Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 44. Генотип как система взаимодействующих генов. (Диденко Т.В.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                       Диденко Татьяна Витальевна  учитель биологии                  
    	                                                                                            МБОУ Калининская СОШ
    Предмет: биология 
    Класс – 9
    УМК Сонин Н.И. 
     Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности.  9 кл.-М. Дрофа, 2011.
    Уровень обучения: базовый.
     Урок № 44
    Тема урока: Взаимодействие генов. 1 час.
    Место урока в системе уроков по теме: пятый урок по теме «Закономерности наследования организмов».
    Цель: доказать, что генотип - система взаимодействующих генов; продолжать работу с текстом на анализ и синтез, решению генетических задач.
    Задачи:
     - выяснить типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов и условия проявления признаков;
    - овладеть умениями применять биологические знания для объяснения причин наследования аллельных и неаллельных генов;
    - продолжать практико – ориентированную деятельность по выявлению  типов взаимодействия генов, работая с различными  источниками информации;
    - развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы, решать простейшие генетические задачи;
    - формировать здоровьесберегающую и экологическую компетенции.
    Планируемые результаты обучения: 
    Обучающий должен знать основные понятия:
    Генотип, аллельные гены, неаллельные гены, комплементарность, полимерия, эпистаз, генотипическая среда. 
    Уметь использовать полученные знания при объяснении взаимодействий неаллельных генов.
    Оборудование: таблицы «Кариотип человека» «Механизм определения пола», « Законы Г.Менделя», компьютер, ЭОР, магнитное пособие, учебник.
    Тип урока: комбинированный.
    Используемые технологии: технология проектной деятельности, технология развития критического мышления 
    
                                           Деятельность учителя и учащихся на уроке
    
    Этап урока
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    
    
    Актуализация знаний
    
    Проверить выполнение задания « Подумайте!» стр. 192 учебника.
    
    Сообщение о наследственных заболеваниях человека.
    - Что такое ген, какова его химическая природа?
    
    Отвечают на вопросы задания, осуществляют анализ ответов одноклассников.
    Слушают, делают записи в тетрадях.
    Гены – участки хромосом, состоящие из молекул ДНК. Носители наследственной информации.
    Изучение нового материала.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Проблема:  Что такое генотип?
     Методический прием «Верные и неверные утверждения» (На слайде – утверждения)
    1. Генотип – это совокупность генов.
    2. Генотип – это система взаимодействующих генов.
    3. Аллельные гены взаимодействуют друг с другом.
    4. Неаллельные гены не взаимодействуют друг с другом.
    
    Задание№1. Используя текст п. 40, рис.учебника, ЭОР вам необходимо найти доказательства верности или неверности данных утверждений.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Взаимодействуют друг с другом как аллельные, так и неаллельные гены, расположенные в разных хромосомах.
    Неаллельное влияние генов проявляется как в качественных, так и в количественных проявлениях признаков.
    Вводит понятия: комплементарность, полимерия, эпистаз. Дает определения.
    Задание №2. 
    1 гр.Используя текст П.40 стр. 192. Соотнесите определения взаимодействия неаллельных генов с примерами количественных проявлений признаков. Докажите.
    2 гр.Используя текст П.40 стр. 192. Соотнесите определения взаимодействия неаллельных генов с примерами качественных проявлений признаков. Докажите.
    
    Учитель выступает в роли консультанта при затруднениях обучающихся (направляет деятельность, дает советы) 
    Что же такое генотип? От чего зависит его проявление?
    
    
    
    Задание № 3. Используя текст  п. 40 стр. 195 найти определение  и записать – Генотипическая среда.
     Выдвигают гипотезы.
    
    
    
    Выдвигают гипотезы по данным утверждениям.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Обучающиеся в паре  работают с текстом,  рис., ЭОР. (10 минут).
    Обучающиеся представляют результат своей работы. Доказывают верность или неверность данных суждений.
    Исправляют неверные суждения. Записывают вывод в тетрадь.
    1.Генотип – это система взаимодействующих генов.
    2.Генотип – это система взаимодействующих генов как аллельных, так и неаллельных
    3.Аллельные гены взаимодействуют друг с другом.
    4.Неаллельные гены взаимодействуют друг с другом.
    
    
    Обучающиеся воспринимают информацию.
    
    
    
    
     Записывают определения в тетрадях. 
    
    Обучающиеся в группе  работают с текстом,  рис., ЭОР.
    
    
    
    
    Устанавливают причинно- следственные связи в данном факте.   Приводят примеры.
    
    
    
    
    
    
    Вывод: Генотип – это система взаимодействующих генов, проявления которого зависит от  генотипической среды.
    
    Работают стр. 195 находят определение, записывают. (Генотипическая среда – комплекс генов, влияющих на проявление в фенотипе конкретного гена).
    
    Рефлексия 
    Задание. Составьте «Синквейн» с ключевым словом « Генотип»
    
    
    
    Самоанализ. 
     Закончите предложения:
    
    
    
    
    
    Оцените свою работу на уроке.
    Оцените работу товарища. 
    Считаете ли вы свою работу на уроке успешной? 
    Составляют  «Синквейн».
    
    
    
    
    
    « Я сегодня узнал….»
    « У меня хорошо получилось…»
    « Мне это будет нужно…»
    
    
    
    
    Оценивают. 
    Домашнее задание  
    П.40.  Повторить п.35-40.
    Поработать с диском. 
    
    Обучающиеся записывают задания в дневники.
    	
    
    
    
    
                                                               
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Диденко Т. В.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc