Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 32 Деление клетки. (Рахматуллина Н.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     
    
    Рахматуллина Наргиза Равильевна, 
    учитель биологии
     МБОУ Шестаковская ООШ.
    Биология. 9 класс.
    Биология. Общие закономерности. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин.
    Базовый уровень обучения.
    Тема урока: «Деление клетки».
    1 ч
    Цели урока: изучить основные этапы деления клетки.
    Задачи:
    образовательная:
    - формирование знаний о механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической
    роли.
    - раскрытие особенностей протекания каждой фазы митоза.
    развивающая
     -закрепление знакомых понятий по данной теме и формирование новых, усвоение
    терминологии; формирование интереса к предмету.
    - формирование интереса к предмету, повышение мотивации к учебной деятельности
    - развитие коммуникативных качеств учащихся.
    - развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся.
    воспитательная
    - способствовать формированию целостной картины мира, активизировать эмоционально-ценностное отношение к биологическим процессам, показать роль митоза для роста и развития живых организмов.
    Оборудование: Таблица « Митоз», опорные схемы, презентация «Деление клетки», проектор, интерактивная доска.
        
         Содержание урока.
         1.Организационный момент.
     «Всякая клетка от клетки» Рудольф Вирхов.
        2. Мотивация учебной деятельности. 
      В момент рождения ребенок весит в среднем 3 - 3,5 кг и имеет рост около50 см.  Вспомните свой вес при рождении, а каков он сейчас?
    Детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок - менее 1 грамма.
       Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.
        Как вы думаете, за счёт чего возможны эти изменения?
    Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Дерево не превратиться в семя, рыба не вернется в икринку - процессы роста и развития необратимы. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.   
     (Комментарий эпиграфа!)
        3. Целеполагание.
       Именно о чуде появления новых клеток пойдёт речь сегодня на уроке.
    Я попрошу вас сейчас написать в тетради ключевые знания о клетке — Что я знаю о клетке?      
    Хорошо!
    А теперь напишите - Что я хочу узнать о клетке на уроке?    (что же это?)
    Как происходит процесс деления клеток?
    Одинакова ли продолжительность жизни разных типов клеток в многоклеточном организме?
    Какое значение имеет деление клеток?
    Вот далеко не полный перечень вопросов, на которые нам сегодня предстоит дать ответ.
         4. Изучение темы. Тема урока: Деление клетки.
        Размножение - важнейшая функция живых организмов, которые обеспечивают сохранение видов в ряду поколений. К размножению способны все без исключения живые организмы - от бактерий до млекопитающих. Молекулярная сущность этого процесса выражается в уникальной способности ДНК к самоудвоению молекул.
    В связи с дифференцировкой, т.е. разделением на разные типы, клетки многоклеточного организма имеют неодинаковую продолжительность жизни. Нервные клетки перестают делиться еще во время внутриутробного развития. Однажды возникнув, больше не делятся клетки, образующие поперечно -полосатые мышечные ткани у животных и запасающие и проводящие ткани у растений.
    Ежедневно погибает около 70 млрд. клеток кишечного эпителия и_2 млрд. эритроцитов. Продолжительность жизни клеток кишечного эпителия 1—2 дня.
    Часть клеток, н/р образовательные ткани растений, клетки костного мозга и эпителия животных имеют более простое строение и не являются специализированными. Но при этом сохраняют способность размножаться.
       Если клетки перестают специализироваться, в результате могут образовываться новообразования, переходящие в онкопатологии, тогда клетки делятся путём Амитоза — прямое деление, когда ядро делится перетяжкой. Амитоз характерен для клеток, заканчивающих своё развитие — эпителий, фаликулярные клетки яичников, клетки, находящиеся в состоянии длительного воспаления, злокачественные новообразования.
    Митоз (от греческого mitos - нить) - непрямое деление клетки, Впервые митоз наблюдали в спорах папоротников, хвощей и плаунов преподаватель Дрептского университета в 1872 г. Г.Э. Руссов и  русский ученый И.Д. Чистяков в 1874г.
      Что вы помните об этом  способе деления клеток из курса биологии 6 класса?
    *	Наиболее распространенный способ воспроизведения клеток, обеспечивающий тождественное распределение генетического материала между дочерними клетками преемственность хромосом в ряду клеточных поколений.
    *Является самым распространенным способом деления клеток.
    *Он обеспечивает равномерную передачу наследственной  информации материнской клетки двум дочерним.
    *	Именно благодаря этому виду клеточного деления образуются практически все клетки многоклеточного организма.
    * Кроме того, благодаря митотическому делению, происходит бесполое размножение (а у высших растений и половые клетки, гаметы, образуются в результате митоза!).
    ? А что можно назвать жизнью клетки?
    Период жизни клетки от момента ее возникновения в процессе деления до гибели или конца последующего деления называется жизненным циклом. Продолжительность жизненного цикла у разных клеток очень сильно различается (у амебы - 36 часов, а бактерии могут делиться каждые 20 минут).
    ? Может ли клетка делится в течение всего жизненного цикла?   (есть время на подготовку к делению)
       Митотический цикл - совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов в период подготовки клетки к делению, а также на протяжении всего митоза.
    ? А как клетка может подготовиться к делению?
       Процесс подготовки к делению - интерфаза, имеет 3 периода:  n - число хромосом,  С - количество ДНК
    Пресинтетический период (G1 от англ. Gar - интервал) -2n 2с
    1 .Образование рибосом
    2. Синтез р-РНК, и-РНК, т-РНК.
    3. Синтез АТФ
    4. Деление митохондрий
    5. Синтез ферментов
    6.	Рост клетки
    Синтетический период (S - фаза) -2n 4с
    1 .Удвоение (редупликация ДНК) ? Вспомните данное свойство ДНК? Как оно протекает?
    2.Синтез белков – гистонов.	А для чего это необходимо?
    3. Сборка второй хроматиды
    Постсинтетический период (G2)-2n 4с
    1 .Синтез белка
    2. Синтез АТФ
    З.Синтез РНК	
     4. Удвоение массы цитоплазмы   
    В жизненном цикле клетки интерфаза занимает больше времени, чем митотическое деление.
    Работа с опорными схемами.
      Для вас на столах приготовлены опорные схемы, которые я попрошу заполнять на урок.
     Сначала давайте внимательно проследим за ходом деления клетки (работа по с лайдам презентации) 
    Собственно непрямое деление (Митоз).
    Ранняя профаза
    В клетке (плазматическая мембрана на фотографии имеет красный цвет) исчезает ядерная оболочка, нити микротрубочек (зеленые) начинают формировать митотический аппарат (веретено деления), хроматин (комплекс ДНК и белков-гистонов, на фотографии -голубые пятна) начинает конденсироваться и, спирализуясь, превращаться в хромосомы.
    Метафаза
    Заканчивается формирование метафазной пластинки. Именно на этой стадии клеточного деления, блокировав дальнейшее расхождение хромосом при помощи определенных алкалоидов (например, колхицина), изучают кариотип (набор хромосом, присущий данному организму или виду).
    Анафаза
    Хромосомы разрываются в месте соединения (по центромере) и Хроматиды начинают движение к противоположным полюсам клетки:
    от каждой хромосомы одна хроматида движется к одному полюсу, другая - к другому.
    Хроматиды теперь можно назвать сестринскими хромосомами, т.к. они теперь действительно "обретают самостоятельность", становятся самостоятельными хромосомами, которые попадут в разные клетки.
    Телофаза
    В телофазе хромосомы вытягиваются, теряют способность к окрашиванию и возвращаются в состояние покоя, при котором видны лишь хроматиновые нити или гранулы; вокруг каждого дочернего ядра образуется ядерная оболочка. В это время восстанавливается ядрышко. На этом завершается деление ядра (кариокинез), затем происходит деление тела клетки (или цитокинез). 
    При делении животных клеток на их поверхности в плоскости экватора появляется борозда, постепенно углубляющая и разделяющая клет­ку на две половины - дочерние клетки, в каждой из которых имеет­ся по ядру. 
    У растений деление происходит путем образования так называемой клеточной пластинки, разделяющей цитоплазму: она возникает в экваториальной области веретена, а затем растет во все стороны, достигая клеточной стенки (то есть растет изнутри к на­ружи). Клеточная пластинка формируется из материла, поставляемого эндоплазматической сетью. 
    Затем каждая из дочерних клеток образует на своей стороне клеточную мембрану и, наконец, на обеих сторонах пластинки образуются целлюлозные клеточные стенки.
              *Таким образом, в процессе митоза образуются две клетки с диплоидным
    набором хромосом.
    Продолжительность митоза зависит от размеров клеток, их плоидности, числа ядер, а также от условий окружающей среды, в частности от температуры.
    В животных клетках митоз длится 30-60 минут, а в растительных - 2-3 часа.
    Большинству клеток присущ суточный ритм деления. В органах ночных
    животных максимум митотических делений отмечается, как правило, утром, а минимум в ночное время. У дневных животных и человека отмечается обратная динамика суточного ритма.	
        Биологическое значение митоза огромно.    
    ? Как вы считаете каково значение митоза?
    1. В результате митоза образуются две дочерние клетки, содержащие столько же хромосом, сколько их было в материнской клетке, т.е. образуются клетки, идентичные родительской.  
    ? Подумайте для чего это необходимо?
    Сохранение генетической стабильности клетки!        
    2. В нормальных условиях никаких изменений генетической  информации не происходит, поэтому митотическое деление  поддерживает генетическую стабильность клетки.
    3. Митоз лежит в основе роста
    4. Митоз лежит в основе вегетативного размножения.
    5. Благодаря митозу осуществляются процессы регенерации и замены
    отмирающих клеток.
    При различных патологических процессах нормальное течение митоза нарушается.
    Выделяют три основных вида патологии:
    1. Повреждение хромосом (набухание, склеивание, фрагментация, образование мостов, повреждения центромер, отставание отдельных хромосом при движении, нарушение их спирализации и деспирализации, разъединение хроматид, образование микроядр);
    2.Повреждения митотического аппарата (задержка митоза в метафазе,
    многоголосный митоз, трехгрупповые метафазы);
    3. Нарушения цитотомии Патологические митозы возникают после воздействия митотических ядов, токсинов, экстремальных факторов (ионизирующее     излучение, гипотермия), при вирусной инфекции и в опухоли. Резкое увеличение  числа патологических митозов типично для злокачественных опухолей.
        Закрепление знаний, рефлексия:
     Итак, ребята мы многое узнали сегодня. 
    ?Скажите, что понравилось вам на уроке?
    ?Что вы узнали на уроке? 
    ?Каковы ваши ощущения от урока?
    Ответим на вопросы:
    1. Что такое жизненный цикл клетки?
    2. Почему митоз следует считать одним из самых важных процессов в жизнедеятельности клетки, одноклеточного и многоклеточного организма?
    3. На протяжении каких фаз митоза в клетке отчётливо видны хромосомы?
    4. Когда формируется веретено деления?
    5. Что происходит с клеткой в интерфазе? 
     Домашнее задание:    
    Изучить параграф 28 , дополнить опорную схему, написать биологическое значение митоза.
    Ресурсы:
    Гуменюк М.М.Биология 9 класс. Поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова,
    В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. Издательство "Учитель". Волгоград.2012.
    Единый государственный экзамен 2006.Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ Рособр-надзор, ИСПО - М.:Интеллект - Центр, 2006
    Лисовская Л.П. О модульном обучении общей биологии. КПТУ им. Циолковского, Калуга.
    Биология в школе №8 2006.
    Пепеляев О. А., Сунцова И. В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006.
    Сивоглазов В.И., Агафонова И. Б., Захарова Е.Т.Общая биология. Базовый уровень: учебн.
    для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. ООО «Дрофа», 2005.
    Яковенко Л.В.Механика митоза. Приложение к 1 сентября. № 19 2007 год.
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Рахматуллина Н. Р.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку