Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 16. Обобщающий урок по теме Эволюционные учения Ч. Дарвина. Тест по теме Микроэволюция. Макроэволюция. (Лычагина Е.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Лычагина Елена Александровна, 
    учитель биологии,
                                                                                           МАОУ «Фадеевская ООШ» 
    Пономаревский район
    Название предмета: Биология
    Класс: 9
    УМК Биология. Общие закономерности./ С.Г.Мамонтов, В.Б. Захаров,Н.И. Сонин- М.: Дрофа, 2008 г. – 288с.:ил.
     Уровень обучения: базовый
    Тема: Обобщающий урок по теме "Эволюционные учения Ч. Дарвина".
    Тест по теме «Микроэволюция», «Макроэволюция».  9-й класс
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 ч.
    Место урока в системе уроков по теме: 16 урок в 1 разделе 6 главы.
    Тип: обобщение и систематизация.
    Цель урока:сформировать у учащихся  знания  о развитии эволюционного учения.
    Задачи:
    Образовательные:
    систематизировать знания учащихся по эволюции живого мира на Земле;рассмотреть вклады ученых  в формировании взглядов на процессы развития органического мира.
    Развивающие:
    Развивать  умения   самостоятельно  формулировать  гипотезы,  устанавливать причинно-следственные  связи;  кратко и четко  формулировать свои мысли. Развивать  учебные навыки  по поиску и систематизации  информации, умения перерабатывать полученную информацию  и  представлять ее  графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.
    Воспитательные:
    Формировать культуру умственного труда, вырабатывать  коммуникативные качества,  развивать  у учащихся эмоционально-ценностное  отношение   к окружающему миру.
    Оборудование: карточки с вопросами по теме, именами ученых, датами и терминами.
    Содержание урока.
    Эпиграф:
    «Несмотря на то, что каждый год появляется какая нибудь книга, критикующая
    основные тезисы дарвинизма, пока безуспешно. 
    Жизнеспособность дарвинской теории изумляет». 
    (Эрнст Майр. )
    I. Организационный момент (1 мин.)
    – Сегодня на уроке мы должны с вами обобщить материал, который изучили в теме «Эволюция живого мира на Земле». Вам предстоит выполнить ряд заданий и набрать большее количество баллов. Разделимся на 2 команды. Учитель читает эпиграф. ( В конце обобщения каждая команда должна будет высказать свои суждения о том, как понимаете смысл этих слов)
    II. Обобщение темы (15 мин.)
    1. БЛИЦ-ОПРОС.
    По очереди отвечают по 1 участнику из каждой команды. ( На доске записываются результаты) 
    1. Шведский биолог, автор двойной номенклатуры
    Линней
    2. Французский учёный, выдвинул идею эволюции за счёт стремления организмов к совершенству
    Ламарк
    3. Английский биолог, автор теории эволюции путём естественного отбора
    Дарвин
    4. Название корабля, на котором совершил путешествие Ч. Дарвин
    Бигл
    5. В каком году Дарвин издал свою книгу “Происхождение видов”
    1859
    6. Как называется отбор организмов по признакам полезным человеку?
    искусственный
    7. Как называется процесс, при котором выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи
    естественный
    8. Перечислите движение силы по Дарвину
    ______________________________
    9. Перечислите виды отбора
    ______________________________
    10. Как называется сумма всех генотипов в популяции?
    Генофонд
    11. Окраска организма под цвет окружающей среды
    Покровит
    12. Яркая окраска ядовитого насекомого
    предостережение
    13. Окраска, форма тела и поведение животного, подражающее окраске, форме и поведению какого-то ядовитого либо хищного животного называется
    мимикрия
    14. Направление эволюции, которое характеризуется усложнением организации, поднятие её на наиболее высокий уровень
    Ароморфоз
    15. Как называются органы сходные по строению, но различные по происхождению
    аналогичные
    16. Направление эволюции, характеризующееся упрощением строения
    общая дегенерация
    17. Направление эволюции, характеризующееся изменением строения, направленным на приспособление к данным узким условиям среды
    идиоадаптация
    18. Как называются органы, различные по строению, но сходные по происхождению
    гомологичные
    
    2. Игра «Ты – мне, я – тебе». Учащиеся команд задают вопросы по изученной теме.
    Беседа по вопросам:
    1. Что представляет собой эволюция?
    2. Назовите ученых, внесших свой вклад в развитие биологической науки в додарвиновский период?
    3. Каковы недостатки системы Линнея?
    4. Проанализируйте достижения Ламарка в науке.
    5. Оцените вклад Ч. Дарвина в развитие биологии.
    6. Кого называют эндемиками, космополитами?
    3.       Карточки с датами:1802, 1762, 1859, 1927, 1809, 1831-1836.
    С какими событиями в науке связаны эти даты?
    (Каждая команда записывает на листочках ответы.Чья команда больше ответит, та побеждает.)
    4.Игра “Горячий стул” 
    Капитаны команд по очереди выходят к доске, садятся на стул спиной к доске. На доске появляются понятия темы. Ученики дают определения данным понятиям. Капитан команды угадывает, о каком понятии идёт речь. 
    Искусственный и естественный отбор.
    5. Нужно представителям команд высказать  суждение эпиграфа. ( по 1 участнику от команды)
    Подводятся итоги командных соревнований.
    III. Тест по теме: «Макроэволюция», «Микроэволюция».
    Вариант 1.
    1. Дайте определения следующим понятиям: вид, популяция, идиоа­даптация.
    2. Каковы признаки биологического прогресса? Какие организмы в процессе эволюции шли таким путём?
    3. Выберите правильные ответы:
    1. Единицей эволюционного процесса является:
    А - особь;       Б - популяция;           В - мутация;             Г - вид.
    2. Эволюция – это:
    А - представление об изменении и превращении форм организмов;
    Б. – объяснение исторических смен форм живых организмов гло­бальными катастрофами;
    В – необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;
    Г – раздел биологии, дающий описание всех существующих и вы­мерших организмов.
    4. Что такое дивергенция? Объясните её причины, приведите при­меры.
    5. Распределите признаки по группам:
    А. ароморфоз;            Б. идиоадаптация;            В. общая дегенерация.
    1. упрощение внешнего строения у паразитических червей;
    2. появление семенного размножения у растений;
    3. особенности строения цветка, обеспечивающие опыление насе­комыми;
    4. многообразие соцветий у покрытосеменных растений;
    5. появление органов у растений;
    6. колючки у кактуса;
    7. образование тканей у растений;
    8. отсутствие или недоразвитие органов зрения у животных, живу­щих в пещерах;
    9. отсутствие листьев и хлорофилла в стебле повелики;
    10. отсутствие шерсти у морских млекопитающих.
    6. Назовите основные таксономические категории систематики жи­вотных.
    7. Микроэволюция отличается от макроэволюции:
    а) масштабами        б) результатом             в) механизмом                   г) движущими силами 
    
    Вариант 2.
    1. Дайте определения следующим понятиям: вид, популяция, подвид.
    2. Какие существуют критерии вида? Дайте им характеристику.
    3. Выберите правильные ответы:
    1. Эволюция – это:
    А - представление об изменении и превращении форм организмов;
    Б. – объяснение исторических смен форм живых организмов гло­бальными катастрофами;
    В – необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;
    Г – раздел биологии, дающий описание всех существующих и вы­мерших организмов.
    2. Материалом для эволюции служит:
    А – генетическая разнородность популяции;
    Б – вид;                      В – благоприобретённые признаки;
    Г – бесполезные или вредные признаки.
    4. Каковы признаки биологического регресса? Какие организмы в процессе эволюции шли таким путём?
    5. Распределите признаки по группам:
    А. ароморфоз;            Б. идиоадаптация;            В. общая дегенерация.
    1. многообразие соцветий у покрытосеменных растений;
    2. особенности строения цветка, обеспечивающие опыление насе­комыми;
    3. появление цветка и двойного оплодотворения;
    4. фотосинтез;
    5. образование тканей у растений;
    6. отсутствие или недоразвитие органов зрения у животных, живу­щих в пещерах;
    7. упрощение внешнего строения у паразитических червей;
    8. колючки у кактуса;
    9. гермафродитизм у паразитических червей;
    10. плавательные перепонки у водоплавающих птиц.
    6. Какие существуют доказательства макроэволюции? Дайте им ха­рактеристику.
    7. Обеспечивает возможность вхождения организмов в новую среду:
    а) ароморфоз                   б) дегенерация                                в) идиоадаптация
    ІV. РЕФЛЕКСИЯ (5 минут)
    На отдельных листках попробуйте оценить свою работу на сегодняшнем уроке по 10-бальной системе.
    Для этого ответьте на вопросы:
    Я:
    как я работал?
    где допустил ошибки?
    доволен ли своей работой?
    а) везде справился самостоятельно – 9-10 баллов
    б) допустил ошибки – 7-8 баллов
    в) работой не удовлетворён справился с заданиями плохо – 4-5 баллов
    Мы:
    как работали в группе?
    насколько мне помогли одноклассники, учитель и я им? 1-5 баллов
    Моё мнение:
    было ли мне интереснее на этом уроке по сравнению с другими?
    с какими трудностями столкнулся?
    какие пожелания могу дать?
    V. Домашнее задание.
    Подготовиться к контрольной работе по теме « Эволюция органического мира» (раздел 1)
    
     

    Автор(ы): Лычагина Е. А.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx