Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 53. Структура биосферы. (Темирбулатова М.Г.)

Текст урока

  • Конспект

     Темирбулатова Марьям Гадельяровна,
    учитель биологии 
    МБОУ Степановская СОШ
    Ташлинского района
     Оренбургской области
    
    Название предмета: Биология  
    Класс: 9 класс
    УМК: Учебник « Биология. Общие закономерности. 9 класс»/ С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин - М. : Дрофа, 2010. 
    Уровень обучения : базовый.
    Тема урока: Структура биосферы.
    Количество часов, отведенное на изучение темы:1
    Место урока в системе уроков по теме: 1
    Цели урока: изучить структуру и функции биосферы, выявить роль живого вещества  в биосфере.
    Задачи урока: 1. рассмотреть структуру биосферы, выявить ее функции, выделить границы биосферы, роль живого вещества в  биосфере;
    2. продолжить формирование умений: выявлять основные  компоненты биосферы, умение устанавливать связи между компонентами биосферы, делать выводы;
    3. продолжить патриотическое воспитание на примере жизни и деятельности В.И. Вернадского, занимавшегося изучением биосферы, прививать учащимся бережное отношение к природе.
    Планируемые результаты: 
    Ученик должен  иметь представление: о распространении организмов в биосфере, о работах В.И.Вернадского.
    Знать понятия : « живое вещество», » биогенное вещество», «косное вещество», »биокосное вещество».
    Уметь объяснять структуру биосферы, ее функции.
    
    Техническое обеспечение урока:
    
    Учебник, дополнительный материал с печатного листа, таблица» Строение биосферы».
    
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    
    1. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров. Общая биология. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – М., Высшая школа, 1986 г., стр. 224-227.
    2. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Учеб. для общеобр. учреждений – М., Дрофа, 2010, стр. 216-221.
    3. Найджен Грин, Уилф Стаут, Денни с Тейлор. Биология в трёх томах, под редакцией Р. Сопера. Издательство “Мир”, 1993 г., том 2, стр. 79-81.
    4. В.Н.Гутина. Ещё раз об учении В.И.Вернадского. Биология в школе. 1997, №3, стр. 13-16.
    5. В.С.Чесноков. Владимир Иванович Вернадский. Биология в школе. 2004, №3, стр. 19-22.
    
    
                                  Содержание урока
                  1. Организационный момент.
                     - приветствие;
                    - подготовка к работе;
                      - наличие учащихся.
    
       2.  Опрос по домашнему заданию.
              Фронтальный опрос.
    
                        - Что такое штамм?
                  -  Какими свойствами обладают микроорганизмы?
    -Какие преимущества дает использование в селекции микроорганизмов?
    -Что можно сказать о продуктивности выведенных человеком штаммов микроорганизмов?
    -Что такое биотехнология?
    -Что такое генная инженерия?
    
