Булгакова Надежда Беркембаевна, учитель информатики, МБОУ Солнечная ООШ Название предмета: Биология Класс: 9 УМК (название учебника, автор, год издания): "Биология. Общие закономерности. 9 класс" С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина - 2011. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый Тема урока: Изучение клеток растений и животных. Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час Место урока в системе уроков по теме четвёртый час по теме «Строение и функции клеток» (7 ч) Цель урока: Ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строении. Задачи урока: Образовательные: 1. Сформировать у учащихся представление о том, что клетка является структурно-функциональной единицей живого 2. Систематизировать знания учащихся о строении клетки 3. Выявить общие признаки в строении растительной и животной клетки 4. Выявить отличия в строении растительной и животной клетки Развивающие: 1. Продолжить развивать коммуникативные навыки учащихся 2. Продолжить развивать умение работы с микроскопом Воспитательные: 1. Формировать у учащихся познавательный интерес к предмету. Техническое обеспечение урока: Кожица, чешуи луковицы, эпителиальные клетки полости рта человека, микроскопы, предметные и покровные стёкла, водные растворы йода, синих чернил, чайная ложка. Предполагаемые результаты: распознавать, описывать, сравнивать основные части и органоиды растений и животных. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): Биология поурочные планы для преподавателей по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина Содержание урока 1. Организационный момент 2. Постановка целей и задач урока 3. Повторение пройденного материала 3.1 Правила техника безопасности при работе с микроскопом 3.2 Алгоритм работы с микроскопом 3.2.1. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой. 3.2.2. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. 3.2.3. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение. 3.2.4. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения. 3.2.5. Положить микропрепарат на предметный столик. 3.2.6. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. 3.2.7. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа. 3.2. 8. Привести микроскопом в не рабочее положение. 4.Лабораторная работа 4.1Правило техники безопасности. 4.2 Выполнение лабораторной работы. Рассмотрите микропрепараты растительной и животной клетки под микроскопом. 1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте его покрывным стеклом. 2. Снимите чайной ложкой немного слизи с внутренней стороны щеки. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленным в воде синими чернилами. Накройте микропрепарат покрывным стеклом. 3. Рассмотрите оба микропрепарата под микроскопом. Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставьте знаки “+” или “-” Клетка Цитоплазма Ядро Плотная клеточная стенка Пластиды Растительная Животная Зарисовать растительную и животную клетку. Учащиеся после таблицы выполняют рисунки животной и растительной клетки Сделайте вывод из наблюдений. Отразите в нем черты сходства и различия растительных и животных организмов. Вывод: Общие признаки: 1. Единство структурных систем — цитоплазмы и ядра. 2. Сходство процессов обмена веществ и энергии. 3. Единство принципа наследственного кода. 4. Универсальное мембранное строение. 5. Единство химического состава. 6. Сходство процесса деления клеток. Различия: 1.В растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы 2.В растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо 3.Растительная клетка содержит особые органоиды — пластиды (а именно, хлоропласты, лейкопласты и хромопласты), а животная клетка их не содержит. 5. Закрепление пройденного материала Учащиеся выполняют задание на правильность утверждений. Проверь себя! 1. Пластиды есть в животной клетке (нет) 2. Ядро есть только в растительной клетке (нет) 3. Цитоплазма есть и в растительной и в животной клетке (да) 4. Растительная и животная клетка имеют единый химический состав (да) 5. В растительной клетке плотная клеточная стенка (да) 6. Домашнее задание С 121-122 составить краткий конспект
Автор(ы): Булгакова Н. Б.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx