Планетарная модель атома (Галявеева Р.М)

Название предмета
    Физика
    Класс
    11
    УМК
    Физика. 11 класс. В.А.Касьянов (базовый уровень),
    2014 год
    Уровень обучения
    базовый
    Тема урока
    Планетарная модель атома
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы
    1
    Место урока в системе уроков по теме
     4 урок по теме «Квантовая теория электромагнитного излучения», 9 часов
    Цель урока
    Сформировать систему знаний о модели атома Резерфорда; установить принципы построения моделей реальных объектов
    Задачи урока
    Обучающие: знакомство с различными моделями строения атома; изучение опыта и модели атома Резерфорда.

Развивающие:  развитие мышления, умения анализировать, сравнивать, делать логические выводы.

Воспитательные: воспитание культуры умственного труда
    Планируемые результаты
    Обучающиеся должны уметь объяснять результаты опыта Резерфорда, знать о модели атома Резерфорда.
    Техническое обеспечение урока
    Интерактивное оборудование кабинета, модель солнечной системы.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

1.  В. А. Волков Универсальные поурочные разработки по физике. 11 класс М.: ВАКО,2009
    2.Физика. Задачник. 10-11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений/А.П.Рымкевич.-М.:Дрофа, 2013.
    3.Периодическая таблица Менделеева
    4.ЕГЭ 42017.Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт. сост. М. Ю. Демидов .И.И. Нурминский –М.: Эксмо, 2017

1.Организационный этап.                                                                                                                                                 Позитивный настрой на урок..
    2. Актуализация знаний.
    Что такое атом? Как устроен атом?
    Атом – мельчайшая частица вещества. Атом состоит из заряженных частиц.
    В начале XX века у физиков вызывал интерес расположение частиц внутри атома, их размеры и масса.                                                                                                                 3.Первичное усвоение новых знаний.                                                                                                    Гипотеза о том, что все вещества состоят из большого числа атомов, зародилась свыше двух тысячелетий тому назад. Сторонники атомистической теории рассматривали атом как мельчайшую частицу и считали, что все многообразие мира есть не что иное, как сочетание неизменных частиц – атомов. Конкретные представления о строении атома развивались по мере накопления фактов о свойствах вещества. Люди поняли, что атом делим и в природе существуют частицы меньше атома.
    Какие вы знаете частицы, которые  меньше атома?
    После всех этих открытий, когда стало ясно, что атом может иметь сложную структуру, несколькими учеными были предложены различные теоретические модели строения атома. Наибольшую популярность из них получила модель, предложенная Дж.Дж. Томсоном.
    Сообщение обучающегося «Модель атома Томсона»
    Джозеф Джон Томсон показал на основе классической электромагнитной теории, что размеры электрона должны быть порядка 10 – 15 м, кроме того было известно, что размеры атомов составляют несколько ангстрем (один ангстрем равен 10 – 10 м) .На этом основании Томсон в 1903 году предложил модель атома, согласно которой атомы представляют собой однородные шары из положительно заряженного вещества, в котором находятся электроны. Суммарный (отрицательный) заряд электронов равен положительному заряду атома. Поэтому атом в целом нейтрален. Эта модель получила название «пудинг», так как электроны были вкраплены в положительную среду, подобно изюму в пудинге. Отклонение электрона в атоме от положения равновесия приводит к возникновению вращающей силы. Поэтому электрон, выведенный каким-либо образом из положения равновесия, совершает колебания, а потому является источником электромагнитного излучения. Модель Томсона казалась привлекательной с той точки зрения, что предполагала наличие электрона в атоме. Однако она просуществовала только до 1911 года.
    Какую модель атома предложил Томсон?
    С какими научными открытиями Томсона вы знакомы?
    В чем привлекательность модели атома предложил Томсона?
    Сообщение обучающегося «Модель атома Резерфорда »
     Опыт Резерфорда, внес решающий вклад в создание современной теории строения атома, проведенный в 1911 году, совместно с  ассистентами Г. Гейгером и Э. Марсденом. Детально рассмотрим схему опыта Резерфорда. В свинцовый контейнер помещали крупинку радиоактивного вещества – радия (Rn). Через небольшое отверстие из контейнера выходил узкий пучок частиц. Напротив отверстия располагался экран, покрытый сернистым цинком. Попадая на него, частицы вызывали сцинтилляции в небольшой части экрана, как раз напротив выходного отверстия. Когда на пути поместили тонкую фольгу из золота, область экрана, на которой наблюдались сцинтилляции, значительно увеличилась. Это означало, что частицы изменили свое первоначальное направление – испытали рассеяние.
    Тот факт, что многие  частицы пролетают через тысячи атомов золота, не взаимодействуют с ними, следует, что атом не является сплошным. (Модель атома Томсона не подтверждается). Если частица не испытывает действия положительного заряда атома, направление движения ее не меняется. Если такое действие есть, то направление движения меняется, причем тем сильнее отклоняется, чем сильнее действие. Чтобы обнаружить всевозможные отклонения частиц, экран сделали сферическим. Подсчет рассеянных частиц дал следующие результаты:
    1.Большинство  частиц проходило через фольгу почти беспрепятственно, отклоняясь на углы, не превышающие 1 – 20.                                                                                                          2.Небольшая часть частиц рассеялась на углы больше 20 и примерно одна из каждых
    20 000 отклонилась на углы 900 и более.
    Проанализировав результаты опытов, Резерфорд пришел к выводу:
    сильное отклонение  частиц возможно только в том случае, если внутри атома имеется чрезвычайно сильное электрическое поле. Было рассчитано, что такое поле могло быть создано зарядом, сконцентрированным в очень малом объеме (по сравнению с объемом атома);- так как m>me примерно в 8000 раз, то электроны, входящие в состав атома, не могли изменить направление движения  – частиц. Исходя из этих соображений, Резерфорд предложил ядерную модель (планетарную) строения атома. Атом напоминает Солнечную систему, только вместо Солнца в нем находится ядро, а вместо планет – электроны. Ядерная модель оказалась очень изящной и намного более простой, чем модель атома Томсона                                                                                                                                                                                                                                                                Какой эксперимент и с какой целью  провел Резерфорд ?
     Как вы думаете, что могло явиться причиной отклонения  частиц в эксперименте Резерфорда?
    К какому выводу  пришел  Резерфорд, проанализировав результаты опытов?
    4. Первичная проверка понимания
     Фронтальная работа с  периодической таблицей Менделеева.
    -Какие сведения про атом можно узнать по таблице Менделеева?
    -Каков заряд ядра атома He, Li, Be?
    -Сколько электронов в атоме He, Li, Be?
    -Чем отличаются друг от друга атомы различных химических элементов?
    -Что является главной характеристикой определенного химического элемента?
    -В чем сущность планетарной модели строения атома?
    5. Первичное закрепление.
    Работа в парах. Тест (см. Приложение 1)
    6.Домашнее задание.
     § 45, вопросы 1-5.
    Из сборника  « ЕГЭ 2017.Физика» Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт. сост. М. Ю. Демидов, И.И. Нурминский – М.: Эксмо, 2017»  №50-58  из раздела «Квантовая физика» (для сдающих ЕГЭ)

Автор(ы): Галявеева Р. М.

Задания к уроку