Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 56. Биогеоценозы. Биоценозы. Видовое разнообразие. (Дмитриева Е.М.)

Текст урока

  • Конспект

     Дмитриева Елена Михайловна, 
    учитель географии,
    МБОУ Жирновская ООШ
    
    Название предмета: Биология
    Класс: 9
    УМК: Биология. Общие закономерности, С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, 2014.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Биогеоценозы и биоценозы.
    Цель урока: изучить структуру  естественных сообществ живых организмов, рассмотреть факторы, влияющие на их существование и показатели, которые характеризуют сообщества.
    Задачи:
    образовательные: 
    конкретизировать знания учащихся о структуре и компонентах биогеоценоза и его свойствах; расширить знания учащихся об экосистемах; 
    показать ярусное строение биоценозов, ёмкость биотопа; 
    закрепить умение выделять в составе БГЦ основные его компоненты и характеризовать их.
    развивающая: продолжить формировать умение производить сравнительный анализ, решать логические проблемные задачи, строить опорные схемы.
    воспитательная: экологическое воспитание, патриотическое воспитание – на примере работ В.Н. Сукачева по изучению биоценозов.
    Тип урока: комбинированный.
    Метод проведения: школьная лекция с использованием технологии деятельностного подхода.
    Планируемые результаты.
    Ученик должен:
    иметь представление о работах В.Н. Сукачева по изучению структуры биоценозов  и взаимосвязях его компонентов;
    знать понятия «биоценоз», « биогеоценоз»,  «экотоп», «абиотические факторы» и «биотические факторы»;
    уметь использовать полученные знания для объяснения структуры биоценоза, сравнивать естественные сообщества между собой.
    Обеспечение занятия: 
    Учебник: С.Г. Мамонтов, В.В. Захаров, Н.И. Сонин. «Биология. Общие закономерности 9 класс», 
    Слайдовая презентация урока,
    Компьютер, проектор,
    Раздаточный материал.
    Ход урока:
    Этапы урока 
    Деятельность учителя
    Деятельность учеников
    Организационный момент
    5 минуты 
    Учитель обращается к ученикам:
    - Здравствуйте, присаживайтесь. Кто отсутствует на уроке?
    Обратите внимание на слайд. С каким словом у вас ассоциируется сочетание этих изображений? (1 слайд, щелчок после верного ответа)
    Совершенно верно, это и будет темой сегодняшнего урока.
    Итак, тема урока «Структура биогеоценоза» (2 -4 слайды)
    
    Отвечают кто отсутствует.
    
    
    Структура.
    
    Записывают тему урока.
    Проверка домашнего задания.
    7 минут 
    Для начала мы проверим домашнее задание. Вы к сегодняшнему уроку выучили ряд определений, они нам понадобятся в течение урока.
    Задание: для каждого понятия подобрать верное определение (каждому ученику предлагается по 3 определения)
    
    
    
    Устанавливают соответствие
    Продуценты – производители органического вещества;
    Консументы –организмы, которые в процессе жизнедеятельности используют готовые органические вещества;
    Среда жизни – водная, наземно – воздушная, почвенная, организменная;
    Абиотические факторы среды – факторы неживой природы;
    Биотические факторы – воздействия живых организмов друг на друга;
    Антропогенные факторы – деятельность человека;
    Популяция – совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала;
    Ареал – область распространения;
    Свойства популяции – плотность, рождаемость, смертность, скорость роста, выживаемость;
    Редуценты – разрушители органического вещества;
    Экологические системы – определенные отношения между живыми организмами и абиотическими условиями среды обитания; 
    Биоценоз – совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории;
    Биогеоценоз – совокупность биоценоза и биотопа;
    Биотоп – определенная территория со свойственными ей абиотическими факторами среды обитания;
    Экосистема – система живых организмов и окружающих их неорганических тел, связанных между собой потоком энергии и круговоротом веществ;
    Цепь питания – последовательность организмов, по которой передается энергия, заключенная в пище, от её первоначального источника;
    Автотрофы – организмы, которые сами получают органические вещества из неорганических;
    Гетеротрофы – организмы, которые в процессе жизнедеятельности используют готовые органические вещества.
    Изучение нового материала 
    20 минут
    Формирование биогеоценоза осуществляется за счет межвидовых связей, которые определяют его структуру, т. е. упорядоченность строения и функционирования экосистемы. Различают видовую, пространственную и трофическую структуру биогеоценоза. (5 слайд)
    Под видовой структурой биогеоценоза понимают разнообразие в нем видов и соотношение численности или биомассы всех входящих в него популяций.
    Организмы разных видов обладают неодинаковыми требованиями к среде, поэтому в разных экологических условиях формируется неодинаковый видовой состав. (слайд 6 - 8)
    Какие биогеоценозы были показаны?
    Перечислите абиотические факторы кораллового рифа
    Перечислите биотические факторы пня
    Пространственная структура. Эта структура биогеоценоза определяется прежде всего сложением фитоценоза. Как правило, фитоценозы расчленены на достаточно хорошо отграниченные в пространстве структуры,. К основным таким структурам относится ярусность, которая характеризует вертикальное расчленение фитоценозов.  (9 слайд)
    Задание.
    У вас на столах коробки с набором карточек, распределите предложенные там растения по ярусам.
    Основу трофической (пищевой) структуры биогеоценоза составляют цепи питания (10 слайд). С этим компонентом биогеоценоза мы познакомились на прошлом уроке.
    Задание 
    Составить пищевую цепь: 1 группа для кораллового рифа, 2 группа – пень, 3 группа – лес.
    
    
    
    
    Изображают в тетради структуру биогеоценоза.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Лес, коралловый риф и пень.
    Вода, растворенный в ней кислород, свет
    Все возможные живые организмы.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Выполняют задание, затем взаимопроверка.
    
    
    
    
    
    
    
    Выполняют задание, затем взаимопроверка.
    Практическая часть
    10 минут
    Продолжаем работать в группах. Предлагаю поиграть. Игра называется «Засели свой биотоп» (знакомлю детей с правилами игры)
    Каждая группа заселяет свой биотоп.
    Домашнее задание 
    3 минуты
    На этом уроке и на предыдущем мы с вами говорили о природных биогеоценозах, а ведь есть еще искусственные биогеоценозы – агроценозы (11 слайд).
    Записываем домашнее задание – сравнить природные и искусственные биогеоценозы.
    
    
    
    
    Получают листочки с заданием.
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Дмитриева Е. М.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc

Презентация к уроку

Задания к уроку