Диденко Татьяна Витальевна учитель биологии
МБОУ Калининская СОШ
Предмет: биология
Класс – 9
УМК Сонин Н.И.
Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.-М. Дрофа, 2011.
Уровень обучения: базовый.
Урок № 44
Тема урока: Взаимодействие генов. 1 час.
Место урока в системе уроков по теме: пятый урок по теме «Закономерности наследования организмов».
Цель: доказать, что генотип - система взаимодействующих генов; продолжать работу с текстом на анализ и синтез, решению генетических задач.
Задачи:
- выяснить типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов и условия проявления признаков;
- овладеть умениями применять биологические знания для объяснения причин наследования аллельных и неаллельных генов;
- продолжать практико – ориентированную деятельность по выявлению типов взаимодействия генов, работая с различными источниками информации;
- развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы, решать простейшие генетические задачи;
- формировать здоровьесберегающую и экологическую компетенции.
Планируемые результаты обучения:
Обучающий должен знать основные понятия:
Генотип, аллельные гены, неаллельные гены, комплементарность, полимерия, эпистаз, генотипическая среда.
Уметь использовать полученные знания при объяснении взаимодействий неаллельных генов.
Оборудование: таблицы «Кариотип человека» «Механизм определения пола», « Законы Г.Менделя», компьютер, ЭОР, магнитное пособие, учебник.
Тип урока: комбинированный.
Используемые технологии: технология проектной деятельности, технология развития критического мышления
Деятельность учителя и учащихся на уроке
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Актуализация знаний
Проверить выполнение задания « Подумайте!» стр. 192 учебника.
Сообщение о наследственных заболеваниях человека.
- Что такое ген, какова его химическая природа?
Отвечают на вопросы задания, осуществляют анализ ответов одноклассников.
Слушают, делают записи в тетрадях.
Гены – участки хромосом, состоящие из молекул ДНК. Носители наследственной информации.
Изучение нового материала.
Проблема: Что такое генотип?
Методический прием «Верные и неверные утверждения» (На слайде – утверждения)
1. Генотип – это совокупность генов.
2. Генотип – это система взаимодействующих генов.
3. Аллельные гены взаимодействуют друг с другом.
4. Неаллельные гены не взаимодействуют друг с другом.
Задание№1. Используя текст п. 40, рис.учебника, ЭОР вам необходимо найти доказательства верности или неверности данных утверждений.
Взаимодействуют друг с другом как аллельные, так и неаллельные гены, расположенные в разных хромосомах.
Неаллельное влияние генов проявляется как в качественных, так и в количественных проявлениях признаков.
Вводит понятия: комплементарность, полимерия, эпистаз. Дает определения.
Задание №2.
1 гр.Используя текст П.40 стр. 192. Соотнесите определения взаимодействия неаллельных генов с примерами количественных проявлений признаков. Докажите.
2 гр.Используя текст П.40 стр. 192. Соотнесите определения взаимодействия неаллельных генов с примерами качественных проявлений признаков. Докажите.
Учитель выступает в роли консультанта при затруднениях обучающихся (направляет деятельность, дает советы)
Что же такое генотип? От чего зависит его проявление?
Задание № 3. Используя текст п. 40 стр. 195 найти определение и записать – Генотипическая среда.
Выдвигают гипотезы.
Выдвигают гипотезы по данным утверждениям.
Обучающиеся в паре работают с текстом, рис., ЭОР. (10 минут).
Обучающиеся представляют результат своей работы. Доказывают верность или неверность данных суждений.
Исправляют неверные суждения. Записывают вывод в тетрадь.
1.Генотип – это система взаимодействующих генов.
2.Генотип – это система взаимодействующих генов как аллельных, так и неаллельных
3.Аллельные гены взаимодействуют друг с другом.
4.Неаллельные гены взаимодействуют друг с другом.
Обучающиеся воспринимают информацию.
Записывают определения в тетрадях.
Обучающиеся в группе работают с текстом, рис., ЭОР.
Устанавливают причинно- следственные связи в данном факте. Приводят примеры.
Вывод: Генотип – это система взаимодействующих генов, проявления которого зависит от генотипической среды.
Работают стр. 195 находят определение, записывают. (Генотипическая среда – комплекс генов, влияющих на проявление в фенотипе конкретного гена).
Рефлексия
Задание. Составьте «Синквейн» с ключевым словом « Генотип»
Самоанализ.
Закончите предложения:
Оцените свою работу на уроке.
Оцените работу товарища.
Считаете ли вы свою работу на уроке успешной?
Составляют «Синквейн».
« Я сегодня узнал….»
« У меня хорошо получилось…»
« Мне это будет нужно…»
Оценивают.
Домашнее задание
П.40. Повторить п.35-40.
Поработать с диском.
Обучающиеся записывают задания в дневники.
Автор(ы): Диденко Т. В.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc