Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 27 Энергетический обмен (Тимохина С.Б.)

Текст урока

  • Конспект

     Тимохина Саодат Бабаджановна
     учитель биологии МАОУ «Пономаревская СОШ»
    Пономаревского района
    Предмет: биология 
    Класс: 9 
    УМК: Биология 9 Общие закономерности С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин
    Уровень: базовый
    Тема урока 27: Энергетический обмен.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Цель урока: изучить этапы энергетического обмена, процесс фотосинтеза, выявить его закономерности.
    Задачи:
    Образовательные: - изучить процесс энергетического обмена у гетеротрофных организмов
    -подвести учащихся к выводу о значении АТФ - как универсального источника энергии
    Развивающие: - продолжить развитие умений сравнивать биологические процессы, анализировать, формулировать выводы, развивать умения работать самостоятельно
    Воспитательные:- воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, создание ситуации успеха у учащихся, патриотическое воспитание (работы Тимирязева К.А.)
    Оборудование: компьютер, мультимедийного приложения к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина “Навигатор. Биология 9 класс»  издательство ООО ДРОФА 2011, учебные таблицы : “Строение и расщепление АТФ”, “Энергетический обмен”, схема метаболизма.
    Базовые понятия и термины: метаболизм, катаболизм, диссимиляция, анаболизм, ассимиляция, энергия, АТФ, митохондрии, ферменты, гетеротрофное питание, автотрофное питание, анаэробные условия, аэробные условия, гликолиз.
    Тип урока: комбинированный урок с элементами групповой работы
    Методы: фронтальная беседа, проблемные вопросы, групповая работа.
    Планируемый результат: учащиеся расширяют знания о процессе метаболизма в живых организмах, используют теоретический материал для решения практических задач.
    Содержание урока
    1.Организационный момент. Приветствие. Класс делится на три группы, каждая группа занимает свое рабочее место в классе.
    2.Мотивация учебной деятельности. Какая связь существует между понятиями «биосинтез»,  «ферменты», «пластический обмен», «энергетический обмен», «энергия», «обмен веществ»? Выразите связь между этими понятиями. Как происходит контролирование процесса биосинтеза?
    Расскажите о взаимосвязи пластического и энергетического обмена.
    Взаимосвязаны ли эти процессы друг с другом? Давайте разберемся, проанализировав схему: «Обмен веществ и энергии», которая изображена на доске.
    Учащиеся вместе с учителем прорабатывают схему, делают вывод: метаболизм - это сложный процесс в живых организмах, анаболизм и катаболизм - два противоположных взаимосвязанных процесса обмена веществ и энергии.
     Формулируют тему урока. Сегодня на уроке мы должны изучить процесс энергетического обмена- катаболизм (диссимиляция). У вас на столах находятся схемы опорного конспекта, который вы будете заполнять в ходе урока.
    3. Изучение нового материала. Энергию можно определить, как способность совершать работу. По закону сохранения энергии - энергия не создается, не уничтожается, а только взаимопревращается из одного вида в другой.
    Вопрос: За счет чего же клетка может совершать различного вида работу: химический синтез веществ, активный транспорт веществ через мембрану, проведение нервных импульсов и так далее? (Источником энергии почти для всех видов активности служат питательные вещества).
    Вопрос: Какие химические вещества входят в состав питательных веществ? (Органические вещества- белки, жиры, углеводы).
    Вопрос: Где в них содержится энергия?(Энергия содержится в химических связях между атомами углерода, водорода, кислорода. При разрыве этих связей выделяется энергия. Самое большое количество энергии. Заключено в химических связях в молекуле глюкозы и составляет 2800 кДж на 1 моль глюкозы. При расщеплении глюкозы с участием ферментов энергия выделяется поэтапно).
    Вопрос: Изучая физику, вы знакомитесь с несколькими видами энергии. Какие виды энергии вам знакомы.  А в клетке, какой вид энергии? (учащиеся высказывают свои предположения)
    (Информация)Энергия в клетке аккумулируется в виде АТФ - аденозинтрифосфорной кислоты, макроэргические связи которой богаты энергией. АТФ накапливается в митохондриях, оттуда поступает в разные участки клетки, обеспечивая процессы жизнедеятельности организма.
    Используя таблицу на интерактивной доске: “Строение и расщепление АТФ” изучаем строение АТФ, процесс ее расщепления, отмечаем, что во время разрыва одной из макроэргических связей выделяется 40 кДж энергии, чем при разрыве любых других ковалентных связей-12 кДж (учащиеся делают записи в  конспекте)
    Вопрос: Органические вещества - источник энергии, а где берут организмы эти вещества?Все живые организмы по источнику получения органических веществ делятся на две группы:
    1.Автотрофы (учащиеся объясняют, что это за организмы)
    2.Гетероторфы (учащиеся объясняют, что это за организмы)
    Поговорим о гетеротрофных организмах. Наша задача- разобрать этапы энергетического обмена у гетеротрофных организмов. Вы будете работать группами. Каждая группа получает задание, выполняет его в течении 5 минут и представляет другим группам
    Задание первой группе
    Используя стр.118 изучите подготовительный этап в клетке. Какие процессы протекают на этом этапе, что происходит с энергией. Изобразите этап схематично.
    Задание второй группе
    Используя стр. 118-119 изучите анаэробное дыхание (гликолиз) в мышцах. Отметьте условия протекания процесса. Какие конечные продукты процесса. Что происходит с энергией. Изобразите этап схематично.
    Задание третьей группе
    Используя стр.119 изучите аэробное дыхание. Отметьте условия протекания процесса. Какие конечные продукты процесса. Что происходит с энергией. Изобразите этап схематично.
    После выполнения задания группы представляют свою схему на доске, остальные учащиеся работают с опорным конспектом.
    Сравните  нашу схему с таблицей на доске “Энергетический обмен” все ли записано верно?
    Запишите  общее уравнение энергетического обмена.
    Глюкоза + кислород + 38 АДФ + 38Ф = углекислый газ + вода + 38 АТФ (2800 кДж)
    Вопрос: А почему в клетке не может сразу произойти такое большое количество накопления энергии? (учащиеся высказывают свое мнение)
    4.Рефлексия
    Нами изучена сложная тема урока. Необходимо сделать вывод по изученному материалу, начиная со схемы “Обмен веществ и энергии” и используя ваш опорный конспект. 
    1. Энергетический обмен сложный биохимический процесс, протекающий в живых организмах 
    2. Катаболизм и анаболизм две взаимосвязанные стороны процесса метаболизма. 
    3. Глюкоза богатое энергией химическое соединение. 
    4. Энергия аккумулируется в виде АТФ в митохондриях. 
    5. Процесс энергетического обмена происходит в три этапа, при участии ферментов. 
    6. Энергия необходима для процессов жизнедеятельности всех живых организмов 
    5.Закрепление материала. Вы знакомы с этапами энергетического обмена у гетеротрофных организмов, сравните как протекают процессы обмена веществ в растительной клетке. Просмотрите анимацию на интерактивной доске из мультимедийного приложения «Навигатор Биология 9» «Фотосинтез». Во время просмотра выделите фазы фотосинтеза, установите последовательность этапов происходящих во время фотосинтеза.
    Обсуждение: Какие фазы фотосинтеза вы выделили? Какие виды метаболизма происходят в процессе фотосинтеза? 
    Задание: Закончите предложения.
    В световой фазе фотосинтеза молекулы_________________ поглощают кванты солнечного света. Восстановление  молекулы хлорофилла происходит за счет __________________ воды. В результате преобразования энергии света в клетке образуется  вещество богатое энергией ______________ и побочный продукт фотолиза ________________.
    В темновой фазе ____________________ из углекислого газа и водорода в присутствии __________________ и энергии молекул____________ образуются ___________ вещества и вода.
    6.Домашнее задание
    Оценить учащихся. Стр.117-119, использовать  записи опорного конспекта.
    Список литературы:
    1. 1.С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику / авт. – сост. М.М.Гуменюк. Волгоград: Учитель, 2006. 
    2. С.Г.Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин  Книга для учителя. Биология 9 класс: учебно-методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонотова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс» /сост И.Б.Морзунова.-М.:Дрофа,2011-382,[2]с
    3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000. 
    
    
     

    Автор(ы): Тимохина С. Б.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx