ФИО: Горбатова Тамара Фёдоровна, Должность: учитель биологии Место работы: МБОУ Алексеевская СОШ Название предмета: Биология Класс: 9 УМК:«Биология. Общие закономерности. 9 класс», авторы: С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, В.Б.Захаров,И.Б., Агафонова;М. Дрофа, 2012г Уровень обучения: базовый. Тема урока: Эмбриональный период развития. Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 час. Место урока в системе уроков по теме: Первый урок по теме «Индивидуальное развитие организмов(онтогенез)». Цель урока: создание условий для осознания и осмысления нового материала, сформировать у учащихся представление об индивидуальном развитии организма. Задачи: Образовательные: сформировать представление о закономерностях и основных этапах эмбрионального развития животных, изучить стадии дробления и гаструляции, развития зародышевых слоёв; продолжить знакомство с процессом развития как одним из основных признаков живого; Развивающие: продолжить формировать умение выделять главное, обобщать, умение составлять логические опорные схемы, таблицы, самостоятельно работать с новым материалом, самостоятельно работать с тестами, анализировать, делать выводы. Воспитательные: способствовать осознанию значимости процесса эмбрионального развития; воспитывать мотивацию к обучению; формировать материалистическоемировозрение развития органического мира. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: объяснение, беседа, самостоятельная работа. Планируемые предметные результаты: ученик должен: - знать понятия: «онтогенез», «эмбриология», «бластула», «гаструла», «эктодерма», «энтодерма», «мезодерма», «органогенез» и др.; - уметь: характеризовать стадии эмбрионального развития, приводить примеры для выявленных закономерностей. Техническое обеспечение урока: мультимедийное приложение «Биология. Общие закономерности.9 класс» к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, М.Б. Агафоновой, Н.И. Сонин; «Дрофа» 2011г.; ноутбук; диепроектор; экран. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:учебник Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс, методическое пособие к учебнику «Биология. Общие закономерности» С.Г. Мамонтова,В.Б.Захарова, М.Б. Агафоновой, Н.И. Сонин; «Дрофа» 2011г.;инструктивная карта; тесты «Способы деления клетки», «Онтогенез» Содержание урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Мотивация и целеполагание. 4. Изучение нового материала 5. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся. 6. Рефлексия. 7. Д/З Ход урока: I.Оргмомент: 1. Приветствие учеников. 2. Настраивание учащихся на урок. 3. Проверка готовности учащихся к уроку. II. Актуализация знаний Вступительное слово учителя: -Итак, ребята, из предыдущих уроков вы уже знакомы с тем, как развиваются половые клетки, как происходит процесс оплодотворения. Сейчас повторим пройденный материал 1.(фронтальный опрос) - Что такое размножение? (Способность организма воспроизводить себе подобных) - Какие типы размножения вы знаете? (Бесполое и половое). - Что такое половое размножение? (Это слияние двух половых клеток, образованных разными родителями) - Какие половые клетки развиваются в половых железах? (Яйцеклетка и сперматозоид или спермии) - Сколько стадий выделяют в образовании половых клеток? (Стадии: период размножения, роста, созревания). - Какой хромосомный набор несут половые клетки? (Одинарный набор хромосом) - В результате какого процесса образуются половые клетки? (Мейоза) - Сколько этапов и стадий деления есть в мейозе? (Два деления по четыре фазы). - Укажите отличия мейоза от митоза? (1.Митоз характерен для соматических клеток.Мейоз для половых клеток. 2. Митоз проходит в 1 стадию, а мейоз в две. 3. в результате митоза образуются 2 клетки с двойным (диплоидным) набором хромосом, а в мейозе образуются 4 клетки с одинарным (гаплоидным) набором хромосом) 2. Работа с тестами (индивидуальная работа). Приложение №1По итогам тестирования проводится взаимопроверка. III.Мотивация и целеполагание. 1.Учитель: «Наука начинается с того момента, когда вы испытываете чувство изумления» -так писал Аристотель. За всю историю своего существования человек не переставал изумляться, наблюдая события, которые происходят в процессе развития животных. Все многоклеточные организмы не возникают полностью сформированными, они формируются в результате относительно медленного процесса прогрессивных изменений, который мы называем развитием. Не всегда, но почти во всех случаях развитие многоклеточного организма начинается с одной клетки - оплодотворенного яйца, или зиготы, которая митотически делится и дает начало всем клеткам организма. Наука, изучающая развитие животных, называется эмбриологией. Развивающийся организм на стадиях от оплодотворенного яйца до рождения носит название эмбриона. 2. Работа учащихся. Учащиеся записывают тему в рабочих тетрадях. Находят определение и делают запись в рабочих тетрадях. 3. Учитель: Что бы вы хотели узнать на уроке по новой теме? Учащиеся: -Как осуществляется процесс развития живых организмов? -Сколько стадий проходит зигота, чтобы сформировался живой организм? IV.Изучение нового материала: 1.Учитель предлагает посмотреть слайды мультимедийное приложение «Биология.Общие закономерности. 9 класс» -«Эмбриональный период развития». 2. Учитель: -Какие периоды онтогенеза вы знаете? Какие этапы эмбрионального периода вам известны? Составьте кластер (учащиеся работают в рабочей тетради) с последующим обсуждением. Онтогенез Эмбриональный период Постэмбриональный период дробление органогенез гаструляция 3. Самостоятельная работа учащихся (индивидуальная работа): -Работа с таблицей(инструктивная карточка) Задание к таблице №1 1.Разрисовать цветными карандашами слои зародыша, подписать их. 2.Записать стадии эмбрионального периода. 3.Во втором столбике соотнести картинки органов, которые соответствуют каждому зародышевому листу V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся: Индивидуальная работа с тестами(2 варианта).По итогам тестирования проводится взаимопроверка. VI.Рефлексия: я понял, что… теперь я могу… было интересно… было трудно… VII. Домашнее задание: § 32. Вопросы к параграфу стр.161 Тест по биологии на тему: «Способы деления клетки» I вариант 1.Какой тип деления клеток не сопровождается уменьшением набора хромосом: А) Амитоз Б) Мейоз В) Митоз 2.В какой фазе мейоза происходит конъюгация хромосом: А) Профаза I Б) Метафаза I В) Профаза II 3.Сколько клеток образуется в результате митоза: А) Одна Б) Две В) Три Г) Четыре 4.В результате мейоза образуются: А) 4 клетки с диплоидным набором хромосом; Б) 2 клетки с разным генотипом; В) 2 клетки с одинаковым набором хромосом; Г) 4 клетки с гаплоидным набором хромосом. 5.На каком этапе жизни клетки хромосомы спирализуются: А) Интерфаза Б) Профаза В) Анафаза Г) Метафаза 6.Набор хромосом в соматических клетках человека равен: А) 48 Б) 46 В) 44 Г) 23 7.Растворение ядерной оболочки и ядрышек в процессе митоза происходит в: А) Профазе Б) Интерфазе В) Телофазе Г) Метафазе 8.Установите, в какой последовательности происходят процессы митоза: А) Расхождение сестринских хроматид; Б) Удвоение молекулы ДНК; В) Образование метафазной пластинки; Г) Деление цитоплазмы. Тест по биологии на тему: «Способы деления клетки» II вариант 1.Какое деление характерно для соматических клеток: А) Амитоз Б) Митоз В) Мейоз 2.В результате какого типа деления клетки получаются четыре гаплоидные клетки: А) Митоз Б) Мейоз В) Амитоз 3.Конъюгация хромосом характерна для процесса: А) Профазы II мейоза Б) Митоза В) Профазы I мейоза 4.Расхождение хромосом происходит в: А) Анафазе I Б) Метафазе I В) Метафазе II Г) Анафазе II 5.На процесс деления клетки расходуется энергия, заключенная в молекулах АТФ, которые синтезируются в: А) Профазе Б) Метафазе В) Интерфазе Г) Анафазе 6.Первое деление мейоза отличается от второго: А) Расхождением дочерних хроматид в образующиеся клетки; Б) Расхождением гомологичных хромосом и образованием двух гаплоидных клеток; В) Делением на две части первичной перетяжки хромосом; Г) Образованием двух диплоидных клеток. 7.В какой из фаз митоза начинается процесс расхождения центриолей к полюсам: А) В профазе Б) В анафазе В) В телофазе Г) В метафазе 8.Биологическая сущность мейоза состоит в: А) Появлении новой последовательности нуклеотидов; Б) Образовании клеток с удвоенным числом хромосом; В) Образовании гаплоидных клеток; Г) Рекомбинации участков негомологичных хромосом; Д) Новых комбинациях генов; Е) Появлении большего числа соматических клеток. Ответы на вопросы теста «Способы деления клетки» № I II 1 В Б 2 А Б 3 Б В 4 Г А 5 Б В 6 Б Б 7 А А 8 БВАГ АВД Инструктивная карточка Таблица №1 Задания: 1.Разрисовать цветными карандашами слои зародыша, подписать их. 2.Записать стадии эмбрионального периода. 3.Во втором столбике соотнести картинки органов, которые соответствуют каждому зародышевому листу 1. 2. 3. 1-ый зародышевый лист - 2-ый зародышевый лист - 3-ый зародышевый лист - Тесты «Онтогенез» Вариант 1 Выберите один верный ответ. 1. Бластула состоит из полости и 1) двух слоев клеток; 2) соединительной ткани; 3) одного слоя клеток; 4) эпителиальной ткани 2. Внутренний зародышевый листок – 1) эктодерма; 2) энтодерма; 3) мезодерма; 4) целом 3. Признаки дифференцировки клеток зародыша появляются в период 1) гаструляции; 2) дробления; 3) органогенеза; 4) роста 4. 2. Нервная система человека формируется из: 1) эктодермы; 2) мезодермы; 3) энтодермы; 4) целома 5. Установите соответствие между этапами эмбрионального периода развития организма и их характеристиками Характеристика этапа эмбрионального периода А) Зародыш состоит из зародышевых листков 1) Дробление Б) Образующиеся клетки с каждым делением 2) Гаструляция уменьшаются в размерах В) Накапливается клеточный материал для дальнейшего развития Г) Сущность заключается в перемещении клеточных масс Д) Завершается процесс образованием многоклеточного зародыша - бластулы Е) Появляются первые признаки дифференцировки Вариант 2 1. 1. Закладка органов будущего организма начинается на стадии 1) зиготы; 2) нейрулы; 3) бластулы; 4) гаструлы 2. Нервная система человека формируется из: 1) эктодермы; 2) мезодермы; 3) энтодермы; 4) целома 3. Закладка органов будущего организма начинается на стадии 1) зиготы; 2) нейрулы; 3) бластулы; 4) гаструлы 4. В процессе дробления: 1) происходит дифференцировка клеток зародыша 2) образующиеся клетки с каждым делением уменьшаются в размерах 3) клетки делятся митотически 4) происходит перемещение клеточных масс 5. Особенности, характерные для дробления 1) накапливается клеточный материал для дальнейшего развития 2) образующиеся клетки с каждым делением уменьшаются в размерах 3) процесс завершается образованием многоклеточного зародыша-бластулы 4) зародыш на этой стадии состоит из зародышевых листков 5) процесс завершается образованием гаструлы 6) клетки зародыша не делятся и не растут Ответы к тестам: 1 вариант 2 вариант 1 2 3 1 2 2 1 2 2,1,1,2,1,2 1,2,3
Автор(ы): Горбатова Т. Ф.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx