Аншакова Т.В.
 учитель химии и биологии 
МБОУ Болдыревская СОШ Ташлинского района 
Название предмета.  Биология
Класс.  9 класс
УМК (название учебника, автор, год издания). Учебник «Биология. Общие закономерности.9 класс». Авторы С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, 2012.
Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный).  Базовый
Тема урока.   Круговорот веществ в природе.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы.  1 час.
Место урока в системе уроков по теме.   Урок № 2 в теме «Биосфер, её структура и функции»                Цель урока:  сформировать знания обучающихся о круговороте веществ, взаимосвязи веществ в биосфере, соответствие единым законам природы. 
Задачи урока: 
- образовательная: расширить знания обучающихся об обмене веществ и энергии, объяснить научные основы необходимости воздуха, воды, почвы для развития живых организмов, рассмотреть круговорот веществ в природе, на примере воды, углерода, азота, серы и фосфора.
- развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сопоставлять, делать выводы, развитие устной речи.
- воспитательная: показать гармоничность всего живого и его целесообразность.                                                                                                                             Планируемые результаты:
 Ученик должен
иметь представление о круговороте веществ и энергии;
знать: научные основы необходимости воздуха, воды, почвы для развития живых организмов, круговорот веществ в природе, на примере воды, углерода, азота, серы и фосфора и др.;
уметь: объяснять взаимосвязь веществ в биосфере.                                                                           Техническое обеспечение урока:
1) раздаточный материал: тексты для проверки усвоения умений и навыков, раздаточный материал для работы с текстом.
3) оборудование: компьютер, медиапроектор, электронный ресурс учителя к уроку
Содержание урока
Формы работы
1. Фронтальная
2. Работа в группах, в парах
3.   практическая работа
Технология урока, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода
I этап урока. Организационный момент
- приветствие
- готовность класса к уроку
II этап урока. Проверка знаний обучающихся.
- фронтальная работа обучающихся - тестирование (разноуровневое)
Тест «Биосфера»
Часть 1 (базовый уровень)
I Верхняя граница биосферы по вертикали составляет:
1) 5 км; 
2) 10 км; 
3) 15км;
4) 20 км.
II Значение озонового слоя заключается в том, что он
 1) задерживает ультрафиолетовое излучение;
 2) поглощает часть инфракрасного излучения; 
3) ограничивает проникновение жизни за его пределы; 
4) вырабатывает витамин D.
III Свободный кислород в атмосфере Земли появился в результате: 
1) дыхания
2) фотосинтеза 
3) брожения  
4) гниения
IV К какому типу вещества биосферы по В.И. Вернадскому относится почва?
1) живому; 
2) косному; 
3) биогенному;
4) биокосному.
V Доля какого вещества в биосфере наибольшая? 
1) азота; 
2) кислорода; 
3) углекислого газа;
4) аргона.
VI Где на планете сосредоточены основные запасы пресной воды? 
1) в озерах, реках; 
2) в ледниках; 
3) в океанах; 
4) в грунтовых водах.
Часть 2 (повышенный уровень)
Допишите предложения:
1) Живое вещество биосферы образовано ______________________________________
2) Масса живого вещества ____% по сравнению с косным ___% достаточно ________ 
3) Преобладающая группа факторов эволюции биосферы   ________________________
4) Основой круговорота веществ в природе служит________________________________________ . 
Взаимопроверка тестов - правильные ответы записаны на слайде:
Часть1 (1 тест – 1 балл)
Часть 2 (1 предложение – 2 балла)
I
II
III
IV
V
VI
1
2
3
4
4
1
2
4
1
3
Совокупность организмов
0,02%, 90%, низкая или небольшая
Развитие человеческого общества
Деятельность живых организмов
III этап. Мотивация учебной деятельности.
Проблемный вопрос: 
- Закон сохранения массы веществ М.В. Ломоносова заключается в том, что масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ.
- Может ли этот закон быть связан с биосферой? 
- Выдвижение гипотез обучающими.
- Почему запасы кислорода в атмосфере остаются на постоянном уровне?
Целеполагание. 
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Обучающиеся формулируют тему, просматривают параграф и определяют цель и задачи урока.
IV этап. Учебно-познавательная деятельность
1.	Работа с текстом учебника  
Внимательно изучите текст параграфа. Заполните таблицу:
Живые организмы
Роль в круговороте веществ
Зеленые растения
Азотфиксирующие бактерии
Денитрифицирующие бактерии
Аэробные бактерии
(Обсуждение результатов работы)
Работа в парах по кластеру (раздаточный материал)
 Задание: составьте кластер по статье учебника «Круговорот воды». Определите последовательность процессов. (ответы: испарение, выпадение осадков, разрушение и размывание, сток) 
                                                                        1
?
	2	?
	3	?
	3 	
     ?
(Афиширование результатов)
V этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Практическая работа в группах
Используя текст учебника и таблицу, составьте свою схему круговорота вещества. Подготовьте выступление по этой теме (10 – 15 предложений)
Варианты:
1. углерод       2. азот                                                                                                                                                                           3. фосфор       4. сера
Таблицы для практической работы:
Круговорот углерод
Круговорот фосфора
(Отчет по практической работе: прослушивание выступлений, составление схем на доске)
VI этап. Рефлексивная деятельность
Определите, на каком уровне вы находитесь:                                                                                              -  интересно - неинтересно
-  уверен в себе – не уверен в себе
-  устал – не устал
-  старался – не старался
- доволен собой- не доволен собой
VII этап.  Подведение итогов урока. 
Самоконтроль
Лист оценивания достижений учащихся на уроке 
Этап урока
Содержание заданий
Выставляемые баллы и отметка
Проверка знаний обучающихся
  тестирование
Часть 1:
 с 1 по 6 тесты – 1 балл
Часть2:
Каждое предложение – 2 балла
Максимально – 12 баллов
Работа с таблицей 
Заполнение таблицы
Одна стока – 1 балл
Максимально - 4 балла
Работа парами
Работа с кластером 
 Один процесс – 1 балл
Максимально – 4 балла
Практическая работа
Составление схемы, выступление по схеме 
Работа в группе – 2 балла
Выступление по схеме – 2 балла
Максимально – 4 балла
Подводим итоги:
 Набрано баллов:      Отметка:
21-24 баллов	 «5»
18-20 баллов                 «4»
12-17 баллов                  «3»
Менее 12 баллов           «2»
VIII этап.  Домашнее задание. 
Обязательно для всех – п 47 вопрос 1, 6.
По выбору:  для «продвинутой» группы создать слайд - шоу 
 
Автор(ы): Аншакова Т. В.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc