше, чем больше масса и скорость частицы и чем меньше ее заряд и модуль индукции магнитного поля; г) частица двигалась от конца трека с большим радиусом кривизны к концу с меньшим радиусом кривизны (радиус кривизны по мере движения уменьшается, так как из-за сопротивления среды уменьшается скорость частицы). Порядок выполнения работы: 1. На двух из трех представленных вам фотографий изображены треки частиц, движущихся в магнитном поле. Укажите, на каких. Ответ обоснуйте. 2. Рассмотрите фотографию треков α-частиц, двигавшихся в камере Вильсона, и ответьте на данные ниже вопросы. - В каком направлении двигались α-частицы? - Длина треков α-частиц примерно одинакова. О чем это говорит? - Как менялась толщина трека по мере движения частиц? Что из этого следует? 3. Дана фотография треков α-частиц в камере Вильсона, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии: - Почему менялись радиус кривизны и толщина треков по мере движения α-частиц? - В какую сторону двигались частицы? 4. Дана фотография трека электрона в пузырьковой камере, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии: - Почему трек имеет форму спирали? - В каком направлении двигался электрон? - Что могло послужить причиной того, что трек электрона гораздо длиннее треков α-частиц? Домашнее задание: Учащиеся по группам представляют материал об атомной бомбардировке японских городов Хиросима и Нагасаки по вопросам: 1. Имеет ли последствия ядерного конфликта глобальный характер, в чём это выражается? 2. Когда прекратится это безумие и человечество перестанет заниматься самоуничтожением? 3. При каких условиях, по вашему мнению, это возможно?
Автор(ы): Мартынова Е. С.
Скачать: Физика 9кл - Конспект.doc