Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 19. Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. (Норкина Л.В.)

Текст урока

  • Конспект

     Норкина Любовь Васильевна, 
    учитель биологии, химии 
    МБОУ Ташлинская СОШ 
    Ташлинского района
     Биология
     9  класс 
    УМК: С. Г. Мамонтов. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин,
     Биология/учебник. Общие закономерности. 9 класс. – Москва: «Дрофа»,2012 г.
    Уровень обучения  - базовый.  	
     Тема урока:  Развитие жизни в мезозойскую  и кайнозойскую эры.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час.
    Место урока в системе уроков по теме 
    Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (19 ч.)
    Тема 1.8 Развитие жизни на Земле (3ч.)
    18.Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры.
    19.Развитие жизни в мезозойскую  и кайнозойскую эры.
    20.Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.
    Цель урока
    Сформировать у учащихся систему знаний об осо­бенностях   развития жизни на Земле. 
    Создать   условия для развития у учащихся творческой самостоятельности в поиске и  анализе материала,  использовании различной информации, наглядного материала,  интереса к поиску фактов, событий.
    Задачи урока
    Продолжить  развитие у учащихся понятий о главных этапах макроэволюции органического мира, постепенном  длительном прогрессивном ходе эволюции.
     Развивать  понятие о главных направлениях  и путях органической эволюции.
    В процессе изучения материала  обобщить и систематизировать  знания учащихся о факторах эволюционного процесса, движущих силах эволюции.
    Продолжить  обучать учащихся применять знания для объяснения эволюционного происхождения конкретных ароморфозов и новых систематических групп организмов.
    Планируемые результаты:  
    Сформированность умений проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, биологических словарях и справочниках отличительные признаки основных систематических групп, выявлять ароморфозы; в различных источниках -  необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий). Навыки комплексного  применения ЗУН; понятия общности происхождения и эволюции растений и животных. 
    Техническое обеспечение урока
    Электронное приложение к учебнику Н.И.Сонина «Биология 9 класс. Общие закономерности»
    Мезозойская эра кайнозойская эра учебный фильм YouTube.
    
     Содержание урока
    І. Организационный момент. 
    ІІ.  Введение в тему.
    Беседа или тестовый контроль «Палеозой».
    В палеозойскую эру жизнь на планете достигла удивительного разнообразия и обилия, особенно в водной среде. Палеозой – эра выхода растений и животных на сушу.
    Вариант теста (вопросы беседы)
    1. Периоды раннего палеозоя: 
    а) триас, юра, силур;
    б) ордовик, неоген, меловой;
    в) кембрий, ордовик, силур.
    2.Период появления первых хордовых животных:
    а) силур;  б) ордовик;  в) кембрий.
    3. Ароморфоз, сопровождающий выход  растений  на сушу:                                                                                           
    а) появление хлорофилла;      б) появление многоклеточности;  в) появление проводящей
    ткани.
    4. Предки для каких животных трилобиты: а) членистоногих;  б) моллюсков;  в)
    инфузорий.
    5. Какие животные при переходе от протерозоя к палеозою  имели преимущества,   развивались под  влиянием естественного отбора:                                                                                                                                  
    а) те, которые не имели внешнего скелета;                                                                                                                          
    б) те, которые могли жить  в холодном климате;                                                                                                                
    в) те, которые могли выйти на сушу.
    
    Вывод :
    Палеозойская эра  характеризуется появлением большинства представителей  хордовых:
    рыб, амфибий, рептилий. Также происходило постоянное вымирание прежде
    существующих форм.
    Актуализация темы.
    На протяжении  предыдущих  уроков, при подготовке  к занятию учащиеся  работали
    самостоятельно: подбирали     материал,  используя  различную  информацию, наглядный
    материал о  фактах и  событиях мезозойской и кайнозойской эрах.
    
    ІІІ.  Организация работы по  систематизации, обобщению материала  темы.
    Результаты   работы   представляются  (защита) в виде презентации,  видеофрагментов,
    рассказа, рисунков,    другой  формы  (работа   оценки по критериям).
    Модель защиты (индивидуальная или групповая) -  «Рег­ламентированная дискуссия».
    Предварительно материал проверен  учителем, установлена последовательность.
    Эта форма защиты позволяет:
    • создать условия для высокой активности всего класса во время защиты;
    •воспринимать, анализировать получаемую информа­цию, делать собственные выводы;
    •прини­мать  возражения, отвечать на вопросы и задавать свои. 
    При всех представлениях  идет ненавязчивое координирование ра­боты учителем.  По ходу представлений  делаются выводы, выполняются задания.
    МЕЗОЗОЙ.
    Характеризуется ослаблением климатической зональности, движением материков. Влажный климат сменяется засушливым на экваторе. Мел – похолодание климата,
    увеличение площади мирового океана, расцвет и вымирание гигантских
    пресмыкающихся, появление теплокровных (птицы, млекопитающие).
    Задание 1. В чем причина господства голосеменных и пресмыкающихся в мезозое? Какие особенности строения способствовали их процветанию в условиях засушливого климата?
    Задание 2. Какие ароморфозы древних пресмыкающихся способствовали возникновению птиц, млекопитающих? 
    Задание 3. Какие ароморфозы и идиоадаптации способствовали появлению и
    распространению покрытосеменных растений? 
    Задания выполняются индивидуально или в группах, с использованием учебника. 
    Работа с учебником – страница 91. (С. Г. Мамонтов. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин)
    Вывод.  Мезозойская эра характеризуется появлением   теплокровных животных.
    КАЙНОЗОЙ.
    Неоген – равномерный теплый климат.
    Палеоген – интенсивное горообразование.
    Антропоген – неоднократная смена потеплений и похолоданий, крупные оледениения.
    Задания: вопросы №1, №2 – страница 94 учебник. Задания выполняются индивидуально или в группах, с использованием учебника. (С. Г. Мамонтов. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин)
    Вывод.  Господствующее положение на Земле заняли насекомые, костные рыбы, птицы, млекопитающие, покрытосеменные растения.
    Каждый учащийся в тетради по ходу пре­зентации  работ, выполнения заданий  заполняет таблицу: 
    «Эволюция жизни на Земле»
    Название эры,
    периода,
    
    продолжительность
    
    Эволюция  растений
    
    Эволюция  животных 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Эра
    Биологический прогресс
    Биологический регресс
    
    Растения
    Животные
    Растения
    Животные
    1.Палеозойская эра
    Папоротники, хвощи, плауны. Встречаются голосеменные.
    Стегоцефалы, крылатые насекомые. Появляются пресмыкающиеся.
    Папоротники
    Земноводные (стегоцефалы)
    2.Мезозойская эра
    Голосеменные растения, появляются покрытосеменные.
    Моллюски, морские пресмыкающиеся, ящеры, растительноядные динозавры, появляются птицы, возникают сумчатые и плацентарные животные.
    Голосеменные
    Пресмыкающиеся
    3.Кайнозойская эра
    Однодольные растения (травянистой формы).
    Отряд приматов, млекопитающие. Встречаются люди.
    Древесная растительность
    Морские пресмыкающиеся, 
    динозавры.
    
    На  столах учащихся достаточно много полезной информа­ции (рисунки,
    геохронологическая шкала  -  наглядно  иллюстрирует этапы развития Земли,
    способствует их запо­минанию, филогенетическое дерево  —  ил­люстрирует
    эволюционную теорию, способствует системати­зации знаний, др.).
    4.  Цвет­ными карандашами учащиеся выделяют    аро­морфозы растений и животных,  
    идиоадапта­ции.
    
    
    5.Обсуждение результатов работы.
    6.  Первичный  контроль знаний: 
    а) индивидуальное выполнение интерактивного теста с ЦОР, который развивает умение работать с интерактивными моделями и в игровой форме позволяет проверить знания учащихся.                                                                                                                                                         б) вопросы и задания к изучаемым § 18. §19.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    ІV. Подведение итогов работы над темой. Оценка за рабо­ту.    
     Из этого урока  узнали о мезозойском и современном периоде существования Земли –
    кайнозое.  Узнали, что произошло на нашей планете после вымирания динозавров, как и
    почему возникли и распространились современные виды живых организмов.
    Познакомились с первыми плацентарными млекопитающими и приматами. узнали о
    судьбе и распространении цветковых растений, о вымирании животных в нашей эре.
    Выяснили основные предпосылки возникновения человека. 
    
    До­маш­нее за­да­ние: Материал учебника - §18,19. Вопросы, задания.
    Повторение. «Происхождение человека».
    Коллективное посещение Ташлинского краеведческого музея, раздел
    «Археологическое наследие».
    
    Возможные индивидуально – групповые задания.
    Задание первое.
    Вы в юрском периоде мезозойской эры.
    1.Какие растения и животные  стоят в авангарде эволюции?
    2.Приведите примеры ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире.
    3.Какие Отделы растений и Типы животных встали на путь регресса?
    4. Какие Отделы растений и Типы животных встали на путь прогресса?
    5.Опишите климатические условия и рельеф.
    Задание второе.
    Вы в третичном периоде кайнозойской эры.
    1.Чем объяснить широкое распространение покрытосеменных растений? В чем их преимущество перед  голосеменными?
    2.Какой Тип животных достиг биологического прогресса?
    3.Какие Отделы растений и Типы животных встали на путь биологического регресса?
    4.Может ли состояться ваша встреча с людьми?
    5.Опишите климатические условия и рельеф.
    
     

    Автор(ы): Норкина Л. В.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx