Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 30 Эукариотическая клетка ядро (Щетина Г.П.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                                                     Щетинина Галина Петровна 
                                                                                                    Учитель биологии
                                                                                                    МАОУ «Пономаревская СОШ» 
                                                                                                    Пономаревского района
    Название предмета: биология
    Класс: 9 
    УМК: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности.  9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Эукариотическая клетка. Цитоплазма и её органоиды.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: третий
    Цель урока: изучить строение ядра в связи с выполняемыми функциями.
    Задачи урока:
    Образовательные:   
    - показать многообразие форм и размеров ядра; рассмотреть строение ядра, выполняемые функции; изучить роль ядра в клетке.
    Развивающие:
    - развивать умения и навыки самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей;
    - формировать умения устанавливать взаимосвязь между строением и выполняемой функцией.
    - формировать навыки работы с тестами, в рамках подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по биологии в формате ГИА.
    Воспитательные:  
    - формировать культуру биологической речи.
    - прививать интерес к предмету биология. 
    Планируемые результаты: 
    - ученик должен иметь представление о многообразие форм и размеров ядер в различных клетках;
    - знать основные определения: «хромосома», «кариотип», «центромера», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «диплоидный набор хромосом».
    - уметь находить части ядра на таблице.
    Техническое обеспечение урока: презентация «Строение ядра»
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока.
    Содержание урока:
    I. Организационный момент.
    1. Приветствие 
    2. Психологический настрой на работу.
    «Собраться вместе – это начало. 
    Держаться вместе – это прогресс. 
    Работать вместе – это успех». Генри Форд.
    II. Проверка знаний учащихся по теме «Эукариотическая клетка. Цитоплазма и её органоиды»
    1.Задания для учащихся:
    А) Индивидуальная работа по карточкам (задания ОГЭ). Приложение 1.
    Строение и функции органоида
    Вид органоида
    А) состоит из полостей с пузырьками на концах
    Б) состоит из системы связанных собой каналов
    В) участвует в биосинтезе белка
    Г) участвует в образовании лизосом
    Д) участвует в обновлении и росте плазматической мембране
    Е) осуществляет транспорт органических веществ в разные части клетки
    1) Эндоплазматическая сеть
    2) Комплекс Гольджи
    Ответ: Взаимопрверка в парах за партой
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    Е
    2
    1
    1
    2
    2
    1
    1.У грибов, как и у бактерий, нет
    А) клеточной оболочки
    Б) цитоплазмы
    В) хромосом
    Г) пластид
    2. Органоид клетки, содержащий комплекс ферментов, расщепляющих полимеры до мономеров, -
    А) лизосома
    Б) рибосома
    В) хлоропласт
    Г) митохондрия
    3. Сходство клеток бактерий и растений состоит в том, что они имеют:
    А) клеточную стенку
    Б) оформленное ядро
    В) плазматическую мембрану
    Г) вакуоли с клеточным соком
    Д) рибосомы
    Е) митохондрии
    4. Какая структура управляет процессами жизнедеятельности в клетках растений, животных, грибов?
    А) цитоплазма
    Б) митохондрия
    В) хлоропласт
    Г) ядро
    5. Основная функция митохондрий –
    А) пищеварительная
    Б) синтез белка
    В) синтез АТФ
    Г) синтез углеводов
    6. Комплекс Гольджи не участвует в
    А) образовании лизосом
    Б) образовании АТФ
    В) накоплении секретов
    Г) транспорте веществ
    7. Синтез белка происходит в
    А) рибосомах
    Б) митохондриях
    В) пластидах
    Г) комплексеГольджи
    8. Синтез молекул ДНК происходит в
    А) митохондриях
    Б) ядре
    В) рибосомах
    Г) аппаратеГольджи
    9. Органоид, ограниченный от цитоплазмы одной мембраной, содержащий ферменты, расщепляющие сложные органические вещества до простых называется
    А) цитоплазма
    Б) лизосома
    В) рибосома
    Г) аппарат Гольджи
    10. Митохондрий нет в клетках
    А) стафилокока
    Б) мха
    В) карася
    Г) дрозда
    11. В ядрышке образуются
    А) митохондрии
    Б) лизосомы
    В) рибосомы
    Г) ДНК
    12. Энергия жизнедеятельности клетки вырабатывается в
    А) митохондриях
    Б) лизосомах
    В) ядре
    Г) комплексеГольджи
    13. Фотосинтез осуществляет
    А) клеточный центр
    Б) хромосомы
    В) хлоропласт
    Г) ядрышко
    14. одна из функций клеточного центра
    А) синтез белка
    Б) формирование ядерной оболочки
    В) образование веретена деления
    Г) перемещение веществ в клетке
    15. В каком органоиде накапливаются синтезируемые белки, жиры, углеводы в клетке?
    А) лизосома
    Б) рибосома
    В) аппарат Гольджи
    Г) ядро
    16. Лизосома представляет собой
    А) систему связанных канальцев и полостей
    Б) органоид, ограниченный от цитоплазмы одной мембраной
    В) две центриоли, расположженные в цитоплазме
    Г) две связанные между собой субъединицы
    Б) Работа по меловой схеме «Строение клетки» у доски.
    - Какая клетка изображена на схеме? По каким признакам определили?
    - Какие органоиды изображены под цифрами?
    В) Работа с рубрикой учебника «Вопросы для повторения и задания»
    III. Мотивация учебной деятельности.
    Прослушав строки стихотворения, скажите, о какой части клетки идет речь?
    Правитель мудрый, справедливый
    Хозяин в доме и слуга
    Он регулирует движенье,
    Процессы роста, синтеза.
    Хранит секреты информаций
    Но передать ее готов
    Своим потомкам и тебе,
    Не ради прихоти и славы,
    А ради жизни на Земле
        Определение темы и цели урока.
    VI. Изучение новой темы.
    1. История изучения ядра (сообщение учащегося).
    А)  Р.Броун 1831 год обнаружил ядро в препарате пробки дуба.
    Б) Многообразие эукариот по форме ядра, количеству ядер.
    В) Утрата ядер эукариотами на примере ситовидных трубок растений и эритроцитов крови млекопитающих.
    2. Многообразие эукариот по количеству ядер и по форме ядра.
    Эукариотическая клетка без ядра обречена на гибель. Ядро тоже не способно к самостоятельному существованию, поэтому цитоплазма и ядро образуют взаимозависимую систему.
    Как правило, клетки содержат одно ядро. Однако можно наблюдать и 2–3 ядра в одной клетке, например в клетках печени. Существуют многоядерные клетки, причём число ядер может достигать нескольких десятков. Форма ядра зависит большей частью от формы клетки, она может быть и совершенно неправильной (слайд)
                                                             Клетки
    Одноядерные                                                                 Многоядерные 
    Как связано количество ядер в клетке со степенью активности клетки?
    Такими клетками являются – клетки костного мозга, печени, мышечной ткани.
    3. Основные структурные компоненты ядра неделящейся клетки.
    - ядерная оболочка 
    - ядерный сок
    -хроматин 
    - ядрышко
    4. Ядерная оболочка
    Ядро окружено оболочкой, которая состоит из двух мембран. Ядерная мембрана со стороны, обращённой в цитоплазму, покрыта рибосомами, внутренняя мембрана ядра гладкая. Ядерная оболочка – часть мембранной системы клетки. Выросты внешней ядерной мембраны соединяются с каналами эндоплазматической сети, образуя единую систему сообщающихся каналов. Между ядром и цитоплазмой осуществляется постоянный обмен веществами.
    Анализ рис. 70 стр. 133 – возможные пути обмена веществами между ядром и цитоплазмой.
    А) обмен молекулами между ядром и цитоплазмой через многочисленные поры в ядерной оболочке;
    Б) попадание веществ из ядра в цитоплазму и обратно путем отшнуровывания  впячиваний и выростов ядерной оболочки.
    5. Ядерный сок (нуклеоплазма).
    Задание: из текста учебника стр.134 определить: а) состав нуклеоплазмы
                                                                                        б) функции нуклеоплазмы.
    6. Ядрышко (объяснение учителя).
     Представляет собой округлое плотное тельце, погруженное в ядерный сок. Ядрышко - это структурный компонент ядра, который включает в себя часть рибосомы, содержащей гены РНК, ядрышковый организатор, собственно рРНК, а также рибосомные частицы на разных стадиях формирования.
    Количество ядрышек зависит от функционального состояния ядра и варьирует от 1 до 7 и более. Ядрышки обнаруживаются только в неделящихся ядрах, во время митоза они исчезают. Ядрышко образуется на определенных участках хромосом, несущих информацию о структуре рРНК. Такие участки называются ядрышковым организатором и содержат многочисленные копии генов, кодирующих рРНК. Из рРНК и белков, поступающих из цитоплазмы, формируются субъединицы рибосом. Таким образом, ядрышко представляет собой скопление рРНК и рибосомальных субъединиц на разных этапах их формирования.
    7. Хроматин.
    - Что вы знаете о хромосомах?
    - Какую функцию они выполняют? (ответы учащихся)
    В неделящихся ядрах хромосомы имеют вид тончайших нитей, их не видно в световой микроскоп. Эти нити представляют собой ДНК в соединении с белком – хроматин.
    Хроматином (от греч.хрома – окраска, цвет) называют комплекс ДНК и белков, интенсивно окрашивающийся некоторыми красителями и отличающийся по форме от ядрышка. В делящихся клетках молекулы ДНК сильно спирализуются, укорачиваются и приобретают компактные размеры и форму. Такое компактное состояние ДНК называют хромосомами.
    Форма хромосом зависит от положения так называемой первичной перетяжки, или центромеры, – области, к которой во время деления клетки (митоза) прикрепляются нити веретена деления. Центромера делит хромосому на два плеча, которые могут быть одинаковой или разной длины (рис.71 учебника).
    Работа с рисунком 72 «Хромосомы организмов разных видов» учебника. Задание: рассмотрите рис. И скажите, влияет ли число хромосом на наличие родственных связей?
    Число хромосом не зависит от уровня организации вида и не всегда указывает на его родственные связи: число их может быть одинаковым у представителей очень далёких друг от друга систематических групп – и может сильно различаться у близких по происхождению видов.
    Кариотип - совокупность количественных (число и размеры) и качественных (форма) признаков хромосомного набора соматической клетки.
    Число хромосом в кариотипе большинства видов живых организмов чётное. Это объясняется тем, что в каждой соматической клетке находятся две одинаковые по форме и размеру хромосомы: одна – из отцовского организма, вторая – из материнского.
    Хромосомы, одинаковые по форме и размеру и несущие одинаковые гены, называют гомологичными. Хромосомный набор соматической клетки, в котором каждая хромосома имеет себе пару, носит название двойного (или диплоидного) и обозначается 2n. Из каждой пары гомологичных хромосом в половые клетки попадает только одна хромосома, поэтому хромосомный набор гамет называют одинарным (или гаплоидным) и обозначают 1n.
    После завершения деления клетки хромосомы вновь деспирализуются и перестают быть видимыми в световой микроскоп.
    8. Функции ядра.
    На основе изученного материала объясните, почему безъядерная клетка не может долго существовать? 
    Почему ядро не способно к самостоятельному существованию?
    Какие функции выполняет ядро?
    V.  Динамическая пауза.
    Будь внимательным!
     Сесть ровно, руки на коленях или на парте, закрыть глаза и под медленный счёт сделать несколько круговых вращений головой. 1 — подбородок к груди; 2 — голову наклонить вправо; 3 — откинуть голову назад; 4 — голову влево. Повторить 3–4 раза. Оглядеться вокруг себя. По сигналу учителя взгляд переводить на стенку, потом — в окно, найти за окном предмет, расположенный как можно дальше, и рассказать о нём
    VI. Закрепление изученного материала.
    1. Подпишите части ядра (учитель на интерактивной доске показывает ответы).
        2. Блиц-опрос:
    1. Укажите главные функции ядра в клетке:
    1. хранение и воспроизведение наследственной информации 
    2. регуляция процессов обмена веществ, протекающих в клетке.
    2. Перечислите основные структурные компоненты ядра неделящейся клетки.
    1. ядрышко 
    2. хроматин
    3. ядерный сок
    4. ядерная оболочка
    3. Приведите краткую характеристику ядерного сока (нуклеоплазмы) по следующим признакам:
    Физико-химическое состояние: бесструктурная гелеобразная масса, заполняющая промежутки между структурами ядра.
    Биохимический состав: белки, свободные нуклеотиды, аминокислоты, продукты жизнедеятельности ядрышка и хроматина.
    4. Вычеркните лишнее:
    Функции ядерной оболочки: биоэнергетическая, биосинтез иРНК, опора для хроматиновых структур, сборка рибосом, транспортная, хранение наследственной информации, разграничительная.
    5. Назовите структурный компонент ядра, который включает в себя часть рибосомы, содержащей гены РНК, ядрышковый организатор, собственно рРНК, а также рибосомные частицы на разных стадиях формирования.
    Ядрышко
    6. Раскройте смысл тезиса: «Хромосомы и хроматин являются преемственными структурами».
    В хроматине и хромосомах заключена вся информации об организме, которая передается из поколения в поколение при делении клеток и размножении организмов.
    7. Впишите недостающие слова.
    Специфический для каждого вида набор хромосом называется кариотип и описывается следующими характеристиками:
    Кариотип – это совокупность количественных и качественных признаков хромосомного набора соматической клетки. Число хромосом в кариотипе большинства видов организмов четное.
    8. Укажите, какой структурный компонент ядра представлен на рисунке, каково его строение и какие функции он выполняет.
    Название: хромосома.
    Строение (назовите части, обозначенные на рисунке)
    А) центромера
    Б) плечо хромосомы
    В) хроматиды.
    Функции: деление клетки и передача дочерней клетке генетической информации.
    9. Закончите предложение.
    Хромосомы, одинаковые по размерам и форме и несущие гены, контролирующие развитие одних и тех же признаков, называются …………. (гомологичными).
    10. Укажите, какой набор хромосом (гаплоидный или диплоидный) содержится в половых и соматических клетках.
    В половых клетках – гаплоидный.
    В соматических клетках – диплоидный.
    VII. Рефлексия.
    - Что лежит в основе структурной организации ядра? 
    - Какие открытия в исследовании строения ядра вы для себя сделали? 
    - Какие трудности у вас возникали, удалось ли их разрешить? 
    VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
    VIII. Домашнее задание: параграф учебника 27.
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Щетинина Г. П.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку