Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 62. Последствия деятельности человека в экосистемах. (Гайсин В.У.)

Текст урока

  • Конспект

     Гайсин В.У.
    учитель
    МБОУ  Заречная ООШ
    Биология
    Класс: 9.
    УМК: С. Г. Мамонтов. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин,
     Биология/учебник. Общие закономерности. 9 класс. – Москва: «Дрофа»,2012 г.
    Базовый уровень
    Тема  урока: Последствия деятельности человека в экосистемах.
    На данную тему отведен 1 час
    Место урока  в системе уроков по теме «Основы экологии»: 12
    Цель: организовать изучение последствий хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.
    Задачи:
    Образовательные: показать влияние деятельности человека на биосферу, выявить причины и последствия такого влияния;
    Развивающие: формировать умения работать с различными источниками информации, приемы логического мышления – анализ, синтез, обобщение.
    Воспитательные: формировать коммуникативные навыки, экологическую культуру.
    Планируемые результаты: 
    • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
    • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
    • личный опыт участия в экологических инициативах
    Тип урока: урок  изучения нового материала.
    Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
    Этапы урока:
    1. Организационный момент – 1мин.
    2. Стадия вызова – 6-7 мин.
    3. Стадия осмысления нового материала – 23-24 мин.
    4. Рефлексия – 10 мин.
    5. Подведение итогов, домашнее задание – 3-5 мин.
    Содержание  урока.
    1 этап. 
    Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку.
    2 этап.
    Прочтение и обсуждение эпиграфа к уроку (записан на доске): 
                                                                                  Три клада у природы есть:
                                                                            вода, земля и воздух – 
                                                                    и три ее основы…
    С. Викулов;
    постановка цели урока: изучить причины и последствия загрязнения биосферы.  
    3 этап. 
    Самостоятельная работа учащихся в группах (3-4 человека) по заданиям. При выполнении заданий учащиеся работают с тестом  § 60 учебника и дополнительной информацией (приложение 1).  Одну проблему могут рассматривать несколько групп. Отчет о работе выполняется в графической форме – прием «фишбоун»  (приложение 2).  В «голове» рыбы записывается проблема, в «хвосте» - пути решения данной проблемы. 
     « Верхние косточки»  - причины, вызывающие загрязнение, «нижние косточки» - последствия загрязнений  для человека и окружающей среды.  
    Задание для 1 группы: рассмотреть проблему загрязнения атмосферы, выявить причины загрязнения, предложить свой путь решения проблемы. 
    Задание для 2 группы: рассмотреть проблему загрязнения гидросферы, выявить причины загрязнения, предложить свой путь решения проблемы.
    Задание для 3 группы: рассмотреть проблему загрязнения литосферы (почвы), выявить причины загрязнения, предложить свой путь решения проблемы.
    Задание для 4 группы: рассмотреть проблему реактивного загрязнения биосферы, выявить причины загрязнения, предложить свой путь решения проблемы.
    Задание для 5 группы: рассмотреть влияние человека на растительный и животный мир и последствия этого влияния. 
    Отчет учащихся по заданиям. От каждой группы выступает один учащийся, остальные дополняют ответ при необходимости.
    Коллективное обсуждение проработанного материала.
    4 этап.
    Выполнение теста (приложение 3) по вариантам;
     взаимопроверка, обсуждение полученных результатов.
    5 этап. 
    Прочтение стихотворения М. Дудина.
    Как яблоко на блюде,
    У нас Земля одна.
    Не торопитесь, люди,
    Всё вычерпать до дна.
    Не мудрено добраться
    До скрытых тайников,
    Разграбить все богатство
    У будущих веков.
    Мы общей жизни зерна, 
    Одной судьбы родня.
    Нам жировать позорно
    В счет будущего дня.
    Поймите, это люди, 
    Как собственный приказ.
    Не то Земли не будет
    У каждого из нас.
    Как вы понимаете слова стихотворения:
    Мы общей жизни зерна, 
    Одной судьбы родня.
    Нам жировать позорно
    В счет будущего дня?
    О чем мы будем говорить на следующем уроке? (Охрана биосферы).
    Домашнее задание: § 60, вопросы для повторения 1-6.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение 1
    1. Загрязнение литосферы.
         Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере. Несовершенство сельскохозяйственных приемов приводит к быстрому истощению почв, а применение крайне вредных, но дешевых ядохимикатов для борьбы с вредителями растений и в целях повышения урожайности усугубляет эту проблему. Не менее важной проблемой является экстенсивное использование пастбищ, превращающее в пустыни огромные участки земли. 
     Огромный вред почвам наносит вырубка лесов. Так, если под влажными тропическими лесами вследствие эрозии теряется ежегодно 1 кг почвы с гектара, то после вырубки этот показатель увеличивается в 34 раза. С вырубкой лесов, а также с крайне неэффективными методами ведения сельского хозяйства связано такое угрожающее явление как опустынивание. В Африке наступление пустыни составляет порядка 100 тыс. га в год, на границе Индии и Пакистана полупустыня Тар надвигается со скоростью 1 км в год. 
        Так же существует проблема возрастающей кислотности атмосферных осадков и почвенного покрова. (Кислотными называют любые осадки, кислотность которых выше нормальной). Районы кислых почв не знают засух, но их естественное плодородие понижено и неустойчиво; они быстро истощаются и урожаи на них низкие. Кислотность с нисходящими потоками воды распространяется на весь почвенный профиль и вызывает значительное подкисление грунтовых вод. Дополнительный ущерб возникает в связи с тем, что кислотные осадки, просачиваясь сквозь почву, способны выщелачивать алюминий и тяжелые металлы. Обычно присутствие этих элементов в почве не создает проблем, так как они связаны в нерастворимые соединения и, следовательно, не поглощаются организмами. Однако при низких значения pH их соединения растворяются, становятся доступными, и оказывает сильное токсичное воздействие, как на растения, так и на животных. Например, алюминий,  попадая в озера, вызывает аномалии развития и гибель эмбрионов рыб. 
    2. Загрязнение гидросферы.
        К наиболее распространенным загрязнителям гидросферы относятся нефть и нефтепродукты. Они покрывают поверхность воды тонкой, пленкой, препятствует газообмену  между водой и околоводными организмами. Серьезную угрозу чистоте водоемов наносит добыча нефти со дна озер, морей и океанов. К серьезным загрязнениям вод приводят внезапные выбросы нефти на завершающей стадии бурения скважин на дне водоемов. Другим источником загрязнения водоемов служат катастрофы с нефтеналивными судами. Нефть попадает в море при разрывах шлангов, при протечке муфт нефтепроводов, при ее перекачке в береговые нефтехранилища, при промывке танкеров. Нефть, попавшая в воду, в течение 40 - 100 ч. образует поверхностную пленку толщиной 10 см.
        Опасными загрязнителями водоемов являются соли тяжелых металлов - свинца, железа, меди, ртути. Ионы тяжелых металлов поглощают водные растения: по тропическим цепям они поступают к растительноядным животным, а затем к плотоядным. Иногда концентрация ионов этих металлов в теле рыб в десятке и сотни раз превышает исходную концентрацию их водоема. 
         Воды, содержащие бытовые отходы, стоки сельскохозяйственных комплексов служат источниками многих инфекционных заболеваний (дизентерия, вирусные гепатиты, холера и др.). 
         Ухудшение качества воды обусловлено, прежде всего, недостаточностью и несовершенством очистки загрязненных природных вод в связи с ростом объемов промышленных, сельскохозяйственных, хозяйственно - бытовых стоков.   
         Возросший дефицит пресной воды связан с загрязнением водоемов сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, водами шахт, рудников, нефтепромыслов, при заготовке, обработки и сплаве материалов, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта, предприятий кожаной, текстильной пищевой промышленности.
    3. Загрязнение атмосферы.
        В последние годы происходит  сильное загрязнение воздуха, связанное с расширением очагов промышленности, с технизацией многих областей нашей жизни. Действие вредных веществ, попадающих в воздух, может усиливаться их взаимными реакциями между собой, накоплением в горах, большой длительностью их нахождений в воздухе, особыми метеоусловиями и других факторами. В районах, где отмечается высокая плотность населения, скопление заводов и фабрик, большая насыщенность транспорта, загрязнение воздуха особенно возрастает. В дни, когда из-за погодных условий циркуляция воздуха ограничена, может возникнуть смог. Смог особенно опасен для пожилых и больных людей. В периоды, когда загрязнение достигает высокого уровня, многие люди жалуются на головные боли, раздражения глаз и носоглотки, тошноту и общее плохое самочувствие.  
    Металлургические заводы, угольные электростанции выбрасывают в атмосферу большое количество сернистого газа, углекислого газа, которые могут стать причиной «кислотных дождей»,  ухудшающих состояние лесных массивов, снижающих урожайность многих сельскохозяйственных культур, закисляющих водоемы.  Присутствие взвеси кислоты, главным образом серной, может привести к учащению приступов астмы.
    Одной из серьезных проблем современности является снижение концентрации озона, появление «озоновых дыр». Основной причиной «озоновых дыр» считается значительное содержание в атмосфере фреонов. Фреон, поднимаясь в верхние слои атмосферы, подвергается фотохимическому разложению с образованием окиси хлора, разрушающей озон. Увеличение потока ультрафиолетовых лучей  способно вызывать мутации и раковые заболевания.
    
    
    Приложение 2
    Схема «Фишбоун» («Рыбий скелет»)
           Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинно-следственные диаграммы). 
    «Голова» – вопрос темы, «верхние косточки» - причины загрязнений, «нижние косточки» – последствия загрязнений, «хвост» – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
    
    
    
    
    
    
    
    
        
    
    
    Приложение 3
    Тестовая проверка
    1 вариант
    1. После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использованные реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей емкость. Как вы поступите:
    А) выльете свои реактивы туда же, куда и он;
    Б) объясните ему, почему этого не следует делать;
    В) расскажете о его действиях учителю?
    2. Как бы вы поступили, если, прогуливаясь по берегу водоема, увидели ржавое ведро возле старого кострища:
    А) очистили бы берег, выбросив ведро в воду;
    Б) не обратили бы на него внимания;
    В) отсели бы ведро на ближайшую свалку или закопали бы него в землю?
    3. Вы – заместитель директора фабрики резиновых игрушек. Вам предложили новую краску, более дешевую и яркую, но содержащую кадмий. В результате  её использования фабрика получит большую прибыль. Как вы поступите, если знаете о токсичности красителей, содержащих кадмий: 
    А) согласитесь с директором на покупку новой краски;
    Б) будете против этого решения;
    В) пойдете на компромисс и предложите выпускать 50% игрушек с использованием новой краски и 50% - старой краски?
    4. Какие газы способствуют возникновению «кислотных» дождей
    А) P2O5, Cl2, NH3; 
    Б) NO, NO2, SO2;
    В) CH4, C2H2, CO2?
    Ответы: 1 – Б, 2 – В, 3 – Б, 4 – Б. 
    2 вариант
    1. Мальчик разбил термометр в отсутствии родителей. Как ему следует поступить:
    А) выбросить остатки термометра в ведро, чтобы их не увидели родители;
    Б) вызвать представителей СЭС;
    В) оставить все до прихода родителей?
    2. Вы работаете на химическом заводе и случайно узнаете о неисправности в системе очистных сооружений. Как вы поступите:
    А) сообщите директору завода, чтобы он сам принял решение;
    Б) сделаете вид, что вам ничего не известно о неисправности, так как не хотите потерять в зарплате из-за остановки завода;
    В) скажите директору и, если он не примет меры, будете активно действовать сами?
    3. Один из путей защиты биосферы от загрязнения – очистка отходящих газов и сточных вод на промышленных предприятиях. Современные очистные сооружения достаточно эффективные, но дорогостоящие. Как бы вы поступили, если были бы директором крупного завода и имели в своем распоряжении значительную сумму денег:
    А) положили деньги в банк для уплаты штрафов за загрязнение природной среды – это выгоднее, чем строить очистные сооружения;
    Б) вложили бы деньги в строительство очистных сооружений;
    В) часть денег вложили бы в расширение производства, а часть использовали бы для увеличения заработной платы рабочим?
    4. Какие газы способствуют возникновению парникового эффекта:
    А) C2H4, NH3, O2;
    Б) Cl2, C3H8, H2;
    В) CO2, O3, CH4.
    Ответы: 1 – Б, 2 – В, 3 – Б, 4 – В.  
     

    Автор(ы): Гайсин В. У.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc