Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 31 Изучение клеток растений и животных. (Булгакова Н.Б.)

Текст урока

  • Конспект

     Булгакова Надежда Беркембаевна,
     учитель информатики,
    МБОУ Солнечная ООШ 
    
    Название предмета: Биология 
    Класс: 9
    УМК (название учебника, автор, год издания): "Биология. Общие закономерности. 9 класс" С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина -  2011.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
    Тема урока:  Изучение клеток растений и животных.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час
    Место урока в системе уроков по теме четвёртый час по теме «Строение и функции клеток» (7 ч)
    Цель урока: Ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строении. 
    Задачи урока:
    
    Образовательные:
    1. Сформировать у учащихся представление о том, что клетка является структурно-функциональной единицей живого
    2. Систематизировать знания учащихся о строении клетки
    3. Выявить общие признаки в строении растительной и животной клетки
    4. Выявить отличия в строении растительной и животной клетки
    Развивающие:
    1. Продолжить развивать коммуникативные навыки учащихся
    2. Продолжить развивать умение работы с микроскопом
    Воспитательные:
    1. Формировать у учащихся познавательный интерес к предмету.
    
    Техническое обеспечение урока:
    Кожица, чешуи луковицы, эпителиальные клетки полости рта человека, микроскопы, предметные и покровные стёкла, водные растворы йода, синих чернил, чайная ложка. 
    
      Предполагаемые результаты: распознавать, описывать, сравнивать основные части и органоиды растений и животных.
    
      Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): Биология поурочные планы для преподавателей по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина
    
    Содержание урока
    1. Организационный момент
    
    2. Постановка целей и задач урока
    
    3. Повторение пройденного материала
    
       3.1 Правила техника безопасности при работе с микроскопом
       3.2 Алгоритм работы с микроскопом 
            3.2.1. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой. 
            3.2.2. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. 
            3.2.3. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение. 
            3.2.4. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения.
            3.2.5. Положить микропрепарат на предметный столик. 
            3.2.6. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. 
           3.2.7. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа.
            3.2. 8. Привести микроскопом в не рабочее положение. 
    
    4.Лабораторная работа
    
       4.1Правило техники безопасности.
       4.2 Выполнение лабораторной работы. 
    Рассмотрите  микропрепараты растительной и животной клетки под микроскопом. 
      1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло. Нанесите капельку слабого  водного раствора  йода на препарат. Накройте его покрывным стеклом.
      2. Снимите  чайной ложкой немного слизи с внутренней стороны щеки. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленным в воде синими чернилами. Накройте микропрепарат покрывным стеклом. 
     3. Рассмотрите  оба микропрепарата под микроскопом. Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставьте знаки “+” или “-” 
    
    Клетка
    Цитоплазма
    Ядро
    Плотная клеточная стенка
    Пластиды
    Растительная
    
    
    
    
    Животная
    
    
    
    
     
    Зарисовать растительную и животную клетку.
    
    Учащиеся после таблицы выполняют рисунки животной и растительной клетки
    
    Сделайте вывод из наблюдений. Отразите в нем черты сходства и различия растительных и животных организмов.
    
    Вывод:
    
    Общие признаки:
    1. Единство структурных систем — цитоплазмы и ядра. 
    2. Сходство процессов обмена веществ и энергии. 
    3. Единство принципа наследственного кода. 
    4. Универсальное мембранное строение. 
    5. Единство химического состава. 
    6. Сходство процесса деления клеток.  
    Различия:
    1.В растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы
    2.В растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо
    3.Растительная клетка содержит особые органоиды — пластиды (а именно, хлоропласты, лейкопласты и хромопласты), а животная клетка их не содержит.
    
    5. Закрепление пройденного материала
    Учащиеся выполняют задание на правильность утверждений.
    Проверь себя!
    1. Пластиды есть в животной клетке (нет)
    2. Ядро есть только в растительной клетке (нет)
    3. Цитоплазма есть и в растительной и в животной клетке (да)
    4. Растительная и животная клетка имеют единый химический состав (да)
    5. В растительной клетке плотная клеточная стенка (да)
    
    6. Домашнее задание
     С 121-122 составить краткий конспект 
    
    
     

    Автор(ы): Булгакова Н. Б.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx