Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 21 Жизнь в кайнозойскую эру. (Камышников А.М.)

Текст урока

  • Конспект

     Учитель: Камышников Алексей Маркович, 
    учитель биологии МАОУ «Воздвиженская ООШ»
    Пономаревского района
    Предмет: биология
    Класс: 9 класс.
    УМК: базовый уровень, учебник Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности, 9 класс, 2001г
    Тема урока: «Жизнь в кайнозойскую эру»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:  4 часа
    Место урока в системе уроков по теме:  третий урок
    Цель урока: изучить основные направления  развития живых организмов в кайнозойскую эру.
    Задачи:
    Образовательные:
    изучить климатические условия и среду обитания в разные периоды Кайнозойской эры;
    сформировать знания об эволюции органического мира в Кайнозойскую эру;
    Развивающие: развивать умение:
    раскрывать причины многообразия видов растений и животных современной флоры и фауны;
    обобщить знания о климатических условиях, среде обитания и особенности развития животного и растительного мира в Кайнозойскую эру;
    Воспитательные:
    формировать отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде – земной и космической.
    развивать эволюционное, экологическое мышление и стремления к знаниям.
    Оборудование: компьютер, слайды, экспозиционный материал музея.
    Планируемые результаты:
    Ученик должен
    Знать: определения: «арморфоз, «идиоадаптация».
    Уметь: давать объяснения процессам, происходившим в кайнозое.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 
    - наглядные пособия: географическая карта; 
    - геохронологическая таблица.
    Тип урока: комбинированный.
    Методы обучения: словесно-наглядный, репродуктивный, частично-поисковый
    Формы обучения: школьная лекция с элементами беседы.
    Междисциплинарные связи: география.
    Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология.
    Содержание урока.
    1. Организационный момент.
    -приветствие,
    -подготовка аудитории к уроку,
    - наличие учащихся.
    2. Проверка знаний учащихся (фронтальный опрос)
    - Когда появились цветковые растения? Укажите их эволюционное преимущество.
    - Какие ароморфозы привели к возникновению пресмыкающихся?
    3. Когда и вследствие каких ароморфоз возникли млекопитающиеся? Кто был их предками?
    3. Мотивация учебной деятельности 
    (Подведение учащихся к формулировке темы и цели урока).
    1. Вступительное слово учителя
    -Кайнозойская эра (эра новой жизни), началась 65 млн лет назад и продолжается до сих пор (слайд 2).Что происходило в природе в самом начале кайнозоя? Посмотрите на облик Земли в эпоху кайнозоя (слайд 3)
    
    4. Изложение нового материала (лекция учителя).
    1. Изменение климата в кайнозое.
    2. Основные направления развития растений и животных в кайнозое.
    3. Значение оледенений в эволюции наземной растительности.
    1. В начале кайнозойской эры, когда образовывались все главные черты современного рельефа, в том числе горные системы (Гималаи, Кавказ), земная кора вступила в процесс блоковой тектонической перестройки. Оканчивалась сеть глубинных разломов. Обозначились участки вертикальных нисходящих и восходящих блоков. Одни глыбы стали подниматься, образуя горные массивы, другие опускались, образуя широкие долины. Резко континентальный режим привел к образованию пустыни. С пор наиболее интенсивные изменения рельефа связаны были с деятельностью рек и ледников.
    2. Кайнозойская эра – господство птиц и млекопитающих (слайды 4-6). В умеренной зоне вечнозеленые растения уступили место листопадным деревьям, обособились степи, лесостепи, тайга и тундра. На суше начинался век млекопитающих. Появились грызуны и насекомоядные, «планирующие» млекопитающие и ранние приматы. Были среди них и крупные животные, как хищные, так и травоядные. В морях на смену морским рептилиям пришли новые виды хищных костных рыб и акул. Возникли новые разновидности двустворчатых моллюсков и фораминифер. Другие млекопитающие, типа китов и сирен, вернулись в водную среду. Эволюционировали и другие группы животных, в том числе муравьи и пчелы, скворцы и пингвины, гигантские нелетающие птицы, кроты, верблюды, кролики и полевки, кошки собаки и медведи. Некоторые животные сумели адаптироваться к усилившимся холодам, обзаведясь густой шерстью: к примеру, шерстистые мамонты и носороги. Из хищников наиболее распространены саблезубые кошки и пещерные львы. Это был век гигантских сумчатых в Австралии, обитавших и во многих районах южного полушария.
     Общее похолодание климата и неоднократные оледенения приводят к тому, что количество видов млекопитающих несколько сокращается. Меняется видовой состав различных групп животных. К середине кайнозойской эры встречались все современные семейства млекопитающих, в том числе и одна из групп приматов - австралопитеки. Эти особи считаются родоначальниками ветвей, ведущих к роду Homo (человек) (слайд 7). 
    3. С полюсов постепенно наползали льды, и хвойные леса уступали место тундре. Дальше от края ледников уже лиственные леса сменялись хвойными. В более теплых областях земного шара раскинулись обширные степи (по географической карте показать, какую площадь  занимал ледяной покров).
    Заслушивается сообщение учащегося по теме: Продолжительность кайнозойской эры, используя геохронологическую таблицу.
     Общие выводы: (слайды 8-22)
    Кайнозойская эра – отрезок геологической истории нашей планеты, включающий и современный этап.
    В кайнозое складывается современное распределение материков и океанов. 
    Природные условия и облик органического мира меняется, постепенно приобретая современные черты. Теплый климат во внетропических широтах уступает место умеренному. 
    Обновляется фауна – развиваются двустворчатые и брюхоногие моллюски, птицы и особенно млекопитающие. Появляются и развиваются современные семейства и рода хищных, копытных, хоботных, человекообразные обезьяны и, наконец, человек. 
    В наземной флоре господствуют покрытосеменные, формируются типичные сообщества, свойственные разным климатическим поясам. Появляются травянистые формации типа саванн и степей, формации хвойных лесов таежного типа, а затем лесотундр и тундр. 
    5. Закрепление.
    1. Как происходило формирование современного облика Земли?
    2. Какие ароморфозы происходили у насекомых, цветковых растений, птиц и млекопитающих в 
    6. Домашнее задание.
    
    1. Параграф 19, вопросы с. 94.
    2. Задания в рабочей тетради: 2, 3, 7 (стр. 43) 
    3. Подготовить сообщения на темы:
    1. « Идеалистическое направление происхождения человека»,
    2. «Материалистическое направление происхождения человека».
    
    
     

    Автор(ы): Камышников А. М.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку