Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 41. Законы Г. Менделя (Кочергина Т.Ф.)

Текст урока

  • Конспект

     
    
    
    Фамилия, имя, должность
                                                                                                                    Кочергина Татьяна Федоровна, учитель
    
    Место работы
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Чернояровская средняя общеобразовательная школа                Ташлинский район  Оренбургская область
    
    Предмет
    
    Биология
    Класс
    9
    УМК
    «Биология .Общие закономерности» 9 класс, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, 2012 г
    Уровень обучения
    Базовый
    Тема урока
    Законы Г. Менделя.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы
    6
    Место урока в системе уроков по теме
    2
    Цель урока
    Формирование  у обучающихся  знаний о первых двух законах, открытых Г.Менделем, навыков решения задач на моногибридное скрещивание.
    
    
    
    Задачи  урока
    Образовательная
    
    
    
    Развивающая
    
    
    Воспитательная
        
    1.Продолжить знакомство учащихся с опытами Г. Менделя.
    2.Сформировать знания о моногибридном скрещивании, дать определения первого и второго законов Г.Менделя.
     Развить  способности учащихся извлекать информацию из разных источников;  мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, умения обобщать; 
    Осуществлять совместную информационную деятельность при выполнении учебного задания
    Планируемые результаты
    
    Предметные  умения
    
    
    
    
    
    
    
    
    Метапредметные  умения
    
    
    Личностные  умения
             Обучающийся  дожен знать: 
     Цитологические основы единообразия первого поколения гибридов и расщепления признаков во втором поколения ;
    генетическую терминологию и символику
    Обучающийся   должен уметь: 
    пользоваться генетической терминологией и символикой;
    решать задачи, используя генетическую    символику
     формулировать выводы о познаваемости биологических явлений и материальном единстве живой природы.
    
    Умение планировать последовательность действий, проводить исследовательскую работу.
    
    Осознание учащимися  ценности изучаемого предмета 
    
    Техническое обеспечение урока
            Учебник «Биология.Общие закономерности. Авторы:  С.Г.Мамонтов,          
               В.Б.Захаров,  Н.И. Сонин.; компьютер, гербарий, таблицы
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
    Источники информации: учебник «Биология. Общие закономерности, авторы: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.
    ТСО: компьютеры, проектор, экран.
    Средства наглядности: презентация «Законы Менделя»
    Дидактические средства: распечатанные для каждой парты указания к практической работе.
    
    Содержание урока
    Этапы урока
    Время этапа
    Задачи этапа
    Основные элементы содержания урока
    Приемы организации учебной деятельности
    1.Оргмомент (1 мин.)
    Задачи  этапа: подготовить учащихся к работе на уроке
    Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Быстрое включение учащихся в деловой ритм. 
    Раппорт дежурного, фиксация отсутствующих
    2 Актуализация опорных знаний                     (5 мин.)
    Задачи этапа: коррекция и тренинг изученных способов действий
    Полетное повторение «Гибридологический метод. 1 закон Г.Менделя»
    №
    Содержание вопроса
    Ответы
    1
    Как называется совокупность генов, поученных от родителей?
    1.Кариотип 
    2.Фенотип
    3.Генотип
    4.Геном                          
    2.
    Как называется совокупность внешних и внутренних признаков, полученных от родителей?
    1.Кариотип 
    2.Фенотип
    3.Генотип
    4.Геном                          
    3.
    Как называется первый закон Г.Менделя?
    1.Закон расщепления в соотношении3:1
    2.Закон единообразия первого поколения.
    3.Неполное доминирование 
    4.Промежуточное наследование
    4.
    В каком году Г.Мендель выступил с докладом «Опыты над растительными гибридами»7
    1.В 831 г
    2.В 1859 г
    3.В 1865 г
    5.В 1900 г
    5.
    Как называются особи, не дающие расщепления в потомстве?
    1.Гомозиготные
    2.Гетерозиготные
    3.Особи с доминантными признаками
    4.Особи, образующие два типа гамет
    2.Ответить на вопросы:
    -Какой метод является основным исследовательским методом генетики?
    -На чем этот метод основан?
    Компьютерное тестирование
    
    Правильные ответы
    1-3, 
    2-2,
    3-2,
    4-3,
    5-1
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Фронтальная беседа
    3.Мотивация  учебной деятельности
    (3 мин.)
    Задачи этапа: вызвать интерес к теме урока
                                                                  Девиз  урока:                                                                                                                         «Как приятно знать, что ты что- то узнал» 
      ( Мольер)
    Г. Мендель был настойчив, наблюдателен и весьма терпелив. Изучая форму семян растений, полученных в ряду скрещиваний, он ради уяснения закономерностей передачи только одного признака «гладкий-морщинистый» подверг анализу 7324 горошины.       Над своими опытами Г. Мендель работал в течении 2 – 3лет и всегда использовал контрольные растения, а так же вёл точный количественный учёт потомства, которое всегда в его опытах было многочисленным. Закономерности  наследования признаков, выделенные Менделем  принято формулировать в виде законов, носящих его имя. Их три, с двумя из которых мы сейчас познакомимся.                                                         Тема нашего урока: «I и II законы  Г. Менделя. Решение задач»
    Вводное слово учителя.
    
    
    Постановка темы и целей урока
    
    
    Проблемный вопрос.
    Запись темы на доске и в тетрадях
    
    4. Усвоение нового материала (20 мин.)
    
    Задачи этапа: 
    
    сформировать знания о моногибридном скрещивании, дать определения первого и второго законов Г. Менделя .
    План
    1.Закон единообразия гибридов первого поколения, 
    или первый закон Менделя
     Для  иллюстрации первого и второго законов  Менделя давайте воспроизведем ход рассуждений ученого. Он брал горох гомозиготный по генотипу.                                                                            
    При моногибридном скрещивании гомозиготных особей, имеющих разные значения альтернативных признаков, гибриды являются единообразными по генотипу и фенотипу. 
    Генетическая схема закона единообразия Менделя (А — желтый цвет горошин, а — зеленый цвет горо­шин):
    Р ♀AA х ♂аа 
    желтые зеленые
    Типы гамет (А) (а) 
    F1 Аа
    желтые 100%
    Мы видим, что в первом поколении проявилось единообразие. Отсюда первый закон Менделя и получил название «Закон единообразия первого поколения» или доминирование. Это первый закон Менделя: 
    : при скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям(двух гомозиготных организмов), отличающихся друг от друга по  одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов(F1) окажется  единообразным и  будет нести признак одного из родителей.
         
    2.Дигибридное скрещивание.  Закон
    расщепления, или второй закон Менделя 
    Г. Мендель дал возможность самоопылиться гиб­ридам первого поколения. У полученных таким обра­зом гибридов второго поколения проявился не только доминантный, но и рецессивный признак. Анализ позволил сделать следу­ющие выводы: 1) единообразия гибридов во втором по­колении не наблюдается: часть гибридов несет один (доминантный), часть — другой (рецессивный) при­знак из альтернативной пары; 2) количество гибридов, несущих доминантный признак, приблизительно в три раза больше, чем гибридов, несущих рецессивный признак; 3) рецессивный признак у гибридов первого поколения не исчезает, а лишь подавляется и проявля­ется во втором гибридном поколении. Явление, при котором часть гибридов второго поколения несет доминантный признак, а часть — рецессивный, называют расщеплением. Причем, на­блюдающееся у гибридов расщепление не случайное, а подчиняется определенным количественным законо­мерностям. На основе этого Мендель сделал еще один вывод – Второй закон Менделя:  при скрещивании гибридов первого поколе­ния в потомстве происходит расщепление признаков в определенном числовом соотношении:по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1                                                                         Генетическая схема закона расщепления Менделя (А — желтый цвет горошин, а — зеленый цвет горо­шин):
    Р ♀ Аа х ♂Аа 
    желтые       желтые
    Типы гамет (А) (а) (А) (а) 
    F2 AA     Аа         Аа           аа
    желтые желтые желтые зеленые -фенотип
    75% 25% - генотип
    На основе полученных результатов Мендель высказал гениальную догадку, которая была подтверждена всем развитием науки генетики. Это главный вывод из всех его работ. Он таков: гаметы с генетической точки зрения чисты, т.е. несут только один ген из аллельной пары.
        Это было названо правилом  «чистоты гамет»: при образовании половых клеток в каждую гаметы попадает только один ген из аллельной пары.
    3.Успех Г.Менделя при его экспериментах.
    -Проводил свои опыты, используя горох. Выбор объекта для экспериментов был удачным: 
    -Bo времена, когда жил Г. Мендель уже существовало много сортов гороха, различающихся между собой по многим признакам. 
    -Растение горох легко выращивать.
    -Растение самоопыляемое (т. е., когда пыльца попадает на рыльце пестика того же самого цветка, и такой цветок размножается в чистоте, без влияния факторов окружающей среды).
    -Данное растение можно искусственно опылять, что и делал Г. Мендель. (Для этого пыльцу из пыльника одного сорта гороха с помощью кисточки он наносил на рыльце пестика другого сорта гороха. Затем,  надевал на искусственно опылённые цветки маленькие колпачки, чтобы сюда случайно не попала чужая пыльца).
    -Г. Мендель работал лишь с небольшим количеством признаков, это были:
    Высота стебля;
    Форма семян;
    Окраска семян;
    Форма плодов;
    Окраска плодов;
    Расположение цветков;
    Окраска лепестков.
    Опыты Менделя были тщательно продуманы. Если его предшественники пытались изучить законо­мерности наследования сразу многих признаков, то Мендель свои исследования начал с изучения насле­дования всего, лишь одной пары альтернативных при­знаков.
    Физминутка.  (1 минута)
    
    
    Рассказ  учителя
    
    
    
    
    Презентация  «Законы Менделя»
    
    
    
    
    Запись первого закона в тетрадь
    
    
    
    Работа с учебником и тетрадью
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Запись второго закона Менделя
    
    
    
    
    Презентация  «Законы Менделя»
    
    
    
    
    
    Запись правила «чистоты гамет»
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Вывод
    
    4. Рефлексия
    (актуализация знаний) (10 мин.)
    Задачи этапа: отработать алгоритм решения генетических задач на первый и второй законы Менделя
    
    1.Практическая работа  «Решение задач» (смотри Приложение)
    Парная работа
    Задания лежат на партах
    Решение задач в тетрадях
    
    
    6.Подведение итогов и домашнее задание      (6 мин.)                           Задача  этапа: оценить работу класса, дом/зад
    1. Взаимопроверка задач и тестов
    Д/з: Обязательный минимум:
    1. Читать параграф
    2. Отвечать на вопросы; 
    3. Составить две задачи на первый и второй законы Г.Менделя
    Взаимопроверка выставление оценок в журнал
    Записать в тетрадях задачи.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение к практической работе «Решение задач»
    
    Для закрепления изученного материала давайте сначала вместе решим задачи на законы Менделя.
    На партах у учащихся  лежат задания.
    1 задание
    2 задание
    3 задание
    1. Какие типы гамет образуют растения, имеющие генотипы:
        а) ВВ
        б) Вв
        в) вв
    2. У человека карий цвет глаз(К
     доминирует над голубым   (к) . Какой цвет глаз у людей, имеющих следующие генотипы:
        а) Кк
        б) кК
        в) КК
        г) кк
    
    
    Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, отец которой имел карие глаза, а мать – голубые.  От этого брака родился голубоглазый сын.  Определите генотипы всех упомянутых лиц.
    При скрещивании растения, выросшего из черного семени с белосеменным получены черные семена. Можно ли определить генотип материнского растения?
    4 задание
    5 задание
    6 задание
    Какое потомство по фенотипу и генотипу ожидают от скрещивания серых гетерозиготных мышей? Известно, что серый цвет доминирует на черным.
    У супругов, страдающих дальнозоркостью, родился ребенок с нормальным зрением. Известно, что ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. Какова  вероятность появления в этой семье ребенка с дальнозоркостью?
    У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Выясните какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Кочергина Т. Ф.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc

Презентация к уроку