    3. Мотивация учебной деятельности.
    - сообщение темы, цели занятия.
    Взаимоотношения организма и среды всегда представляли научный интерес, и актуальны и в наше время.
    4. Изучение нового материала.
    Тема: Структура биосферы.
    План
    1. Биосфера, её состав.
    2. Структура биосферы.
    3. Границы биосферы.
    4. Роль живого вещества в биосфере.
    1. Каждый живущий организм связан с окружающей средой потоками вещества и энергии, проходящими через его тело. Потребляя и выделяя вещество и энергию, живые организмы влияют на среду своего обитания. Результаты жизнедеятельности отдельного существа могут быть невелики и малозаметны. Но все вместе они сливаются в мощную силу, преобразующую земную поверхность. Представление о том, что живые существа нашей планеты взаимодействуют с внешней средой и изменяют её, возникло давно на основе наблюдений природных явлений.
    Сам термин “биосфера” предложил в 1875 году австрийский геолог Эдвард Зюсс, изучавший геологические оболочки планеты Земля. Однако он не развил представлений о биосфере и не дал термину обоснование.
    Создал учение о биосфере русский учёный геохимик, минералог Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.). Биосфера-оболочка Земли, населенная живыми организмами. В ходе эволюции на Земле образовалась особая оболочка, заселенная живыми организмами.
    - Сообщение учащегося “Биографические сведения о В.И. Вернадском”.
    В.И.Вернадским было написано много книг. Первая книга вышла на французском языке “Геохимия” в 1927 году. В нашей стране в 1926 году в Ленинграде опубликована книга “Биосфера”. В 1927 году В.И.Вернадский открывает лабораторию по изучению биогеохимических процессов.
    В 1949 году ему была присуждена Государственная премия 1-ой степени в области изучения биохимических процессов
    Биосфера включает:
    1) Живое вещество – “совокупность всех живых организмов планеты, в данный момент существующих, численно выраженная в элементарном химическом составе, весе, энергии” (по В.И.Вернадскому).
    Это вещество чрезвычайно активно, т.к. связано с окружающей средой биогенным потоком атомов при осуществлении процессов дыхания, питания, размножения. Благодаря этому потоку почти все химические элементы проходят в общей цепи превращений через биогеохимическое звено. Таким образом, жизнедеятельность организмов – это глубокий и мощный геологический процесс планетарного характера. Миграция химических элементов из организма в среду и обратно не прекращается ни на секунду. Эта миграция была бы невозможной, если бы элементарный химический состав организмов не был близок химическому составу земной коры.
    В.И.Вернадский писал: “Организм имеет дело со средой, к которой он не только приспособлен, но которая приспособлена к нему”.
    Благодаря зелёным растениям, осуществляется процесс фотосинтеза, в биосфере создаются сложные по строению молекулы с большими запасами заключённой в них энергии. Без живого вещества работа солнечного луча сводилась бы лишь к перемещению газообразных, жидких и твёрдых тел по поверхности планеты и к временному их нагреванию. Живое вещество выступает в качестве аккумулятора и уникального трансформатора связанной лучистой энергии Солнца. Улавливание солнечной энергии осуществляется преимущественно растительным миром. Но в удержании и преобразовании её по земной поверхности, а также перенос из внешнего  в более глубокие слои планеты принимает участие всё живое вещество. Этот процесс осуществляется благодаря размножению и последующему росту организмов. Скорость размножения их (по В.И.Вернадскому) “это скорость передачи в биосфере геохимической энергии”. Элементарной и структурной единицей биосферы является биогеоценоз. Живое вещество выполняет в биосфере следующие биогеохимические функции:
    - энергетическую;
    - газовую;
    - окислительно-восстановительную;
    - концентрационную.
    Вывод: живые организмы, обитающие на Земле, представляют собой сложную систему преобразования энергии солнечных лучей в энергию геохимических процессов.
    Живые организмы, регулируя круговорот веществ, служат мощным фактором, преобразующим поверхность нашей планеты.
    2) Биогенное вещество – оно создаётся в процессе жизнедеятельности живых организмов (природный газ, нефть, сапропель, каменный и бурый уголь, торф, мел, известняк, горючие сланцы, руды железа и марганца).
    3) Косное вещество – оно формируется без участия живых организмов (результаты движения земной коры, лава вулканов, метеориты).
    4) Биокосное вещество – оно представляет собой совместный результат жизнедеятельности организмов и абиогенных процессов (почва, ил).
    Структура биосферы.
    - Вспомните, когда возникла жизнь на Земле? (3 – 5 млрд. лет назад).
    - Какие географические оболочки составляют биосферу?
    
    - Что является ограничивающим фактором для распространения жизни?
    (Работа с рисунком учебника на стр. 217).
    (Ограничивающим фактором является возможность существования условий для живых организмов).  На Земле различают несколько геосфер:
    Атмосферу , простирающуюся вверх до 100 км: в ней различают тропосферу высотой 15 км, а над ней- стратосферу, высотой до 100 км. У границы стратосферы возникают северные сияния. На высоте 45 км вместо кислорода находится озон, образующийся из свободного кислорода под влиянием солнечных лучей. Озоновый слой образует экран и отражает губительные для живых организмов космические излучения и частично ультрафиолетовые  солнечные лучи.
    Гидросферу (океаны ,моря, озера, реки), занимающую 70,8 % земной поверхности.
    Литосферу - внешнюю твердую оболочку Земли, состоящую из двух слоев: верхнего слоя осадочных пород с гранитом и нижнего базальтового.
    Границы биосферы
    Самостоятельная работа с учебником.
     - Каковы же границы биосферы? Покажите на таблице. Она составляет 20–40 км. Сопоставьте толщину биосферы с диаметром Земли – 14 тысяч км, она представляет собой тонкую плёнку.
    - Определите ограничивающие факторы, обуславливающие границы жизни в биосфере: верхняя граница биосферы ограничена интенсивной концентрацией ультрафиолетовых лучей; нижняя – высокой температурой земных недр (свыше 100 градусов). На высоте 20 км можно обнаружить споры бактерий, а на глубине 3 км в водах – анаэробные бактерии.
    - В какой части атмосферы сосредоточена жизнь? - В тропосфере и нижних слоях стратосферы.
    - В какой части гидросферы сосредоточена жизнь? – Проникает на всю глубину Мирового океана до глубины 10-11 км.
    - В какой части литосферы сосредоточена жизнь? – Проникает до глубин 3 – иногда 7 км.
    Роль живого вещества в биосфере.
    Хотя границы биосферы довольно узки, живые организмы в их пределах распределены очень неравномерно. На большой высоте и в глубинах гидросферы и литосферы организмы встречаются относительно редко. Жизнь сосредоточена главным образом на поверхности земли, в почве и в приповерхностном слое океана.
    Биомасса живых организмов суши представлена на 99,2% - зелёными растениями, и на 0,8 % животными и микроорганизмами. Биомасса океана такова: на долю растений приходится 6,3 %, на долю животных – 93,7 %. Величина биомассы для всей планеты составляет 3 – 1012 тонн, при этом на долю растений приходится 95 %, на долю животных - 5 %. В целом биомасса составляет лишь 0,01% массы всей биосферы.
    По массе доля живого вещества составляет 0,01 – 0,02 % от массы косного вещества.
    Работа с учебником: прочитайте текст на стр. 219. Ответьте на вопрос: Какой вклад в биомассу вносят растения, и какой – животные?
    - Перечислите уровни организации живой материи и дайте им краткую характеристику. Уровни организации: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический,  биосферный.
    4. Домашнее задание: прочитать пар. 46, ответить устно на вопросы в конце параграфа. 
    5. Подведение итогов урока, оценивание ответов.
    Учение о биосфере является важным достижением человечества. Впервые живая природа была взята в целом и рассмотрена со сторон суммарного значения и эффекта, производимого ею на окружающую среду. Биосфера – обще планетарная оболочка, состав, структура, энергетика которой обусловлена прошлой и современной деятельностью живого вещества. Живое вещество биосферы, выполняя геохимические функции (газовую, концентрационную, энергетическую, окислительно-восстановительную), создаёт и поддерживает компоненты биосферы.
    6. Закрепление.
    Выберите из предложенных суждений те, которые вы считаете правильными:
    1. Биосфера – это совокупность всех биогеоценозов.
    2. Биосфера – это открытая система.
    3. Живое вещество в биосфере выполняет биогеохимические и концентрационные функции.
    4. Высший уровень организации жизни на Земле – биогеоценотический.
    5. Нижняя граница обитания живых существ проходит в литосфере на глубине 2–3 км.
    6. Живые организмы, регулируя круговорот веществ, служат мощным геологическим фактором, преобразующим поверхность нашей планеты.
    7. Весь кислород атмосферы образован в результате жизнедеятельности автотрофных организмов.
    
     

    Автор(ы): Темирбулатова М. Г.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx