Диденко Татьяна Витальевна учитель биологии МБОУ Калининская СОШ Предмет: биология Класс – 9 УМК Сонин Н.И. Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.-М. Дрофа, 2011. Уровень обучения: базовый. Урок № 44 Тема урока: Взаимодействие генов. 1 час. Место урока в системе уроков по теме: пятый урок по теме «Закономерности наследования организмов». Цель: доказать, что генотип - система взаимодействующих генов; продолжать работу с текстом на анализ и синтез, решению генетических задач. Задачи: - выяснить типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов и условия проявления признаков; - овладеть умениями применять биологические знания для объяснения причин наследования аллельных и неаллельных генов; - продолжать практико – ориентированную деятельность по выявлению типов взаимодействия генов, работая с различными источниками информации; - развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы, решать простейшие генетические задачи; - формировать здоровьесберегающую и экологическую компетенции. Планируемые результаты обучения: Обучающий должен знать основные понятия: Генотип, аллельные гены, неаллельные гены, комплементарность, полимерия, эпистаз, генотипическая среда. Уметь использовать полученные знания при объяснении взаимодействий неаллельных генов. Оборудование: таблицы «Кариотип человека» «Механизм определения пола», « Законы Г.Менделя», компьютер, ЭОР, магнитное пособие, учебник. Тип урока: комбинированный. Используемые технологии: технология проектной деятельности, технология развития критического мышления Деятельность учителя и учащихся на уроке Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Актуализация знаний Проверить выполнение задания « Подумайте!» стр. 192 учебника. Сообщение о наследственных заболеваниях человека. - Что такое ген, какова его химическая природа? Отвечают на вопросы задания, осуществляют анализ ответов одноклассников. Слушают, делают записи в тетрадях. Гены – участки хромосом, состоящие из молекул ДНК. Носители наследственной информации. Изучение нового материала. Проблема: Что такое генотип? Методический прием «Верные и неверные утверждения» (На слайде – утверждения) 1. Генотип – это совокупность генов. 2. Генотип – это система взаимодействующих генов. 3. Аллельные гены взаимодействуют друг с другом. 4. Неаллельные гены не взаимодействуют друг с другом. Задание№1. Используя текст п. 40, рис.учебника, ЭОР вам необходимо найти доказательства верности или неверности данных утверждений. Взаимодействуют друг с другом как аллельные, так и неаллельные гены, расположенные в разных хромосомах. Неаллельное влияние генов проявляется как в качественных, так и в количественных проявлениях признаков. Вводит понятия: комплементарность, полимерия, эпистаз. Дает определения. Задание №2. 1 гр.Используя текст П.40 стр. 192. Соотнесите определения взаимодействия неаллельных генов с примерами количественных проявлений признаков. Докажите. 2 гр.Используя текст П.40 стр. 192. Соотнесите определения взаимодействия неаллельных генов с примерами качественных проявлений признаков. Докажите. Учитель выступает в роли консультанта при затруднениях обучающихся (направляет деятельность, дает советы) Что же такое генотип? От чего зависит его проявление? Задание № 3. Используя текст п. 40 стр. 195 найти определение и записать – Генотипическая среда. Выдвигают гипотезы. Выдвигают гипотезы по данным утверждениям. Обучающиеся в паре работают с текстом, рис., ЭОР. (10 минут). Обучающиеся представляют результат своей работы. Доказывают верность или неверность данных суждений. Исправляют неверные суждения. Записывают вывод в тетрадь. 1.Генотип – это система взаимодействующих генов. 2.Генотип – это система взаимодействующих генов как аллельных, так и неаллельных 3.Аллельные гены взаимодействуют друг с другом. 4.Неаллельные гены взаимодействуют друг с другом. Обучающиеся воспринимают информацию. Записывают определения в тетрадях. Обучающиеся в группе работают с текстом, рис., ЭОР. Устанавливают причинно- следственные связи в данном факте. Приводят примеры. Вывод: Генотип – это система взаимодействующих генов, проявления которого зависит от генотипической среды. Работают стр. 195 находят определение, записывают. (Генотипическая среда – комплекс генов, влияющих на проявление в фенотипе конкретного гена). Рефлексия Задание. Составьте «Синквейн» с ключевым словом « Генотип» Самоанализ. Закончите предложения: Оцените свою работу на уроке. Оцените работу товарища. Считаете ли вы свою работу на уроке успешной? Составляют «Синквейн». « Я сегодня узнал….» « У меня хорошо получилось…» « Мне это будет нужно…» Оценивают. Домашнее задание П.40. Повторить п.35-40. Поработать с диском. Обучающиеся записывают задания в дневники.
Автор(ы): Диденко Т. В.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc