Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 5. Учение Дарвина о естественном отборе. (Чепрасова Т.И.)

Текст урока

  • Конспект

     Чепрасова Тамара Ивановна
    Учитель биологии
    МБОУ Новокаменская СОШ
    Ташлинского района
    Оренбургской области
    Предмет – биология
    Класс -9
    Учебник Биология. Общие закономерности
    Автор: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин
    УМК Дрофа 2002 
    Уровень обучения - базовый
    Тема урока « Ученье Ч.Дарвина об естественном отборе»
    Количество отведенных часов – 2 
    Цель: изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции; показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки.
     Задачи: 
    обучающая: уяснить заслугу Ч.Дарвина в открытии принципа естественного отбора; рассмотреть факторы отбора борьбу за существование и её виды;
    развивающая: продолжать работу над развитием навыков самостоятельной работы с дополнительным материалом, учебником, анализировать, сопоставлять, делать выводы и фиксировать записи в тетради;
    воспитательная: : воспитывать интерес к урокам биологии, бережное отношение к природе, умение работать в разных группах.
    Формы реализации методов обучения: словесные, репродуктивные, частично – поисковые, проблемные, самостоятельная работа, 
    Планируемые результаты:
    - иметь представление о работе Ч.Дарвина « Происхождение видов путём естественного отбора»
    - знать: Основные положения теории Ч.Дарвина о естественном отборе; определения « естественный отбор», «борьба за существование», « виды борьбы за существование»;
    - уметь использовать полученные знания для объяснения основных положений теории о естественном отборе. 
    Внутридисциплинарные связи: экология - « Популяционные волны»
    Обеспечение занятия: наглядные пособия , компьютер, проектор, презентация, картинки, таблица
    	Содержание урока.
    1. Организационный момент.
    - подготовка аудитории к работе;
    - наличие учащихся
    Учитель: Добрый день! Сегодня мы не только получим новые знания, но и проверим свою интуицию и умение работать с разными источниками информации.
    Учитель: раздает портрет Ч. Дарвина на каждую парту, выводит портрет на слайд (вывешивает на доске). Перед вами портрет человека, что можно предположить о нем?  В какую эпоху он жил? В какой стране? Чем занимался (род деятельности, чем мог быть знаменит)? и т.д.
    Обсуждаем фронтально на всю аудиторию, все предположения выносим на доску. 
    Учитель: В чем-то мы оказались правы, в чем-то не совсем. Давайте назовем этого человека – Чарльз Дарвин. Теперь, когда имена названы, давайте дополним информацию на нашей доске. Каждый сам в течение двух минут подумает и напишет на своем листочке все, что всплывает в памяти, когда звучит имя Чарльз Дарвин (индивидуальная работа).
    Учитель: Теперь обсудите результаты в группе и объедините ваши списки (работа в группах).
    Учитель: Давайте объединим все сведения о Чарльзе Дарвине, запишем все предположения на доске (фронтальная работа).
         Осмысление (Реализация смысла)
    Учитель: Сейчас вы получите текст о Ч. Дарвине. Прежде, чем начать читать его, выслушайте задание: по ходу чтения необходимо карандашом проставлять значки на полях.
    Ö  -    это я знал;
    +  -    новая информация;
    -  -    противоречит моим представлениям;
    ? -    информация непонятна или недостаточна.
    Для удобства дальнейшего обсуждения все предложения пронумерованы.
    Учитель: Итак, текст прочитан, обсудите, пожалуйста, в группе свои впечатления, а потом мы поговорим о нем все вместе.
    Учитель: Скажите, пожалуйста, много ли у вас на полях значков - это я знал? А новая информация для меня? А есть ли информация, которая противоречит вашим представлениям? Или осталась непонятной для вас?
    Учитель: Давайте отредактируем информацию, которая записана у нас на доске и добавим новые факты.
    1. Факторы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование.
    Основываясь на большинстве факторов в области и практики растениеводства и животноводства, Ч Дарвин приходит  к выводу о существовании в природе стремления к размножению каждого вида в геометрической прогрессии . Это правило не знает исключений ни в животном , ни в растительном мире. Потенциально каждый вид способен произвести и производит гораздо больше особей, чем выживает их до взрослого состояния; юных особей всегда больше, чем взрослых.
    Проблема? _ Почему число взрослых особей каждого вида растений и животных сохраняется более или менее постоянным?
    ( Высказывание детей) – подводим учащихся к выводу о наличии борьбы за существование. 
    Наблюдения в природе показывают, что для животных и растений характерна всеобщая изменчивость признаков и свойств. Даже в потомстве одной пары нет совершенно одинаковых особей. 
    Вопрос?- Что такое изменчивость?
    - Что такое индивидуальная изменчивость? 
    Работа с учебником Страница 24
    2.Самостоятельная работа. 
    Задание. Используя учебник, страница25-26 заполните таблицу « Формы борьбы за существование» 
    Название борьбы за существование 
    Результат борьбы 
    Примеры 
    1. Межвидовая борьба
    
    
    
    2 Внутривидовая борьба
    
    
    
    3.Борьба с абиотическими факторами 
    
    
    - Какая из форм борьбы за существование наиболее жёсткая? Как вы считаете и почему?
    3. Прочитайте в учебнике описание опыта с богомолами на странице 27-28 (последний абзац)
    Ответьте на следующие вопросы:
    - Какие приспособления к среде обитания есть у богомолов? (окраска тела)
    - Что удалось выяснить при помощи описанного опыта? 
    - Что обеспечило выживание богомолов?
    4. Закрепление полученных знаний:
    Допишите предложения:
    Борьба за существовании это-
    Межвидовая борьба – это
    
    4. Рефлексия,  оценка и самооценка работы на уроке.
    Что мы делали для решения проблемы урока?
    Можно ли это было сделать иначе?
     Сегодняшний урок показал мне ________________________________
    Оценивая себя по 10 - ти бальной системе, поставил бы_____________
    потому что___________________________________________________
    
    
    Приложение 
    Чарльз Роберт Дарвин (1809 -1882)
    1. Британский натуралист и путешественник. (2) Автор эволюционной теории и основоположник учения «дарвинизм». 
    (3) Чарльз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809 года в Англии, отец, Роберт Дарвин, был финансистом и успешным врачом, так что семья жила весьма зажиточно. (4) Мать Чарльза, Сьюзанн Дарвин, умерла, когда мальчику было 8 лет, он практически не запомнил ее.
    (5) В школе Чарльз учился весьма неохотно, его не интересовали предметы школьной программы. (6) Вместе с тем, уже в детстве Чарльз демонстрировал интерес к исследованию природы. (7) Он активно коллекционировал минералы и насекомых, раковины, очень любил охоту и рыбалку.
    (8) В 1825 году отец Чарльза понял, что никакого толку от обучения сына в школе не будет, и отправил его Эдинбургский университет. (9) Учиться на врача Чарльзу также не хотелось, в университете Дарвин учился два года, после этого отец, который очень хотел дать сыну достойное образование, предложил ему духовное поприще. (10) В 1828 году Чарльз поступил в Кембриджский университет на богословский факультет, он готовился стать священником, но занятиям по прежнему не удалял должного внимания.
    (11) Дарвину повезло – ему помогли наконец-то найти любимое дело в жизни, вскоре после окончания университета к нему обратился профессор ботаники Джон Хенслоу, который ранее приметил склонность Чарльза к изучению природы. (12) Чарльзу предлагают стать участником экспедиции, которая отправляется в Южную Америку.
    (13) Стартовала экспедиция на корабле «Бигль» в 1831 году и длилась более 5 лет. (14) Исследователи побывали в Аргентине, Бразилии, Перу, Чили, на Галапагосских островах. (15) В ходе путешествия Дарвин добросовестно выполнял обязанности экспедиционного натуралиста, тщательно исследовал флору и фауну тех территорий, на которых побывала экспедиция. (16) Чарльз собрал большую коллекцию окаменелостей и минералов, чучел животных, составил несколько гербариев, ход проведения экспедиции был подробно зафиксирован в дневнике Дарвина.
    (17) В октябре 1836 года путешествие было окончено, у Дарвина теперь был огромный собранный материал, и он решил сосредоточиться на его обработке. (18) Работа эта длилась 20 лет, был выпущен дневник путешествия, который стал очень популярной книгой в широких кругах общества.
    (19) В 1842 году Дарвин принял решение уехать подальше от городской суеты и перебирается в поместье Доун, здесь он проводит 40 лет размеренной и спокойной жизни.
    (20) В 1859 году Дарвин опубликовал свою самую известную книгу «Происхождение видов путем естественного отбора». (21) Она, как сказали бы сейчас, стала скандальной, в то время было принято считать, что Земля и все живое на ней было создано так, как описано в Библии. (22) Дарвин же заявил, что природа развивалась в течении миллионов лет. (23) В 1864 году он получает Коплеевскую золотую медаль, становится почетным членом-корреспондентом Петербургской академии также получает ряд других наград.
    (24) 19 апреля 1882 года Чарльз Роберт Дарвин умер.
    Основные достижения Дарвина
    (25) Стал первым ученым, который сумел объяснить теорию, согласно которой все живые организмы имеют общих предков, от которых эволюционируют. 
    (26) Открытия, сделанные Дарвином, стали основой синтетической теории эволюции в современном ее виде. 
    (27) Движущие факторы эволюции по теории Ч. Дарвина: борьба за существование, естественные отбор. 
    
     

    Автор(ы): Чепрасова Т. И.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc