Макеева Анастасия Петровна учитель биологии МАОУ «Деминская СОШ» Пономаревского района Название предмета:Биология Класс: 9 УМК: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа Уровень обучения: базовый Урок №50. Тема: Генетика пола. Наследование сцепленное с полом. Решение задач Количество часов: 1 Место урока в системе уроков по теме: 10/20 Цель: продолжить формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практике ЗАДАЧИ: 1. личностные учащийся должен: проявлять уважение к окружающим, слушать и слышать партнера, проявлять готовность к самостоятельным поступкам метапредметные: 2. учащийся должен: ставить задачу, разрабатывать алгоритм решения, аргументировать ответ 3. предметные: учащийся должен: уметь решать задачи на законы Менделя, решать задачи на наследование, сцепленное с полом. Содержание урока. Тема: наращивание способа определения генотипа организма 1. Дидактическая единица – сцепление гена с полом Учащиеся должны уметь решать задачи о признаках, сцепленных с полом. 2. Учащиеся знакомы с законами Менделя, с неполным доминированием. (! СПРОСИТЬ ПРО ЗАКОНЫ МЕНДЕЛЯ, ПРО НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ) Дети организованы в 5 групп по 5 человек (в группу выдано по 2 листа А3 и маркеры) Ситуация успеха (читает кто-нибудь) Задача 1. От черного быка и красной коровы родилось четверо телят: два черных и два красных. Среди них есть и самцы и самки. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что черный цвет доминирует над красным. Если дети уже изучили I и II законы Менделя, они легко справятся. Скажут, что есть два варианта: когда бык гомозиготен и когда бык гетерозиготен. (дети решают в тетрадях, решение просматриваем на документ-камере) 1-й вариант Р ♀ аа Х ♂ АА G a A F1 а а А Аа Аа А Аа Аа 100% черные. Неверно, так как нет красных 2-й вариант Р ♀ аа Х ♂ Аа G a a A F1 а а А Аа Аа а аа аа 50% черные и 50% красные. Учитель спрашивает детей, что им помогло решить задачи. Они отвечают, что законы Менделя и умение составлять решетку Пеннета. Учитель спрашивает, как они действовали. Дети отвечают, что составили решетку Пеннета, записали в неё верно генотипы потомства Учитель: Справились? Получилось? Дети: да. Успех зафиксирован Ситуация сбоя Задача 2. Черный цвет шерсти у кошек доминирует над рыжим. От черного кота и рыжей кошки родилось четверо котят. Два рыжих и два пестрых (или черепаховых – белые, черные и рыжие пятна вперемешку). Среди них есть и самцы и самки. Определите генотипы родителей и генотипы и пол потомков. Причем известно, что пестрые коты никогда не родятся. Дети рассуждают привычным способом, применяя законы Менделя. (двое детей решают задачу на доске, не глядя, друг к другу) Получается либо Р ♀ аа Х ♂ АА G a A F1 а а А Аа Аа А Аа Аа Все котята должны быть черными Либо Р ♀ аа Х ♂ Аа G a a A F1 а а А Аа Аа а аа аа Половина котят черная, половина котят рыжая. Ведь оговорки про неполное доминирование не было (разновидность доминирования, когда признак наследуется частично). Учитель: а как, ребята отличить котов от кошек в вашей записи? (может быть, кто-то из детей обратит внимание на это обстоятельство сам) Точка рефлексии Итак, способ 1 не сработал. Фиксируем неудачу. Дети выявляют, в чем отличия первого задания от второго. В чем имеются ограничения. Что могут сказать дети? -надо отличить самцов от самок, а мы не можем -откуда пестрые кошки? -чего-то не хватает в записи задачи или в оформлении -надо модернизировать запись -может быть, мы не знаем какой-то закономерности Дети могут выдвинуть предположение о том, что данное наследование как- то связано с половыми хромосомами. Ставят учебную задачу: Каким образом можно определить генотип организма с учетом половых хромосом? Или Как определить в решетке Пеннета пол организмов? Если совсем ничего не могут, то Где находятся гены? - в хромосомах Есть какие – то мысли по поводу того, какие бывают хромосомы? (показываю картинки) Сформулируйте теперь учебную задачу Выход из ситуации сбоя Идет конструирование способа 2 через ознакомление с параграфом «Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом» или специально подготовленным текстом. (СЛАЙД С ЗАДАНИЕМ!!!!) Затем дети оформляют задачу (в группах на листах А3) про кошек так, как положено В – черный цвет, в- рыжий цвет ХbХb – рыжая кошка, XBY – черный кот Р ♀ ХbХb Х ♂ XBY G Хb XB Y F1 Хb Хb XB XB Хb XB Хb Y Хb Y Хb Y Два рыжих кота, две черепаховых кошки. Очевидно, что черепаховых котов быть не может, так как для этого нужно одновременно В и b Листы вывешиваются на доску. Группы отчитываются. Фиксируем в тетрадях новые знания (как определяется пол, какие бывают хромосомы и т.д.) Детям предлагается слайд с кошками: где здесь точно кошка? Диагностическая задача: D - норма d – дальтонизм Ген находится в Х-хромосоме Дальтоник женился на здоровой женщине. Определите состояние зрения и пол детей. Дети легко справляются с этой задачей. Оформляют решения на листах Точка рефлексии Дети говорят: Мы знали законы Менделя, теперь знаем наследование, сцепленное с полом. Умеем оформлять и решать задачи на такой тип наследования. Как вы получили такое знание? -Оказались в ситуации, когда прежние умения не помогли -Поставили учебную задачу -Нашли способ преодоления проблемы (Показываю ступеньку) Приращение знания в том, что при решении задач стало использоваться знание о наличии половых хромосом и генах сцепленных с ними. В результате решения определяются и самцы и самки.
Автор(ы): Макеева А. П.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Макеева А. П.
Скачать: Биология 9кл - Приложение 1.docx