Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 50. Генетика пола. Наследование сцепленное с полом. Решение задач (Макеева А.П,)

Текст урока

  • Конспект

                            Макеева Анастасия Петровна
    учитель биологии
    МАОУ «Деминская  СОШ»
    Пономаревского района
    Название предмета:Биология
    Класс: 9 
    УМК: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности.  9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа
    Уровень обучения: базовый
    Урок №50.
    Тема: Генетика пола. Наследование сцепленное с полом. Решение задач
    Количество часов: 1
    Место урока в системе уроков по теме: 10/20
    Цель: продолжить формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практике
    ЗАДАЧИ:
    1. личностные
    учащийся должен: проявлять уважение к окружающим, слушать и слышать партнера, проявлять готовность к самостоятельным поступкам
    метапредметные:
    2. учащийся должен: ставить задачу, разрабатывать алгоритм решения, аргументировать ответ
    3. предметные:
    учащийся должен: уметь решать задачи на законы Менделя, решать задачи на наследование, сцепленное с полом.
                                                                          Содержание урока.
    Тема: наращивание способа определения генотипа организма
    1. Дидактическая единица – сцепление гена с полом
    Учащиеся должны уметь решать задачи о признаках, сцепленных с полом.
    2. Учащиеся знакомы с законами Менделя, с неполным доминированием.
    (! СПРОСИТЬ ПРО ЗАКОНЫ МЕНДЕЛЯ, ПРО НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ)
    Дети организованы в 5 групп по 5 человек 
    (в группу выдано по 2 листа А3 и маркеры)
    Ситуация успеха (читает кто-нибудь)
    Задача 1. От черного быка и красной коровы родилось четверо телят: два черных и два красных. Среди них есть и самцы и самки. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что черный цвет доминирует над красным.
    Если дети уже изучили I и II законы Менделя, они легко справятся. Скажут, что есть два варианта: когда бык гомозиготен и когда бык гетерозиготен.
    (дети решают в тетрадях, решение просматриваем на документ-камере)
    1-й вариант
    Р ♀ аа Х ♂ АА
    G a A
    F1 
    а
    а
    А
    Аа
    Аа
    А
    Аа
    Аа
    100% черные. Неверно, так как нет красных
    2-й вариант
    Р ♀ аа Х ♂ Аа
    G a a A
    F1 
    
    а
    а
    А
    Аа
    Аа
    а
    аа
    аа
    50% черные и 50% красные.
    Учитель спрашивает детей, что им помогло решить задачи. Они отвечают, что законы Менделя и умение составлять решетку Пеннета. 
    Учитель спрашивает, как они действовали. Дети отвечают, что составили решетку Пеннета, записали в неё верно генотипы потомства
    Учитель: Справились? Получилось?
    Дети: да.
    Успех зафиксирован
    Ситуация сбоя
    Задача 2. Черный цвет шерсти у кошек доминирует над рыжим. От черного кота и рыжей кошки родилось четверо котят. Два рыжих и два пестрых (или черепаховых – белые, черные и рыжие пятна вперемешку). Среди них есть и самцы и самки. Определите генотипы родителей и генотипы и пол потомков. Причем известно, что пестрые коты никогда не родятся.
    Дети рассуждают привычным способом, применяя законы Менделя.
    (двое детей решают задачу на доске, не глядя, друг к другу)
    Получается
    либо Р ♀ аа Х ♂ АА
    G a A
    F1
    а
    а
    А
    Аа
    Аа
    А
    Аа
    Аа
    Все котята должны быть черными
    Либо Р ♀ аа Х ♂ Аа
    G a a A
    F1
    а
    а
    А
    Аа
    Аа
    а
    аа
    аа
    Половина котят черная, половина котят рыжая. Ведь оговорки про неполное доминирование не было (разновидность доминирования, когда признак наследуется частично). 
    Учитель: а как, ребята отличить котов от кошек в вашей записи? (может быть, кто-то из детей обратит внимание на это обстоятельство сам)
    Точка рефлексии
    Итак, способ 1 не сработал. Фиксируем неудачу. 
    Дети выявляют, в чем отличия первого задания от второго. В чем имеются ограничения.
    Что могут сказать дети?
    -надо отличить самцов от самок, а мы не можем
    -откуда пестрые кошки?
    -чего-то не хватает в записи задачи или в оформлении 
    -надо модернизировать запись
    -может быть, мы не знаем какой-то закономерности
    Дети могут выдвинуть предположение о том, что данное наследование как- то связано с половыми хромосомами. Ставят учебную задачу: 
    Каким образом можно определить генотип организма с учетом половых хромосом?
    Или
    Как определить в решетке Пеннета пол организмов?
    Если совсем ничего не могут, то
    Где находятся гены?
    - в хромосомах
    Есть какие – то мысли по поводу того, какие бывают хромосомы?
    (показываю картинки)
    Сформулируйте теперь учебную задачу
    Выход из ситуации сбоя
    Идет конструирование способа 2 через ознакомление с параграфом «Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом» или специально подготовленным текстом. (СЛАЙД С ЗАДАНИЕМ!!!!)
    Затем дети оформляют задачу (в группах на листах А3) про кошек так, как положено 
    В – черный цвет, в- рыжий цвет
    ХbХb – рыжая кошка, XBY – черный кот
    Р ♀ ХbХb Х ♂ XBY
    G Хb XB Y
    F1
    
    Хb
    Хb
    XB
    XB Хb
    XB Хb
    Y
    Хb Y
    Хb Y
    Два рыжих кота, две черепаховых кошки. Очевидно, что черепаховых котов быть не может, так как для этого нужно одновременно В и b
    Листы вывешиваются на доску. Группы отчитываются. Фиксируем в тетрадях новые знания (как определяется пол, какие бывают хромосомы и т.д.)
    Детям предлагается слайд с кошками: где здесь точно кошка?
    Диагностическая задача:
    D - норма
    d – дальтонизм
    Ген находится в Х-хромосоме
    Дальтоник женился на здоровой женщине. Определите состояние зрения и пол детей.
    Дети легко справляются с этой задачей. Оформляют решения на листах
    Точка рефлексии
    Дети говорят: Мы знали законы Менделя, теперь знаем наследование, сцепленное с полом. Умеем оформлять и решать задачи на такой тип наследования.
    Как вы получили такое знание? 
    -Оказались в ситуации, когда прежние умения не помогли
    -Поставили учебную задачу
    -Нашли способ преодоления проблемы
    (Показываю ступеньку)
    Приращение знания в том, что при решении задач стало использоваться знание о наличии половых хромосом и генах сцепленных с ними. В результате решения определяются и самцы и самки.
    
     

    Автор(ы): Макеева А. П.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку