Аншакова Т.В. учитель химии и биологии МБОУ Болдыревская СОШ Ташлинского района Название предмета. Биология Класс. 9 класс УМК (название учебника, автор, год издания). Учебник «Биология. Общие закономерности.9 класс». Авторы С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, 2012. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный). Базовый Тема урока. Круговорот веществ в природе. Общее количество часов, отведенное на изучение темы. 1 час. Место урока в системе уроков по теме. Урок № 2 в теме «Биосфер, её структура и функции» Цель урока: сформировать знания обучающихся о круговороте веществ, взаимосвязи веществ в биосфере, соответствие единым законам природы. Задачи урока: - образовательная: расширить знания обучающихся об обмене веществ и энергии, объяснить научные основы необходимости воздуха, воды, почвы для развития живых организмов, рассмотреть круговорот веществ в природе, на примере воды, углерода, азота, серы и фосфора. - развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сопоставлять, делать выводы, развитие устной речи. - воспитательная: показать гармоничность всего живого и его целесообразность. Планируемые результаты: Ученик должен иметь представление о круговороте веществ и энергии; знать: научные основы необходимости воздуха, воды, почвы для развития живых организмов, круговорот веществ в природе, на примере воды, углерода, азота, серы и фосфора и др.; уметь: объяснять взаимосвязь веществ в биосфере. Техническое обеспечение урока: 1) раздаточный материал: тексты для проверки усвоения умений и навыков, раздаточный материал для работы с текстом. 3) оборудование: компьютер, медиапроектор, электронный ресурс учителя к уроку Содержание урока Формы работы 1. Фронтальная 2. Работа в группах, в парах 3. практическая работа Технология урока, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода I этап урока. Организационный момент - приветствие - готовность класса к уроку II этап урока. Проверка знаний обучающихся. - фронтальная работа обучающихся - тестирование (разноуровневое) Тест «Биосфера» Часть 1 (базовый уровень) I Верхняя граница биосферы по вертикали составляет: 1) 5 км; 2) 10 км; 3) 15км; 4) 20 км. II Значение озонового слоя заключается в том, что он 1) задерживает ультрафиолетовое излучение; 2) поглощает часть инфракрасного излучения; 3) ограничивает проникновение жизни за его пределы; 4) вырабатывает витамин D. III Свободный кислород в атмосфере Земли появился в результате: 1) дыхания 2) фотосинтеза 3) брожения 4) гниения IV К какому типу вещества биосферы по В.И. Вернадскому относится почва? 1) живому; 2) косному; 3) биогенному; 4) биокосному. V Доля какого вещества в биосфере наибольшая? 1) азота; 2) кислорода; 3) углекислого газа; 4) аргона. VI Где на планете сосредоточены основные запасы пресной воды? 1) в озерах, реках; 2) в ледниках; 3) в океанах; 4) в грунтовых водах. Часть 2 (повышенный уровень) Допишите предложения: 1) Живое вещество биосферы образовано ______________________________________ 2) Масса живого вещества ____% по сравнению с косным ___% достаточно ________ 3) Преобладающая группа факторов эволюции биосферы ________________________ 4) Основой круговорота веществ в природе служит________________________________________ . Взаимопроверка тестов - правильные ответы записаны на слайде: Часть1 (1 тест – 1 балл) Часть 2 (1 предложение – 2 балла) I II III IV V VI 1 2 3 4 4 1 2 4 1 3 Совокупность организмов 0,02%, 90%, низкая или небольшая Развитие человеческого общества Деятельность живых организмов III этап. Мотивация учебной деятельности. Проблемный вопрос: - Закон сохранения массы веществ М.В. Ломоносова заключается в том, что масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ. - Может ли этот закон быть связан с биосферой? - Выдвижение гипотез обучающими. - Почему запасы кислорода в атмосфере остаются на постоянном уровне? Целеполагание. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Обучающиеся формулируют тему, просматривают параграф и определяют цель и задачи урока. IV этап. Учебно-познавательная деятельность 1. Работа с текстом учебника Внимательно изучите текст параграфа. Заполните таблицу: Живые организмы Роль в круговороте веществ Зеленые растения Азотфиксирующие бактерии Денитрифицирующие бактерии Аэробные бактерии (Обсуждение результатов работы) Работа в парах по кластеру (раздаточный материал) Задание: составьте кластер по статье учебника «Круговорот воды». Определите последовательность процессов. (ответы: испарение, выпадение осадков, разрушение и размывание, сток) 1 ? 2 ? 3 ? 3 ? (Афиширование результатов) V этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Практическая работа в группах Используя текст учебника и таблицу, составьте свою схему круговорота вещества. Подготовьте выступление по этой теме (10 – 15 предложений) Варианты: 1. углерод 2. азот 3. фосфор 4. сера Таблицы для практической работы: Круговорот углерод Круговорот фосфора (Отчет по практической работе: прослушивание выступлений, составление схем на доске) VI этап. Рефлексивная деятельность Определите, на каком уровне вы находитесь: - интересно - неинтересно - уверен в себе – не уверен в себе - устал – не устал - старался – не старался - доволен собой- не доволен собой VII этап. Подведение итогов урока. Самоконтроль Лист оценивания достижений учащихся на уроке Этап урока Содержание заданий Выставляемые баллы и отметка Проверка знаний обучающихся тестирование Часть 1: с 1 по 6 тесты – 1 балл Часть2: Каждое предложение – 2 балла Максимально – 12 баллов Работа с таблицей Заполнение таблицы Одна стока – 1 балл Максимально - 4 балла Работа парами Работа с кластером Один процесс – 1 балл Максимально – 4 балла Практическая работа Составление схемы, выступление по схеме Работа в группе – 2 балла Выступление по схеме – 2 балла Максимально – 4 балла Подводим итоги: Набрано баллов: Отметка: 21-24 баллов «5» 18-20 баллов «4» 12-17 баллов «3» Менее 12 баллов «2» VIII этап. Домашнее задание. Обязательно для всех – п 47 вопрос 1, 6. По выбору: для «продвинутой» группы создать слайд - шоу
Автор(ы): Аншакова Т. В.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc