Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 1. Признаки живых органимов. (Аншакова Т.В.)

Текст урока

  • Конспект

     Аншакова Т.В.
     учитель химии и биологии 
    МБОУ Болдыревская СОШ Ташлинского района 
    
    
    Название предмета.  Биология
    Класс.  9 класс
    УМК (название учебника, автор, год издания). Учебник «Биология. Общие закономерности.9 класс». Авторы С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, 2012.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный).  Базовый
    Тема урока.   Признаки живых организмов.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы.  1 час.
    Место урока в системе уроков по теме.   Урок № 1 в теме « Многообразие живого мира на Земле.  Основные свойства живых организмов»
    Цель урока:  систематизировать знания обучающихся о сущности жизни, выявить основные свойства живых организмов, уровни организации живых систем.
    Задачи урока:
    - образовательная: сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, уровни организации живой материи;                                                                                                     - развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сопоставлять, делать выводы;
    - воспитательная: показать гармоничность всего живого и его целесообразность.                                                                                                                             Планируемые результаты:
     Ученик должен
    иметь представление о работах Ф. Энгельса и других ученых (М.В. Волькенштейн) по изучению природы;
    знать: свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определения  «жизнь», «биогеоценоз» и др.;
    уметь: объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами.
    Техническое обеспечение урока:
    1) таблица «Уровни организации жизни»; 
    2) раздаточный материал: тексты для проверки усвоения умений и навыков,  раздаточный материал для работы с текстом.
    3) оборудование: компьютер, медиапроектор, электронное приложение к уроку
    
    Содержание урока
    
    Формы работы
    1. Фронтальная
    2. Работа в группах, в парах
    3.   Индивидуальная
    Технология урока, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода
    I этап урока. Организационный момент
    - приветствие
    - готовность класса к уроку
    II этап урока. Проверка знаний обучающихся.
    - фронтальная работа обучающихся - тестирование 
    Тест «Биология – наука о жизни. Методы биологии»
    I Предметом изучения общей биологии является:
    1) строение и функции организма; 
    2) природные явления; 
    3) закономерности развития и функционирования живых систем;
    4) строение и функции растений и животных.
    II Какой из научных методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии?
     1) экспериментальный;
     2) микроскопия; 
    3) сравнительно-исторический; 
    4) метод наблюдения и описания объектов.
    III Какой метод исследования природы самый древний? 
    1) сравнение 
    2) эксперимент 
    3) наблюдение  
    4) моделирование
    IV Систематика — это наука, занимающаяся:
    1) изучением внешнего строения организмов, 
    2) изучением функций организма, 
    3) выявлением связей между организмами,
    4) классификацией организмов.
    V Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства? 
    1) морфология; 
    2) систематика; 
    3) экология;
    4) физиология.
    VI Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется: 
    1) селекционер, 
    2) цитогенетик, 
    3) морфолог, 
    4) эмбриолог
    VII Палеонтология – наука, которая изучает:
    1) ископаемые остатки организмов;
    2) причины мутаций; 
    3) законы наследственности; 
    4) зародышевое развитие организмов.
    VIII Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука:
    1) генетика;
    2) селекция; 
    3) систематика; 
    4) эмбриология.
    IX Какой метод исследования природы самый современный?
    1) сравнение
    2) эксперимент 
    3) наблюдение  
    4) моделирование
    X Систематизация организмов построена на основе:
    1) сравнения и моделирования 
    2) наблюдения и сравнения
    3) эксперимента и моделирования 
    4) наблюдения и эксперимента
    
    Взаимопроверка тестов - правильные ответы записаны на слайде:
    I
    II
    III
    IV
    V
    VI
    VII
    VIII
    IX
    X
    3
    4
    3
    4
    2
    2
    1
    4
    4
    1
    
    - работа по карточкам для обучающихся, слабо мотивированных к УД.
     Карточка (индивидуальная работа)
    1. Что изучает общая биология?
    2. Какие вы знаете методы общей биологии? Перечислите их.
    3. Каково значение общей биологии?
    III этап. Мотивация учебной деятельности.
    Проблемный вопрос: Прием «Апелляция к жизненному опыту учеников».
    - Тела живой природы называют организмами. 
    Задание: Приведите примеры живых организмов.
    - Примеры обучающихся
    - Как вы думаете, почему перечисленные тела – организмы? 
    - Выдвижение гипотез обучающими.
    -  Единственный способ описать жизнь – это перечислить основные свойства живых организмов
     Целеполагание. Иногда люди получаются травмы, не совместимые с жизнью, но их органы при определенных условиях можно сохранить и они могут функционировать в других организмах. Получается, что после смерти целого организма, его части остаются живыми!
    - Как вы думаете, какая тема нашего урока?
    - Обучающиеся формулируют тему, просматривают параграф и определяют цель и задачи урока.
    IV этап. Учебно-познавательная деятельность
    1.	Работа с текстом учебника  
    Групповая работа: 
    - Задание для группы 1 
    Внимательно изучите текст параграфа. Найдите в нем определение понятия «жизнь» данное Ф.Энгельсом более 100 лет назад. Выпишите его в тетрадь. Какие два важных положения вошли в это определение? Подчеркните их. 
    - Задание для группы 2 
    Внимательно изучите текст параграфа. Найдите в нем определение понятия «жизнь» данное М.В. Волькенштейном. Выпишите его в тетрадь. Какие важные положения вошли в это определение? Подчеркните их. 
    (Обсуждение результатов работы)
    Работа в парах по кластеру (раздаточный материал)
     Задание: Ответьте на вопросы и составьте кластер в тетради:
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    (Афиширование результатов)
    
    V этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
    1. Смысловое чтение текста и выполнение заданий
    Прочитайте текст, осмысливая его содержание, останавливаясь на значке   !, выполните задания 1-3. 
    	             Текст «Уровни организации живой материи»  
    Уровни организации живой материи
    Уровни организации живой материи – это условное обозначение, принятое для классификации всех живых организмов на нашей планете.
    Эволюция на Земле происходила таким образом, что организмы развивались от простейших (в прямом смысле) к более сложным. Так, то возникая, то исчезая, новые виды совершенствовались в ходе эволюции, принимая все более причудливый облик.                                                                          Организмы могут принимать различные размеры: начиная от простейших и одноклеточных микробов, переходя к многоклеточным существам, и заканчивая самыми крупными животными на земле – китами. 
    Несмотря на различия во внешнем виде и в строении, все организмы живой природы имеют общие черты: они так или иначе состоят из молекул, имеют в своем составе повторяющиеся элементы, в том или ином смысле – общие функции органов; они питаются, размножаются, стареют и умирают.
    Рассмотрим уровни организации живой материи более подробно. Первый уровень распространяется на все живые организмы без исключения. Молекулярный уровень присущ всем организмам. В рамках этого уровня происходят невидимые невооруженным глазом процессы, имеющие место в любом живом организме: синтез и распад питательных, строительных или защитных веществ. Это уровень крупных молекулярных соединений (белки, нуклеиновые кислоты и т. д.) ! На клеточном уровне материя представлена в виде элементарной функциональной единицы – клетки. На этом уровне начинается обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др. ! На органно-тканевом уровне образуются все органы и ткани живого организма вне зависимости от их сложности: головной мозг, язык, почка и др. При этом следует иметь в виду, что ткань – совокупность клеток, объединенных общим строением и функцией. Орган – часть организма, в «обязанности» которой входит выполнение четко определенной функции. ! Онтогенетический или организменный уровень. На этом уровне различные по функциональности органы объединяются в целостный организм. Говоря иначе, этот уровень представлен уже целостным индивидом любого вида. ! Популяционно-видовой - организмы или индивиды, имеющие сходное строение, функции и схожий облик и тем самым относящиеся к одному виду, включаются в одну популяцию. В биологии под популяцией понимают совокупность всех особей данного вида. В свою очередь, все они образуют генетически единую и обособленную систему. Популяция обитает в определенном месте – ареале и, как правило, не пересекается с представителями других видов. Вид, в свою очередь, представляет собой совокупность всех популяций. Живые организмы могут скрещиваться и производить потомство лишь в рамках своего вида. !
    Биоценотический уровень – это уровень на котором живые организмы объединяются в биоценозы – совокупность всех популяций, проживающих на конкретной территории. Принадлежность к тому или иному виду в этом случае не имеет значения. !
     Биогеоценотический уровень обусловлен образованием биогеоценозов, то есть совокупности биоценоза и неживых факторов (почва, климатические условия) в той области, где биоценоз обитает.
    Уровень, объединяющий все живые организмы на планете – это  биосферный уровень. Биосфера – система высшего порядка. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии. Связан с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.
    
    Задание 1. Выберите верный ответ:  
      Укажите правильную иерархичность живой природы: 
    A) ткани—клетки—органы— организмы—молекулы—популяции—экосистемы 
    B) молекулы—клетки—ткани— организмы—органы—популяции—экосистемы 
    C) клетки—ткани—органы— организмы—молекулы—популяции—экосистемы 
    D) молекулы—клетки—ткани— органы—организмы—популяции—экосистемы 
    Задание 2. Выполните задание на соответствие
    Гормоны:
    Функция:
             А) Клеточный                                                           
    1)  состоит из биологических макромолекул  (белки, нуклеиновые кислоты).
    Б) Популяционно-видовой                                                           
    
    2) элементарной единицей уровня служит особь.
    В) Молекулярный
    3) обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации.
    Г) Организменный
    4) организмы могут скрещиваться и производить потомство.
    
    Задание3. 
    Укажите уровень организации следующих биологических объектов: природа, карась, река, заяц беляк, лейкоцит, подкожный жир, лист, ДНК.
    
    Эталоны ответов и  критерии оценивания  текста                                                                                 «Принципы регуляции процессов пищеварения» (на слайде)
    Ответы 
    Критерии оценивания
    Задание 1
    Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с правильными вариантами ответов.
    Ответ: D
    1 балл – правильный ответ.
    
    Задание 2
    Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление её с предложенными вариантами ответов. 
    Ответ: 3412
    1 балл – в ответе допущена 1 ошибка
    2 балла -  ответ верный
    
    Задание 3
    Деятельность: Анализ текста, и обобщение полученной информации
    Элементы ответов:
    Природа - биосферный
    Река - биогеоценотический 
    Карась – организменный
    Заяц беляк – популяционно-видовой
    Лейкоцит – клеточный
    Подкожный жир – тканево-органный
    Глюкоза - молекулярный
    1 балл – в ответе допущены 2 ошибки
    2 балла – в ответе допущена 1 ошибка
    3 балла -  ответ верный
    Самоконтроль
    Перевод баллов в отметку. 
    Итого: 6 баллов. 
    
    6 баллов - отметка «5»
    5 баллов - отметка «4»
    3-4 баллов – отметка «3»
    
    VI этап. Рефлексивная деятельность
    Определите, на каком уровне вы находитесь:                                                                                              -  знаю и объясню другому
    -  знаю
    -  сомневаюсь, что знаю
    -  не знаю
    VII этап.  Подведение итогов урока. 
    Самоконтроль
    Лист оценивания достижений учащихся на уроке 
    Этап урока
    Содержание заданий
    Выставляемые баллы и отметка
    Проверка знаний обучающихся
    
      тестирование
    
    1 тест – 1 балл
    Максимально – 10 баллов
    
    Работа по карточкам
    Оценивает учитель 
    Максимальное количество – 10 баллов 
    Работа парами
    Работа с кластером 
    1 свойство – 1 балл
    Максимально – 7 баллов
    Работа с текстом
    Задание 1
    Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с правильными вариантами ответов.
    Ответ: D
    1 балл – правильный ответ.
    
    
    Задание 2
    Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление её с предложенными вариантами ответов. 
    Ответ: 3412
    1 балл – в ответе допущена 1 ошибка
    2 балла -  ответ верный
    
    
    Задание 3
    Деятельность: Анализ текста, и обобщение полученной информации
    Элементы ответов:
    Природа - биосферный
    Река - биогеоценотический 
    Карась – организменный
    Заяц беляк – популяционно-видовой
    Лейкоцит – клеточный
    Подкожный жир – тканево-органный
    Глюкоза - молекулярный
    1 балл – в ответе допущены 2 ошибки
    2 балла – в ответе допущена 1 ошибка
    3 балла -  ответ верный
    
    
    Подводим итоги:
     Набрано баллов:      Отметка:
    21-23 баллов	 «5»
    18-20 баллов                 «4»
    12-17 баллов                  «3»
    Менее 12 баллов           «2»
    
    
    VIII этап.  Домашнее задание. 
    Обязательно для всех – глава 1 вопрос 3
    По выбору:  для «продвинутой» группы создать слайд - шоу 
    
    
    
     

    Автор(ы): Аншакова Т. В.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.doc