Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 27 Основные химические соединения живой материи

Текст урока

  • Конспект

      МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА №27
    
    Предмет: биология
    Класс: 11
    УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева,
    О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский   М.: «Вентана-Граф», 2012
    Уровень обучения: базовый
    Тема: Основные химические соединения живой материи.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: Урок № 2  «Молекулярный уровень жизни»
    Цель урока: формирование знаний о химических элементах и веществах, входящих в состав тел живой природы.
    Задачи урока:  
    Образовательные: создать условие для изучения и закрепления знаний о химическом составе живых организмов; функциях веществ в живых организмах; развивать понятия «молекулярный уровень организации жизни», «биосистема».
    Воспитательные: осуществлять гигиеническое и экологическое воспитание обучающихся.
    Развивающие: продолжить развивать логическое и аналитическое мышление,   развивать умения применять теоретические знания на практике.
    Планируемые результаты:
    Предметные: 
     Различать органические вещества от неорганических. Объяснять значение воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков для жизнедеятельности организмов.         
    Личностные: 
    Представление о единстве природы на уровне химических элементов, биологической функции органических и неорганических веществ.         
     Познавательные:
    Умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради, делать выводы на основе полученной информации.
     Регулятивные:
    Умение действовать по предложенному плану, самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия.
     Коммуникативные: 
    Умение слушать,  объяснять смысл понятий, высказывать свою точку зрения.
    Техническое обеспечение урока: компьютеры, медиапроектор
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация 
    Содержание урока 
    I. Организационный  момент
    Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. 
    II. Проверка и актуализация знаний 
    Фронтальная беседа. 
    - Что такое жизнь?
    - Какие уровни организации жизни вам известны?
    - Почему молекулярный уровень считают первичной основой жизни?  
       Индивидуальный опрос обучающихся по теме «Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе».
         Проверка письменного домашнего задания (тест). Взаимоконтроль.
    
    III. Изучение нового материала
    1. Химические элементы (слайд 2, 3)
      В периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева внесено 109 химических элементов. В состав  веществ, участвующих в реакциях и связанных с жизнедеятельность живой материи – 86 элементов. О чём говорит этот факт?  (ответ обучающихся- единство живого и неживого).
    - Что, по-вашему, легло в основу разделения химических элементов  на две группы – макро- и микроэлементы? Заполните предложенную схему в тетради,  используя текст учебника (2 абзац, стр.176)
    
    
           2.   Виды химические веществ
    	-  Химические элементы образуют вещества. Какие? Заполните предложенную схему в тетради, используя имеющиеся у вас знания (слайд 4)
    
    3. Неорганические вещества клетки
    	  Вода
       Вода является важнейшим химическим компонентом содержимого живой клетки.
    - В чём её уникальные свойства, которые обеспечивают её значимость для всего живого?
    Уникальные свойства её определены структурой её молекулы (диполь, водородные связи...) (слайд)  
    Вода:
    1. Универсальный растворитель
    2. Участник многих биохимических реакций 
    3. Участвует в  процессе терморегуляции 
    4. Определяет физические свойства клетки (объём, упругость, тургур) 
    - Определите отличие гидрофобных и гидрофильных вещества. Приведите примеры.
    4.Органические вещества клетки (углеводы, липиды, белки, белки-ферменты)                                             Работа обучающихся в тетрадях: составление схемы
       
    5. Физкультминутка
    6. Качественные реакции на органические вещества
     Для выяснения наличия тех или иных веществ можно использовать качественные реакции. 
    	Демонстрация опытов:
     Опыт №1 «Обнаружение белка»
    Влейте в пробирку 2 мл раствора яичного белка. Добавьте равный объём 5% раствора КОН и перемешайте. Добавьте 2 капли 1% раствора CuSO4  и перемешайте.  В результате реакции появился розово-фиолетовый, сине-фиолетовый или пурпурный окрас. Это Биуретовая реакция на определение белка.	
    	Опыт №2 «Обнаружение крахмала»
    На свежеразрезанный клубень картофеля капнули каплю раствора йода. Окрас изменился до фиолетово-синего цвета.   Следовательно, в картофеле есть крахмал.
    	Опыт №3 «Обнаружение жира» 
    На листе бумаги раздавить семечки подсолнечника. Появились жировые пятна. Следовательно, в семенах подсолнечника имеется жир.
    - Как можно использовать эти знания в повседневной жизни?
    7. Самостоятельная работа  в группах . Заполнить таблицу. Взаимоконтроль.
    
    
    IV. Закрепление
    Слайд с заданием 
    
    Вопросы к обучающимся:
    1. В чём отличие моносахаридов от полисахаридов?
    2. Назовите биологические функции липидов.
    
    V. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок
    Задание на дом: §28. Найдите информацию о заболевания, вызываемых нехваткой некоторых микроэлементов (йод, селен, сера и р.)
    
     

    Автор(ы): Ломова О. В.

    Скачать: Биология 11кл - Конспект.docx