Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 42. Законы Г. Менделя. (Кочергина Т.Ф.)

Текст урока

  • Конспект

     
    
    
    Фамилия, имя, должность
                                                                                                                    Кочергина Татьяна Федоровна, учитель
    
    Место работы
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Чернояровская средняя общеобразовательная школа                Ташлинский район  Оренбургская область
    
    Предмет
    
    Биология
    Класс
    9
    УМК
    «Биология. Общие закономерности» 9 класс, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, 2012 г
    Уровень обучения
    Базовый
    Тема урока
    Законы Г. Менделя. Решение задач
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы
    6
    Место урока в системе уроков по теме
    3
    Цель урока
    Формирование  у обучающихся  знаний о   III законе  Г.Менделя, продолжение формирования навыков решения  генетических задач
    
    
    
    Задачи  урока
    Образовательная
    
    
    
    
    
    Развивающая
    
    
    
    
    
    Воспитательная
              
              1.Вывести третий закон Менделя                                                              На   2.Научить   школьников    использовать специальную систему записи   рее скрещивания (решетку Пеннета) для прогнозирования численного   рас   выражения расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном   ск      скрещивании.                            
    1.Убедить старшеклассников в том, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.
    2.Сформировать знания  о полном  и неполном доминировании, промежуточном наследовании при неполном доминировании.
     1.Развить  логическое мышление, умение сопоставлять, анализировать.
    2.Развивать познавательный интерес к науке
    Планируемые результаты
    
    Предметные  умения
    
    
    
    
    
    
    
    
    Метапредметные  умения
    
    
    Личностные  умения
             Обучающийся  дожен знать: 
    Формулировку третьего закона Менделя;
    Анализирующее скрещивание и его значение
    Цитологические основы неполного доминирования
    Обучающийся   должен уметь:
    
    Решать задачи, используя генетическую    символику
     Формулировать выводы о познаваемости биологических явлений и материальном единстве живой природы.
    
    Умение планировать последовательность действий, проводить исследовательскую работу.
    
    Осознание учащимися  ценности изучаемого предмета 
    
    Техническое обеспечение урока
            Учебник «Биология.Общие закономерности. Авторы:  С.Г.Мамонтов,          
               В.Б.Захаров,  Н.И. Сонин.; компьютер, гербарий, таблицы
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
    Источники информации:учебник «Биология. Общие закономерности, авторы:.С.Г.Мамонтов,В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.
    ТСО: компьютеры, проектор, экран.
    Средства наглядности: презентация «Законы Менделя»
    Дидактические средства: распечатанные для каждой парты указания к практической работе.
    
    
    Содержание урока
    Этапы урока
    Время этапа
    Задачи этапа
    Основные элементы содержания урока
    Приемы организации учебной деятельности
    1.Оргмомент (1 мин.)
    Задачи  этапа: подготовить учащихся к работе на уроке
    Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Быстрое включение учащихся в деловой ритм. 
    Раппорт дежурного, фиксация отсутствующих
    2.Актуализация опорных знаний                     (10 мин.)
    Задачи этапа: коррекция и тренинг изученных способов действий
    Полетное повторение
    Тестовая работа
    1.Гомозиготной особью можно назвать?
    А. ААВВ
    Б. АА
    В. ааВВ
    Г. АаВв
    2.Доминантный ген проявляется:
    А. Только в гомозиготном организме
    Б. Только в гетерозиготном организме
    В. Как в гомозиготном, так  и в  гетерозиготном организмах
    Г.Только в первом поколении
    3.Скрещивают дигетерозиготные растения гороха. Сколько различных фенотипов ожидается в потомстве?
    А. 1
    Б. 2
    В. 3
    Г. 4
    4.Желтый цвет и гладкая форма гороха доминантные признаки. Какой генотип у горошин с зелеными и морщинистыми семенами?
    А. аавв
    Б. АаВв
    В. ААВв
    Г. ааВв
    5.Какой генотип будет у горошин с желтыми и гладкими семенами?
    А. ААвв
    Б. аавв
    В. ааВВ
    Г. АаВв
    2.Решить задачу
    У супругов, страдающих дальнозоркостью, родился ребенок с нормальным зрением. Какова вероятность появления в этой семье ребенка с дальнозоркостью, если известно, что ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения.
    
    Компьютерное тестирование
    
    
    
    
    
    Ответы:
    1. 1.-АБВ
    2. 2.-Г
    3. 3.-Г
    4. 4.-А
    5. 5.-Г
    6. 
    
    
    
    
    
    
    
    Решение в тетради
    3.Мотивация  учебной деятельности
    (3 мин.)
    Задачи этапа: вызвать интерес к теме урока
    На одной клумбе, свободно  посещаемой насекомыми, росли и красноцветковые , и белоцветковые растения львиного зева. От них собрали семена. На следующий год из этих семян выросли красноцветковые,  белоцветковые и розоцветковые растения. 
     Чем можно объяснить  такие результаты?
    Тема нашего урока: «III закон  Г. Менделя. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание»
    Вводное слово учителя.
    Постановка темы и целей урок
    Проблемный вопрос.
    Запись темы на доске и в тетрадях
    4. Усвоение нового материала (20 мин.)
    
    Задачи этапа:  
    
    1.Рассмотреть анализирующее скрещивание
    2.Усвоить знания о неполном доминировании
    3.Ввести третий закон Менделя
    4.Продемонстрировать уч-ся возможности использования знаний о законах генетики в практике медицины и сельского хозяйства.
    
    
    
    План
    1.Анализирующее скрещивание
     Знание законов наследования, открытых Менделем, имеет большое значение для развития сельского хозяйства и медицины. Ученые, создающие новые породы домашних животных и сорта культурных растений, подбирают родительские пары с учетом доминирования признаков, их расщепления в F2,независимого распределения. Им необходимо знать, гомо- или гетерозиготные организмы отобраны для селекционной работы. Можно ли быть уверенным, что исходные формы гомозиготны, если мы знаем лишь их фенотипы? Например, для посева вы взяли желтые семена гороха, - а какой они имеют генотип? Ответ: Аа и АА
    Как узнать его? Для этой цели используют метод анализирующего скрещивания - скрещивание исследуемой особи с рецессивной исходной формой. Так, растение гороха, выросшее из желтых семян с неизвестным генотипом, скрещивают с растением, полученным из зеленых семян с известным генотипом. Так, как все половые клетки гомозиготного рецессива несут рецессивный ген (а), то характер расщепления в потомстве по фенотипу будет соответствовать качеству гамет исследуемого родителя. Если в потомстве анализирующего скрещивания отношение желтых и зеленых горошин будет 1:1, значит, генотип исследуемого родителя гетерозиготный (Аа). Если в потомстве все семена гороха имеют только желтую окраску, то исследуемый родитель гомозиготен (АА). 
    
    
    Из этих примеров видно, что особи, гомозиготные по доминантному гену, расщепления в F1 не дают, а гетерозиготные особи при скрещивании с гомозиготной особью дают расщеплении уже в F1.
    
    2. Неполное доминирование 
    Доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно появление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполное доминирование. Во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу совпадает и равно 1:2:1. 
    Так, например, при скрещивании двух чистых линий ночной красавицы с красными и белыми цветками первое поколение гибридов оказывается розовым. Происходит неполное доминирование признака окраски, и красный цвет лишь частично подавляет белый. Во втором поколении расщепление признаков по фенотипу оказывается равным расщеплению по генотипу.
    У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака - волнистые волосы. 
    Иногда расщепление признаков во втором поколении может отклоняться от ожидаемых (3:1 - при полном доминировании, 1:2:1 - при неполном доминировании) результатов. Это связано с тем, что в некоторых случаях гомозиготы по одному из признаков оказываются нежизнеспособными. В этом случае говорят о летальных генах. Один ген может оказывать влияние на другие признаки, в результате чего снижается работоспособность. Например, серые каракульские овцы, гомозиготные по доминантному признаку серой окраски, погибают после рождения из-за недоразвития желудка. Другим примером доминантного летального гена является брахидактилия у человека (укороченные пальцы). Гомозиготы по данному гену погибают на ранних стадиях развития зародыша, а признак проявляется только у гетерозигот.
    Примером рецессивного летального гена является ген серповидно - клеточной анемии у человека. В норме эритроциты человека имеют форму двояковогнутого диска. При серповидно - клеточной анемии они приобретают вид серпа, а физиологический эффект выражается острой анемией и снижением количества кислорода, переносимого кровью. У гетерозигот заболевание не проявляется, эритроциты тем не менее все же имеют измененную форму. Гомозиготы по этому признаку в 95% случаев гибнут в раннем возрасте из - за кислородной недостаточности, а гетерозиготы вполне жизнеспособны.
    Физминутка.  (1 минута)
    Третий закон Менделя.
    Задача: У флоксов белая окраска цветов определяется геном А, кремовая – а,
     плоский венчик – В, воронковидный – в. Определить внешний вид цветов   гибридных (F1,F2) растений, полученных в результате скрещивания ААВВ х аавв?
    Решение:
    Р ♂ ААВВ Х ♀ аавв
    G АВ ↓ ав
    F1 АаВв – 100% цветы белые с плоским венчиком, закон единообразия гибридов
     первого поколения.
    F1 ♂ АаВв Х ♀ АаВв
    G АВ; Ав; аВ; ав ↓ АВ; Ав; аВ;ав
    F2
    \
    АВ
    Ав
    аВ
    ав
    АВ
    ААВВ(б. п.)
    ААВв(б.п)
    АаВВ(б.п)
    АаВв(б.п)
    Ав
    ААВв(б.п)
    ААвв(б.в)
    АаВВ(б.п)
    Аавв(б.в)
    аВ
    АаВВ(б.п)
    АаВв(б.п.)
    ааВВ(к.п.)
    ааВв(к.п)
    ав
    АаВв(б.п)
    Аавв(б.в)
    ааВв(к.п)
    Аавв(к.в.)
           Расщепление по фенотипу: 9 белых плоских: 3 белых воронковидных:
     3 кремовых плоских: 1 кремовый воронковидный
    Расщепление по генотипу:
     4 АаВв: 2ААВв: 2АаВВ: 2Аавв: 2ааВв: 1ААвв: 1ААВВ: 1ааВВ: 1аавв. Независимое распределение признаков в потомстве и возникновение различных
     комбинаций генов, определяющее развитие этих признаков, при дигибридном скрещивании возможно лишь в том случае, если пары аллельных генов расположены в разных гомологичных хромосомах.
    Третий закон Менделя – независимое расщепление признаков – при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.
    
    
    
    Рассказ  учителя
    
    
    Работа с тетрадью
    
    
    
    Посмотрите иллюстрацию анализирующего скрещивания
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Посмотрите иллюстрацию неполного доминирования
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Посмотрите иллюстрацию третьего закона Менделя.
    (Приложение)
    
    
    
    
    
    
    
    
    5. Рефлексия
    (актуализация знаний) (10 мин.)
    Задачи этапа: отработать алгоритм решения генетических задач на первый и второй законы Менделя
    
    1.Выберите правильные утверждения (Да или нет)(Приложение №1 )
    2.Практическая работа:
    1.«Заполнить пропуски в предложениях»  
    2.«Заполнить пропуски в следствиях» (смотри Приложение 2)
    
    Индивидуальная  работа
    Ответы:1-да, 2-нет3-нет, 4-да,5-да,6- да, 7-нет 8-да, 9-нет, 10-нет
    Задания лежат на партах
    6.Подведение итогов и домашнее задание      (5 мин.)                           Задача  этапа: оценить работу класса, дом/зад
    Выводы:
    2. Анализирующее скрещивание позволяет определить генотип одного из родителей по фенотипам потомков и с учетом генотипа второго родителя. 
    3. При промежуточном наследовании не наблюдается полного доминирования одного гена.
    Д/з:  изучить параграф 3.6, решить любых 3 задачи на  дигибридное, анализирующее и неполное доминирование используя сайт: www.licey.net/bio/genetics «Сборник задач с решениями и ответами»
    Делают выводы по уроку
    
    Выставление оценок в журнал
    Запись домашнего задания  в тетрадях  и дневниках
    
                                                                                                                                 Приложение №1
    Выберите правильные утверждения:
    1.Скрещивание, при котором родительские формы отличаются друг от друга по одному изучаемому признаку, называют  моногибридном.
    2.Разнообразие фенотипов, возникающих у организмов под влиянием условий среды называется наследственной изменчивостью
    3.Признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения, называются  доминантными
    4.Совокупность всех генов организма составляет его генотип.
    5.Скрещивание, в котором участвует две пары аллелей, называют дигибридном.
    6.Фенотип зависит от взаимодействия генотипа и среды.
    7.Скрещивание с гомозиготой по  доминантному  признаку называют анализирующим .
    8.Промежуточное наследование может наблюдаться у гетерозигот при неполном доминировании
    9.Ночная красавица с красными цветами- гетерозигота по данной паре признаков.
    10.Фенотип зависит только от генотипа.                                                                       Приложение №2
       Заполните пропуски в тексте:
    1. Г. Мендель, скрещивая растения, отличающееся по ………, установил следующие закономерности: наследование признака определяется дискретными факторами - …….. Если в потомстве проявляется признак только одного из родителей, то такой признак называется ……. Признак второго родителя, проявляющийся не в каждом поколении называется……….
    2.Слева предлагается условие задачи, справа – логические следствия из этого условия. Заполните пропуски в этих следствиях.
    условие
    следствие
    Дано: все потомство доброй собаки Греты все было добрым в нескольких поколениях
    Следовательно: доминирует ген……, рецессивен ген……, а Грета была…… по данному признаку.
    Дано: в потомстве кота Василия и пяти черных кошек были черные и серые котята, причем серых было в три раза больше
    Следовательно: доминирует ген….., рецессивен ген….., а кот Василий….. по данному признаку.
    
     

    Автор(ы): Кочергина Т. Ф.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc
  • Рассказ учителя о законах

     1:1
    
    
    
    ААВВ. ♀ ♂ Х Красный круглый Желтый овальный
    
    
    Дано: А в - овальные Фенотип F1- ? Схема скрещивания Р ♀ АВ F1 
    в
    F1 
    
    Решетка ♀ Гаметы
    
    
    Расщепление по цвету 4 по форме 12 4
    
    По генотипу 1 ААВ:4 АаВв:2Аавв:1ааВВ: 2ааВв:1аавв
    
    
    во всех воз
    
    
    морщинисты
    
    
    Задача. У
    
     

    Автор(ы): Кочергина Т. Ф.

    Скачать: Биология 9кл - Рассказ учителя о законах.doc

Презентация к уроку