Фамилия, имя, должность Кочергина Татьяна Федоровна, учитель Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чернояровская средняя общеобразовательная школа Ташлинский район Оренбургская область Предмет Биология Класс 9 УМК «Биология .Общие закономерности» 9 класс, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, 2012 г Уровень обучения Базовый Тема урока Законы Г. Менделя. Общее количество часов, отведенное на изучение темы 6 Место урока в системе уроков по теме 2 Цель урока Формирование у обучающихся знаний о первых двух законах, открытых Г.Менделем, навыков решения задач на моногибридное скрещивание. Задачи урока Образовательная Развивающая Воспитательная 1.Продолжить знакомство учащихся с опытами Г. Менделя. 2.Сформировать знания о моногибридном скрещивании, дать определения первого и второго законов Г.Менделя. Развить способности учащихся извлекать информацию из разных источников; мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, умения обобщать; Осуществлять совместную информационную деятельность при выполнении учебного задания Планируемые результаты Предметные умения Метапредметные умения Личностные умения Обучающийся дожен знать: Цитологические основы единообразия первого поколения гибридов и расщепления признаков во втором поколения ; генетическую терминологию и символику Обучающийся должен уметь: пользоваться генетической терминологией и символикой; решать задачи, используя генетическую символику формулировать выводы о познаваемости биологических явлений и материальном единстве живой природы. Умение планировать последовательность действий, проводить исследовательскую работу. Осознание учащимися ценности изучаемого предмета Техническое обеспечение урока Учебник «Биология.Общие закономерности. Авторы: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин.; компьютер, гербарий, таблицы Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока Источники информации: учебник «Биология. Общие закономерности, авторы: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. ТСО: компьютеры, проектор, экран. Средства наглядности: презентация «Законы Менделя» Дидактические средства: распечатанные для каждой парты указания к практической работе. Содержание урока Этапы урока Время этапа Задачи этапа Основные элементы содержания урока Приемы организации учебной деятельности 1.Оргмомент (1 мин.) Задачи этапа: подготовить учащихся к работе на уроке Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Быстрое включение учащихся в деловой ритм. Раппорт дежурного, фиксация отсутствующих 2 Актуализация опорных знаний (5 мин.) Задачи этапа: коррекция и тренинг изученных способов действий Полетное повторение «Гибридологический метод. 1 закон Г.Менделя» № Содержание вопроса Ответы 1 Как называется совокупность генов, поученных от родителей? 1.Кариотип 2.Фенотип 3.Генотип 4.Геном 2. Как называется совокупность внешних и внутренних признаков, полученных от родителей? 1.Кариотип 2.Фенотип 3.Генотип 4.Геном 3. Как называется первый закон Г.Менделя? 1.Закон расщепления в соотношении3:1 2.Закон единообразия первого поколения. 3.Неполное доминирование 4.Промежуточное наследование 4. В каком году Г.Мендель выступил с докладом «Опыты над растительными гибридами»7 1.В 831 г 2.В 1859 г 3.В 1865 г 5.В 1900 г 5. Как называются особи, не дающие расщепления в потомстве? 1.Гомозиготные 2.Гетерозиготные 3.Особи с доминантными признаками 4.Особи, образующие два типа гамет 2.Ответить на вопросы: -Какой метод является основным исследовательским методом генетики? -На чем этот метод основан? Компьютерное тестирование Правильные ответы 1-3, 2-2, 3-2, 4-3, 5-1 Фронтальная беседа 3.Мотивация учебной деятельности (3 мин.) Задачи этапа: вызвать интерес к теме урока Девиз урока: «Как приятно знать, что ты что- то узнал» ( Мольер) Г. Мендель был настойчив, наблюдателен и весьма терпелив. Изучая форму семян растений, полученных в ряду скрещиваний, он ради уяснения закономерностей передачи только одного признака «гладкий-морщинистый» подверг анализу 7324 горошины. Над своими опытами Г. Мендель работал в течении 2 – 3лет и всегда использовал контрольные растения, а так же вёл точный количественный учёт потомства, которое всегда в его опытах было многочисленным. Закономерности наследования признаков, выделенные Менделем принято формулировать в виде законов, носящих его имя. Их три, с двумя из которых мы сейчас познакомимся. Тема нашего урока: «I и II законы Г. Менделя. Решение задач» Вводное слово учителя. Постановка темы и целей урока Проблемный вопрос. Запись темы на доске и в тетрадях 4. Усвоение нового материала (20 мин.) Задачи этапа: сформировать знания о моногибридном скрещивании, дать определения первого и второго законов Г. Менделя . План 1.Закон единообразия гибридов первого поколения, или первый закон Менделя Для иллюстрации первого и второго законов Менделя давайте воспроизведем ход рассуждений ученого. Он брал горох гомозиготный по генотипу. При моногибридном скрещивании гомозиготных особей, имеющих разные значения альтернативных признаков, гибриды являются единообразными по генотипу и фенотипу. Генетическая схема закона единообразия Менделя (А — желтый цвет горошин, а — зеленый цвет горошин): Р ♀AA х ♂аа желтые зеленые Типы гамет (А) (а) F1 Аа желтые 100% Мы видим, что в первом поколении проявилось единообразие. Отсюда первый закон Менделя и получил название «Закон единообразия первого поколения» или доминирование. Это первый закон Менделя: : при скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям(двух гомозиготных организмов), отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов(F1) окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей. 2.Дигибридное скрещивание. Закон расщепления, или второй закон Менделя Г. Мендель дал возможность самоопылиться гибридам первого поколения. У полученных таким образом гибридов второго поколения проявился не только доминантный, но и рецессивный признак. Анализ позволил сделать следующие выводы: 1) единообразия гибридов во втором поколении не наблюдается: часть гибридов несет один (доминантный), часть — другой (рецессивный) признак из альтернативной пары; 2) количество гибридов, несущих доминантный признак, приблизительно в три раза больше, чем гибридов, несущих рецессивный признак; 3) рецессивный признак у гибридов первого поколения не исчезает, а лишь подавляется и проявляется во втором гибридном поколении. Явление, при котором часть гибридов второго поколения несет доминантный признак, а часть — рецессивный, называют расщеплением. Причем, наблюдающееся у гибридов расщепление не случайное, а подчиняется определенным количественным закономерностям. На основе этого Мендель сделал еще один вывод – Второй закон Менделя: при скрещивании гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в определенном числовом соотношении:по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1 Генетическая схема закона расщепления Менделя (А — желтый цвет горошин, а — зеленый цвет горошин): Р ♀ Аа х ♂Аа желтые желтые Типы гамет (А) (а) (А) (а) F2 AA Аа Аа аа желтые желтые желтые зеленые -фенотип 75% 25% - генотип На основе полученных результатов Мендель высказал гениальную догадку, которая была подтверждена всем развитием науки генетики. Это главный вывод из всех его работ. Он таков: гаметы с генетической точки зрения чисты, т.е. несут только один ген из аллельной пары. Это было названо правилом «чистоты гамет»: при образовании половых клеток в каждую гаметы попадает только один ген из аллельной пары. 3.Успех Г.Менделя при его экспериментах. -Проводил свои опыты, используя горох. Выбор объекта для экспериментов был удачным: -Bo времена, когда жил Г. Мендель уже существовало много сортов гороха, различающихся между собой по многим признакам. -Растение горох легко выращивать. -Растение самоопыляемое (т. е., когда пыльца попадает на рыльце пестика того же самого цветка, и такой цветок размножается в чистоте, без влияния факторов окружающей среды). -Данное растение можно искусственно опылять, что и делал Г. Мендель. (Для этого пыльцу из пыльника одного сорта гороха с помощью кисточки он наносил на рыльце пестика другого сорта гороха. Затем, надевал на искусственно опылённые цветки маленькие колпачки, чтобы сюда случайно не попала чужая пыльца). -Г. Мендель работал лишь с небольшим количеством признаков, это были: Высота стебля; Форма семян; Окраска семян; Форма плодов; Окраска плодов; Расположение цветков; Окраска лепестков. Опыты Менделя были тщательно продуманы. Если его предшественники пытались изучить закономерности наследования сразу многих признаков, то Мендель свои исследования начал с изучения наследования всего, лишь одной пары альтернативных признаков. Физминутка. (1 минута) Рассказ учителя Презентация «Законы Менделя» Запись первого закона в тетрадь Работа с учебником и тетрадью Запись второго закона Менделя Презентация «Законы Менделя» Запись правила «чистоты гамет» Вывод 4. Рефлексия (актуализация знаний) (10 мин.) Задачи этапа: отработать алгоритм решения генетических задач на первый и второй законы Менделя 1.Практическая работа «Решение задач» (смотри Приложение) Парная работа Задания лежат на партах Решение задач в тетрадях 6.Подведение итогов и домашнее задание (6 мин.) Задача этапа: оценить работу класса, дом/зад 1. Взаимопроверка задач и тестов Д/з: Обязательный минимум: 1. Читать параграф 2. Отвечать на вопросы; 3. Составить две задачи на первый и второй законы Г.Менделя Взаимопроверка выставление оценок в журнал Записать в тетрадях задачи. Приложение к практической работе «Решение задач» Для закрепления изученного материала давайте сначала вместе решим задачи на законы Менделя. На партах у учащихся лежат задания. 1 задание 2 задание 3 задание 1. Какие типы гамет образуют растения, имеющие генотипы: а) ВВ б) Вв в) вв 2. У человека карий цвет глаз(К доминирует над голубым (к) . Какой цвет глаз у людей, имеющих следующие генотипы: а) Кк б) кК в) КК г) кк Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, отец которой имел карие глаза, а мать – голубые. От этого брака родился голубоглазый сын. Определите генотипы всех упомянутых лиц. При скрещивании растения, выросшего из черного семени с белосеменным получены черные семена. Можно ли определить генотип материнского растения? 4 задание 5 задание 6 задание Какое потомство по фенотипу и генотипу ожидают от скрещивания серых гетерозиготных мышей? Известно, что серый цвет доминирует на черным. У супругов, страдающих дальнозоркостью, родился ребенок с нормальным зрением. Известно, что ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. Какова вероятность появления в этой семье ребенка с дальнозоркостью? У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Выясните какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами.
Автор(ы): Кочергина Т. Ф.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Кочергина Т. Ф.
Скачать: Биология 9кл - Презентация 1 к уроку.pptАвтор(ы): Кочергина Т. Ф.
Скачать: Биология 9кл - Презентация 2 к уроку.ppt