Фамилия, имя, должность
Кочергина Татьяна Федоровна, учитель
Место работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чернояровская средняя общеобразовательная школа Ташлинский район Оренбургская область
Предмет
Биология
Класс
9
УМК
«Биология .Общие закономерности» 9 класс, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, 2012 г
Уровень обучения
Базовый
Тема урока
Законы Г. Менделя.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы
6
Место урока в системе уроков по теме
2
Цель урока
Формирование у обучающихся знаний о первых двух законах, открытых Г.Менделем, навыков решения задач на моногибридное скрещивание.
Задачи урока
Образовательная
Развивающая
Воспитательная
1.Продолжить знакомство учащихся с опытами Г. Менделя.
2.Сформировать знания о моногибридном скрещивании, дать определения первого и второго законов Г.Менделя.
Развить способности учащихся извлекать информацию из разных источников; мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, умения обобщать;
Осуществлять совместную информационную деятельность при выполнении учебного задания
Планируемые результаты
Предметные умения
Метапредметные умения
Личностные умения
Обучающийся дожен знать:
Цитологические основы единообразия первого поколения гибридов и расщепления признаков во втором поколения ;
генетическую терминологию и символику
Обучающийся должен уметь:
пользоваться генетической терминологией и символикой;
решать задачи, используя генетическую символику
формулировать выводы о познаваемости биологических явлений и материальном единстве живой природы.
Умение планировать последовательность действий, проводить исследовательскую работу.
Осознание учащимися ценности изучаемого предмета
Техническое обеспечение урока
Учебник «Биология.Общие закономерности. Авторы: С.Г.Мамонтов,
В.Б.Захаров, Н.И. Сонин.; компьютер, гербарий, таблицы
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
Источники информации: учебник «Биология. Общие закономерности, авторы: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.
ТСО: компьютеры, проектор, экран.
Средства наглядности: презентация «Законы Менделя»
Дидактические средства: распечатанные для каждой парты указания к практической работе.
Содержание урока
Этапы урока
Время этапа
Задачи этапа
Основные элементы содержания урока
Приемы организации учебной деятельности
1.Оргмомент (1 мин.)
Задачи этапа: подготовить учащихся к работе на уроке
Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Раппорт дежурного, фиксация отсутствующих
2 Актуализация опорных знаний (5 мин.)
Задачи этапа: коррекция и тренинг изученных способов действий
Полетное повторение «Гибридологический метод. 1 закон Г.Менделя»
№
Содержание вопроса
Ответы
1
Как называется совокупность генов, поученных от родителей?
1.Кариотип
2.Фенотип
3.Генотип
4.Геном
2.
Как называется совокупность внешних и внутренних признаков, полученных от родителей?
1.Кариотип
2.Фенотип
3.Генотип
4.Геном
3.
Как называется первый закон Г.Менделя?
1.Закон расщепления в соотношении3:1
2.Закон единообразия первого поколения.
3.Неполное доминирование
4.Промежуточное наследование
4.
В каком году Г.Мендель выступил с докладом «Опыты над растительными гибридами»7
1.В 831 г
2.В 1859 г
3.В 1865 г
5.В 1900 г
5.
Как называются особи, не дающие расщепления в потомстве?
1.Гомозиготные
2.Гетерозиготные
3.Особи с доминантными признаками
4.Особи, образующие два типа гамет
2.Ответить на вопросы:
-Какой метод является основным исследовательским методом генетики?
-На чем этот метод основан?
Компьютерное тестирование
Правильные ответы
1-3,
2-2,
3-2,
4-3,
5-1
Фронтальная беседа
3.Мотивация учебной деятельности
(3 мин.)
Задачи этапа: вызвать интерес к теме урока
Девиз урока: «Как приятно знать, что ты что- то узнал»
( Мольер)
Г. Мендель был настойчив, наблюдателен и весьма терпелив. Изучая форму семян растений, полученных в ряду скрещиваний, он ради уяснения закономерностей передачи только одного признака «гладкий-морщинистый» подверг анализу 7324 горошины. Над своими опытами Г. Мендель работал в течении 2 – 3лет и всегда использовал контрольные растения, а так же вёл точный количественный учёт потомства, которое всегда в его опытах было многочисленным. Закономерности наследования признаков, выделенные Менделем принято формулировать в виде законов, носящих его имя. Их три, с двумя из которых мы сейчас познакомимся. Тема нашего урока: «I и II законы Г. Менделя. Решение задач»
Вводное слово учителя.
Постановка темы и целей урока
Проблемный вопрос.
Запись темы на доске и в тетрадях
4. Усвоение нового материала (20 мин.)
Задачи этапа:
сформировать знания о моногибридном скрещивании, дать определения первого и второго законов Г. Менделя .
План
1.Закон единообразия гибридов первого поколения,
или первый закон Менделя
Для иллюстрации первого и второго законов Менделя давайте воспроизведем ход рассуждений ученого. Он брал горох гомозиготный по генотипу.
При моногибридном скрещивании гомозиготных особей, имеющих разные значения альтернативных признаков, гибриды являются единообразными по генотипу и фенотипу.
Генетическая схема закона единообразия Менделя (А — желтый цвет горошин, а — зеленый цвет горошин):
Р ♀AA х ♂аа
желтые зеленые
Типы гамет (А) (а)
F1 Аа
желтые 100%
Мы видим, что в первом поколении проявилось единообразие. Отсюда первый закон Менделя и получил название «Закон единообразия первого поколения» или доминирование. Это первый закон Менделя:
: при скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям(двух гомозиготных организмов), отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов(F1) окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей.
2.Дигибридное скрещивание. Закон
расщепления, или второй закон Менделя
Г. Мендель дал возможность самоопылиться гибридам первого поколения. У полученных таким образом гибридов второго поколения проявился не только доминантный, но и рецессивный признак. Анализ позволил сделать следующие выводы: 1) единообразия гибридов во втором поколении не наблюдается: часть гибридов несет один (доминантный), часть — другой (рецессивный) признак из альтернативной пары; 2) количество гибридов, несущих доминантный признак, приблизительно в три раза больше, чем гибридов, несущих рецессивный признак; 3) рецессивный признак у гибридов первого поколения не исчезает, а лишь подавляется и проявляется во втором гибридном поколении. Явление, при котором часть гибридов второго поколения несет доминантный признак, а часть — рецессивный, называют расщеплением. Причем, наблюдающееся у гибридов расщепление не случайное, а подчиняется определенным количественным закономерностям. На основе этого Мендель сделал еще один вывод – Второй закон Менделя: при скрещивании гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в определенном числовом соотношении:по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1 Генетическая схема закона расщепления Менделя (А — желтый цвет горошин, а — зеленый цвет горошин):
Р ♀ Аа х ♂Аа
желтые желтые
Типы гамет (А) (а) (А) (а)
F2 AA Аа Аа аа
желтые желтые желтые зеленые -фенотип
75% 25% - генотип
На основе полученных результатов Мендель высказал гениальную догадку, которая была подтверждена всем развитием науки генетики. Это главный вывод из всех его работ. Он таков: гаметы с генетической точки зрения чисты, т.е. несут только один ген из аллельной пары.
Это было названо правилом «чистоты гамет»: при образовании половых клеток в каждую гаметы попадает только один ген из аллельной пары.
3.Успех Г.Менделя при его экспериментах.
-Проводил свои опыты, используя горох. Выбор объекта для экспериментов был удачным:
-Bo времена, когда жил Г. Мендель уже существовало много сортов гороха, различающихся между собой по многим признакам.
-Растение горох легко выращивать.
-Растение самоопыляемое (т. е., когда пыльца попадает на рыльце пестика того же самого цветка, и такой цветок размножается в чистоте, без влияния факторов окружающей среды).
-Данное растение можно искусственно опылять, что и делал Г. Мендель. (Для этого пыльцу из пыльника одного сорта гороха с помощью кисточки он наносил на рыльце пестика другого сорта гороха. Затем, надевал на искусственно опылённые цветки маленькие колпачки, чтобы сюда случайно не попала чужая пыльца).
-Г. Мендель работал лишь с небольшим количеством признаков, это были:
Высота стебля;
Форма семян;
Окраска семян;
Форма плодов;
Окраска плодов;
Расположение цветков;
Окраска лепестков.
Опыты Менделя были тщательно продуманы. Если его предшественники пытались изучить закономерности наследования сразу многих признаков, то Мендель свои исследования начал с изучения наследования всего, лишь одной пары альтернативных признаков.
Физминутка. (1 минута)
Рассказ учителя
Презентация «Законы Менделя»
Запись первого закона в тетрадь
Работа с учебником и тетрадью
Запись второго закона Менделя
Презентация «Законы Менделя»
Запись правила «чистоты гамет»
Вывод
4. Рефлексия
(актуализация знаний) (10 мин.)
Задачи этапа: отработать алгоритм решения генетических задач на первый и второй законы Менделя
1.Практическая работа «Решение задач» (смотри Приложение)
Парная работа
Задания лежат на партах
Решение задач в тетрадях
6.Подведение итогов и домашнее задание (6 мин.) Задача этапа: оценить работу класса, дом/зад
1. Взаимопроверка задач и тестов
Д/з: Обязательный минимум:
1. Читать параграф
2. Отвечать на вопросы;
3. Составить две задачи на первый и второй законы Г.Менделя
Взаимопроверка выставление оценок в журнал
Записать в тетрадях задачи.
Приложение к практической работе «Решение задач»
Для закрепления изученного материала давайте сначала вместе решим задачи на законы Менделя.
На партах у учащихся лежат задания.
1 задание
2 задание
3 задание
1. Какие типы гамет образуют растения, имеющие генотипы:
а) ВВ
б) Вв
в) вв
2. У человека карий цвет глаз(К
доминирует над голубым (к) . Какой цвет глаз у людей, имеющих следующие генотипы:
а) Кк
б) кК
в) КК
г) кк
Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, отец которой имел карие глаза, а мать – голубые. От этого брака родился голубоглазый сын. Определите генотипы всех упомянутых лиц.
При скрещивании растения, выросшего из черного семени с белосеменным получены черные семена. Можно ли определить генотип материнского растения?
4 задание
5 задание
6 задание
Какое потомство по фенотипу и генотипу ожидают от скрещивания серых гетерозиготных мышей? Известно, что серый цвет доминирует на черным.
У супругов, страдающих дальнозоркостью, родился ребенок с нормальным зрением. Известно, что ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. Какова вероятность появления в этой семье ребенка с дальнозоркостью?
У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Выясните какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами.
Автор(ы): Кочергина Т. Ф.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Кочергина Т. Ф.
Скачать: Биология 9кл - Презентация 1 к уроку.pptАвтор(ы): Кочергина Т. Ф.
Скачать: Биология 9кл - Презентация 2 к уроку.ppt