Темирбулатова Марьям Гадельяровна, учитель биологии МБОУ Степановская СОШ Ташлинского района Оренбургской области Название предмета: Биология Класс: 9 класс УМК: Учебник « Биология. Общие закономерности. 9 класс»/ С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин - М. : Дрофа, 2010. Уровень обучения : базовый. Тема урока: Структура биосферы. Количество часов, отведенное на изучение темы:1 Место урока в системе уроков по теме: 1 Цели урока: изучить структуру и функции биосферы, выявить роль живого вещества в биосфере. Задачи урока: 1. рассмотреть структуру биосферы, выявить ее функции, выделить границы биосферы, роль живого вещества в биосфере; 2. продолжить формирование умений: выявлять основные компоненты биосферы, умение устанавливать связи между компонентами биосферы, делать выводы; 3. продолжить патриотическое воспитание на примере жизни и деятельности В.И. Вернадского, занимавшегося изучением биосферы, прививать учащимся бережное отношение к природе. Планируемые результаты: Ученик должен иметь представление: о распространении организмов в биосфере, о работах В.И.Вернадского. Знать понятия : « живое вещество», » биогенное вещество», «косное вещество», »биокосное вещество». Уметь объяснять структуру биосферы, ее функции. Техническое обеспечение урока: Учебник, дополнительный материал с печатного листа, таблица» Строение биосферы». Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров. Общая биология. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – М., Высшая школа, 1986 г., стр. 224-227. 2. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Учеб. для общеобр. учреждений – М., Дрофа, 2010, стр. 216-221. 3. Найджен Грин, Уилф Стаут, Денни с Тейлор. Биология в трёх томах, под редакцией Р. Сопера. Издательство “Мир”, 1993 г., том 2, стр. 79-81. 4. В.Н.Гутина. Ещё раз об учении В.И.Вернадского. Биология в школе. 1997, №3, стр. 13-16. 5. В.С.Чесноков. Владимир Иванович Вернадский. Биология в школе. 2004, №3, стр. 19-22. Содержание урока 1. Организационный момент. - приветствие; - подготовка к работе; - наличие учащихся. 2. Опрос по домашнему заданию. Фронтальный опрос. - Что такое штамм? - Какими свойствами обладают микроорганизмы? -Какие преимущества дает использование в селекции микроорганизмов? -Что можно сказать о продуктивности выведенных человеком штаммов микроорганизмов? -Что такое биотехнология? -Что такое генная инженерия? 3. Мотивация учебной деятельности. - сообщение темы, цели занятия. Взаимоотношения организма и среды всегда представляли научный интерес, и актуальны и в наше время. 4. Изучение нового материала. Тема: Структура биосферы. План 1. Биосфера, её состав. 2. Структура биосферы. 3. Границы биосферы. 4. Роль живого вещества в биосфере. 1. Каждый живущий организм связан с окружающей средой потоками вещества и энергии, проходящими через его тело. Потребляя и выделяя вещество и энергию, живые организмы влияют на среду своего обитания. Результаты жизнедеятельности отдельного существа могут быть невелики и малозаметны. Но все вместе они сливаются в мощную силу, преобразующую земную поверхность. Представление о том, что живые существа нашей планеты взаимодействуют с внешней средой и изменяют её, возникло давно на основе наблюдений природных явлений. Сам термин “биосфера” предложил в 1875 году австрийский геолог Эдвард Зюсс, изучавший геологические оболочки планеты Земля. Однако он не развил представлений о биосфере и не дал термину обоснование. Создал учение о биосфере русский учёный геохимик, минералог Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.). Биосфера-оболочка Земли, населенная живыми организмами. В ходе эволюции на Земле образовалась особая оболочка, заселенная живыми организмами. - Сообщение учащегося “Биографические сведения о В.И. Вернадском”. В.И.Вернадским было написано много книг. Первая книга вышла на французском языке “Геохимия” в 1927 году. В нашей стране в 1926 году в Ленинграде опубликована книга “Биосфера”. В 1927 году В.И.Вернадский открывает лабораторию по изучению биогеохимических процессов. В 1949 году ему была присуждена Государственная премия 1-ой степени в области изучения биохимических процессов Биосфера включает: 1) Живое вещество – “совокупность всех живых организмов планеты, в данный момент существующих, численно выраженная в элементарном химическом составе, весе, энергии” (по В.И.Вернадскому). Это вещество чрезвычайно активно, т.к. связано с окружающей средой биогенным потоком атомов при осуществлении процессов дыхания, питания, размножения. Благодаря этому потоку почти все химические элементы проходят в общей цепи превращений через биогеохимическое звено. Таким образом, жизнедеятельность организмов – это глубокий и мощный геологический процесс планетарного характера. Миграция химических элементов из организма в среду и обратно не прекращается ни на секунду. Эта миграция была бы невозможной, если бы элементарный химический состав организмов не был близок химическому составу земной коры. В.И.Вернадский писал: “Организм имеет дело со средой, к которой он не только приспособлен, но которая приспособлена к нему”. Благодаря зелёным растениям, осуществляется процесс фотосинтеза, в биосфере создаются сложные по строению молекулы с большими запасами заключённой в них энергии. Без живого вещества работа солнечного луча сводилась бы лишь к перемещению газообразных, жидких и твёрдых тел по поверхности планеты и к временному их нагреванию. Живое вещество выступает в качестве аккумулятора и уникального трансформатора связанной лучистой энергии Солнца. Улавливание солнечной энергии осуществляется преимущественно растительным миром. Но в удержании и преобразовании её по земной поверхности, а также перенос из внешнего в более глубокие слои планеты принимает участие всё живое вещество. Этот процесс осуществляется благодаря размножению и последующему росту организмов. Скорость размножения их (по В.И.Вернадскому) “это скорость передачи в биосфере геохимической энергии”. Элементарной и структурной единицей биосферы является биогеоценоз. Живое вещество выполняет в биосфере следующие биогеохимические функции: - энергетическую; - газовую; - окислительно-восстановительную; - концентрационную. Вывод: живые организмы, обитающие на Земле, представляют собой сложную систему преобразования энергии солнечных лучей в энергию геохимических процессов. Живые организмы, регулируя круговорот веществ, служат мощным фактором, преобразующим поверхность нашей планеты. 2) Биогенное вещество – оно создаётся в процессе жизнедеятельности живых организмов (природный газ, нефть, сапропель, каменный и бурый уголь, торф, мел, известняк, горючие сланцы, руды железа и марганца). 3) Косное вещество – оно формируется без участия живых организмов (результаты движения земной коры, лава вулканов, метеориты). 4) Биокосное вещество – оно представляет собой совместный результат жизнедеятельности организмов и абиогенных процессов (почва, ил). Структура биосферы. - Вспомните, когда возникла жизнь на Земле? (3 – 5 млрд. лет назад). - Какие географические оболочки составляют биосферу? - Что является ограничивающим фактором для распространения жизни? (Работа с рисунком учебника на стр. 217). (Ограничивающим фактором является возможность существования условий для живых организмов). На Земле различают несколько геосфер: Атмосферу , простирающуюся вверх до 100 км: в ней различают тропосферу высотой 15 км, а над ней- стратосферу, высотой до 100 км. У границы стратосферы возникают северные сияния. На высоте 45 км вместо кислорода находится озон, образующийся из свободного кислорода под влиянием солнечных лучей. Озоновый слой образует экран и отражает губительные для живых организмов космические излучения и частично ультрафиолетовые солнечные лучи. Гидросферу (океаны ,моря, озера, реки), занимающую 70,8 % земной поверхности. Литосферу - внешнюю твердую оболочку Земли, состоящую из двух слоев: верхнего слоя осадочных пород с гранитом и нижнего базальтового. Границы биосферы Самостоятельная работа с учебником. - Каковы же границы биосферы? Покажите на таблице. Она составляет 20–40 км. Сопоставьте толщину биосферы с диаметром Земли – 14 тысяч км, она представляет собой тонкую плёнку. - Определите ограничивающие факторы, обуславливающие границы жизни в биосфере: верхняя граница биосферы ограничена интенсивной концентрацией ультрафиолетовых лучей; нижняя – высокой температурой земных недр (свыше 100 градусов). На высоте 20 км можно обнаружить споры бактерий, а на глубине 3 км в водах – анаэробные бактерии. - В какой части атмосферы сосредоточена жизнь? - В тропосфере и нижних слоях стратосферы. - В какой части гидросферы сосредоточена жизнь? – Проникает на всю глубину Мирового океана до глубины 10-11 км. - В какой части литосферы сосредоточена жизнь? – Проникает до глубин 3 – иногда 7 км. Роль живого вещества в биосфере. Хотя границы биосферы довольно узки, живые организмы в их пределах распределены очень неравномерно. На большой высоте и в глубинах гидросферы и литосферы организмы встречаются относительно редко. Жизнь сосредоточена главным образом на поверхности земли, в почве и в приповерхностном слое океана. Биомасса живых организмов суши представлена на 99,2% - зелёными растениями, и на 0,8 % животными и микроорганизмами. Биомасса океана такова: на долю растений приходится 6,3 %, на долю животных – 93,7 %. Величина биомассы для всей планеты составляет 3 – 1012 тонн, при этом на долю растений приходится 95 %, на долю животных - 5 %. В целом биомасса составляет лишь 0,01% массы всей биосферы. По массе доля живого вещества составляет 0,01 – 0,02 % от массы косного вещества. Работа с учебником: прочитайте текст на стр. 219. Ответьте на вопрос: Какой вклад в биомассу вносят растения, и какой – животные? - Перечислите уровни организации живой материи и дайте им краткую характеристику. Уровни организации: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. 4. Домашнее задание: прочитать пар. 46, ответить устно на вопросы в конце параграфа. 5. Подведение итогов урока, оценивание ответов. Учение о биосфере является важным достижением человечества. Впервые живая природа была взята в целом и рассмотрена со сторон суммарного значения и эффекта, производимого ею на окружающую среду. Биосфера – обще планетарная оболочка, состав, структура, энергетика которой обусловлена прошлой и современной деятельностью живого вещества. Живое вещество биосферы, выполняя геохимические функции (газовую, концентрационную, энергетическую, окислительно-восстановительную), создаёт и поддерживает компоненты биосферы. 6. Закрепление. Выберите из предложенных суждений те, которые вы считаете правильными: 1. Биосфера – это совокупность всех биогеоценозов. 2. Биосфера – это открытая система. 3. Живое вещество в биосфере выполняет биогеохимические и концентрационные функции. 4. Высший уровень организации жизни на Земле – биогеоценотический. 5. Нижняя граница обитания живых существ проходит в литосфере на глубине 2–3 км. 6. Живые организмы, регулируя круговорот веществ, служат мощным геологическим фактором, преобразующим поверхность нашей планеты. 7. Весь кислород атмосферы образован в результате жизнедеятельности автотрофных организмов.
Автор(ы): Темирбулатова М. Г.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx