Учитель: Камышников Алексей Маркович, учитель биологии МАОУ «Воздвиженская ООШ» Пономаревского района Предмет: биология Класс: 9 класс. УМК: базовый уровень, учебник Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности, 9 класс, 2001г Тема урока: «Жизнь в кайнозойскую эру» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 4 часа Место урока в системе уроков по теме: третий урок Цель урока: изучить основные направления развития живых организмов в кайнозойскую эру. Задачи: Образовательные: изучить климатические условия и среду обитания в разные периоды Кайнозойской эры; сформировать знания об эволюции органического мира в Кайнозойскую эру; Развивающие: развивать умение: раскрывать причины многообразия видов растений и животных современной флоры и фауны; обобщить знания о климатических условиях, среде обитания и особенности развития животного и растительного мира в Кайнозойскую эру; Воспитательные: формировать отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде – земной и космической. развивать эволюционное, экологическое мышление и стремления к знаниям. Оборудование: компьютер, слайды, экспозиционный материал музея. Планируемые результаты: Ученик должен Знать: определения: «арморфоз, «идиоадаптация». Уметь: давать объяснения процессам, происходившим в кайнозое. Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: - наглядные пособия: географическая карта; - геохронологическая таблица. Тип урока: комбинированный. Методы обучения: словесно-наглядный, репродуктивный, частично-поисковый Формы обучения: школьная лекция с элементами беседы. Междисциплинарные связи: география. Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология. Содержание урока. 1. Организационный момент. -приветствие, -подготовка аудитории к уроку, - наличие учащихся. 2. Проверка знаний учащихся (фронтальный опрос) - Когда появились цветковые растения? Укажите их эволюционное преимущество. - Какие ароморфозы привели к возникновению пресмыкающихся? 3. Когда и вследствие каких ароморфоз возникли млекопитающиеся? Кто был их предками? 3. Мотивация учебной деятельности (Подведение учащихся к формулировке темы и цели урока). 1. Вступительное слово учителя -Кайнозойская эра (эра новой жизни), началась 65 млн лет назад и продолжается до сих пор (слайд 2).Что происходило в природе в самом начале кайнозоя? Посмотрите на облик Земли в эпоху кайнозоя (слайд 3) 4. Изложение нового материала (лекция учителя). 1. Изменение климата в кайнозое. 2. Основные направления развития растений и животных в кайнозое. 3. Значение оледенений в эволюции наземной растительности. 1. В начале кайнозойской эры, когда образовывались все главные черты современного рельефа, в том числе горные системы (Гималаи, Кавказ), земная кора вступила в процесс блоковой тектонической перестройки. Оканчивалась сеть глубинных разломов. Обозначились участки вертикальных нисходящих и восходящих блоков. Одни глыбы стали подниматься, образуя горные массивы, другие опускались, образуя широкие долины. Резко континентальный режим привел к образованию пустыни. С пор наиболее интенсивные изменения рельефа связаны были с деятельностью рек и ледников. 2. Кайнозойская эра – господство птиц и млекопитающих (слайды 4-6). В умеренной зоне вечнозеленые растения уступили место листопадным деревьям, обособились степи, лесостепи, тайга и тундра. На суше начинался век млекопитающих. Появились грызуны и насекомоядные, «планирующие» млекопитающие и ранние приматы. Были среди них и крупные животные, как хищные, так и травоядные. В морях на смену морским рептилиям пришли новые виды хищных костных рыб и акул. Возникли новые разновидности двустворчатых моллюсков и фораминифер. Другие млекопитающие, типа китов и сирен, вернулись в водную среду. Эволюционировали и другие группы животных, в том числе муравьи и пчелы, скворцы и пингвины, гигантские нелетающие птицы, кроты, верблюды, кролики и полевки, кошки собаки и медведи. Некоторые животные сумели адаптироваться к усилившимся холодам, обзаведясь густой шерстью: к примеру, шерстистые мамонты и носороги. Из хищников наиболее распространены саблезубые кошки и пещерные львы. Это был век гигантских сумчатых в Австралии, обитавших и во многих районах южного полушария. Общее похолодание климата и неоднократные оледенения приводят к тому, что количество видов млекопитающих несколько сокращается. Меняется видовой состав различных групп животных. К середине кайнозойской эры встречались все современные семейства млекопитающих, в том числе и одна из групп приматов - австралопитеки. Эти особи считаются родоначальниками ветвей, ведущих к роду Homo (человек) (слайд 7). 3. С полюсов постепенно наползали льды, и хвойные леса уступали место тундре. Дальше от края ледников уже лиственные леса сменялись хвойными. В более теплых областях земного шара раскинулись обширные степи (по географической карте показать, какую площадь занимал ледяной покров). Заслушивается сообщение учащегося по теме: Продолжительность кайнозойской эры, используя геохронологическую таблицу. Общие выводы: (слайды 8-22) Кайнозойская эра – отрезок геологической истории нашей планеты, включающий и современный этап. В кайнозое складывается современное распределение материков и океанов. Природные условия и облик органического мира меняется, постепенно приобретая современные черты. Теплый климат во внетропических широтах уступает место умеренному. Обновляется фауна – развиваются двустворчатые и брюхоногие моллюски, птицы и особенно млекопитающие. Появляются и развиваются современные семейства и рода хищных, копытных, хоботных, человекообразные обезьяны и, наконец, человек. В наземной флоре господствуют покрытосеменные, формируются типичные сообщества, свойственные разным климатическим поясам. Появляются травянистые формации типа саванн и степей, формации хвойных лесов таежного типа, а затем лесотундр и тундр. 5. Закрепление. 1. Как происходило формирование современного облика Земли? 2. Какие ароморфозы происходили у насекомых, цветковых растений, птиц и млекопитающих в 6. Домашнее задание. 1. Параграф 19, вопросы с. 94. 2. Задания в рабочей тетради: 2, 3, 7 (стр. 43) 3. Подготовить сообщения на темы: 1. « Идеалистическое направление происхождения человека», 2. «Материалистическое направление происхождения человека».
Автор(ы): Камышников А. М.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Камышников А. М.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.ppt