МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА №27 Предмет: биология Класс: 11 УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский М.: «Вентана-Граф», 2012 Уровень обучения: базовый Тема: Основные химические соединения живой материи. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков по теме: Урок № 2 «Молекулярный уровень жизни» Цель урока: формирование знаний о химических элементах и веществах, входящих в состав тел живой природы. Задачи урока: Образовательные: создать условие для изучения и закрепления знаний о химическом составе живых организмов; функциях веществ в живых организмах; развивать понятия «молекулярный уровень организации жизни», «биосистема». Воспитательные: осуществлять гигиеническое и экологическое воспитание обучающихся. Развивающие: продолжить развивать логическое и аналитическое мышление, развивать умения применять теоретические знания на практике. Планируемые результаты: Предметные: Различать органические вещества от неорганических. Объяснять значение воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков для жизнедеятельности организмов. Личностные: Представление о единстве природы на уровне химических элементов, биологической функции органических и неорганических веществ. Познавательные: Умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради, делать выводы на основе полученной информации. Регулятивные: Умение действовать по предложенному плану, самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия. Коммуникативные: Умение слушать, объяснять смысл понятий, высказывать свою точку зрения. Техническое обеспечение урока: компьютеры, медиапроектор Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация Содержание урока I. Организационный момент Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. II. Проверка и актуализация знаний Фронтальная беседа. - Что такое жизнь? - Какие уровни организации жизни вам известны? - Почему молекулярный уровень считают первичной основой жизни? Индивидуальный опрос обучающихся по теме «Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе». Проверка письменного домашнего задания (тест). Взаимоконтроль. III. Изучение нового материала 1. Химические элементы (слайд 2, 3) В периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева внесено 109 химических элементов. В состав веществ, участвующих в реакциях и связанных с жизнедеятельность живой материи – 86 элементов. О чём говорит этот факт? (ответ обучающихся- единство живого и неживого). - Что, по-вашему, легло в основу разделения химических элементов на две группы – макро- и микроэлементы? Заполните предложенную схему в тетради, используя текст учебника (2 абзац, стр.176) 2. Виды химические веществ - Химические элементы образуют вещества. Какие? Заполните предложенную схему в тетради, используя имеющиеся у вас знания (слайд 4) 3. Неорганические вещества клетки Вода Вода является важнейшим химическим компонентом содержимого живой клетки. - В чём её уникальные свойства, которые обеспечивают её значимость для всего живого? Уникальные свойства её определены структурой её молекулы (диполь, водородные связи...) (слайд) Вода: 1. Универсальный растворитель 2. Участник многих биохимических реакций 3. Участвует в процессе терморегуляции 4. Определяет физические свойства клетки (объём, упругость, тургур) - Определите отличие гидрофобных и гидрофильных вещества. Приведите примеры. 4.Органические вещества клетки (углеводы, липиды, белки, белки-ферменты) Работа обучающихся в тетрадях: составление схемы 5. Физкультминутка 6. Качественные реакции на органические вещества Для выяснения наличия тех или иных веществ можно использовать качественные реакции. Демонстрация опытов: Опыт №1 «Обнаружение белка» Влейте в пробирку 2 мл раствора яичного белка. Добавьте равный объём 5% раствора КОН и перемешайте. Добавьте 2 капли 1% раствора CuSO4 и перемешайте. В результате реакции появился розово-фиолетовый, сине-фиолетовый или пурпурный окрас. Это Биуретовая реакция на определение белка. Опыт №2 «Обнаружение крахмала» На свежеразрезанный клубень картофеля капнули каплю раствора йода. Окрас изменился до фиолетово-синего цвета. Следовательно, в картофеле есть крахмал. Опыт №3 «Обнаружение жира» На листе бумаги раздавить семечки подсолнечника. Появились жировые пятна. Следовательно, в семенах подсолнечника имеется жир. - Как можно использовать эти знания в повседневной жизни? 7. Самостоятельная работа в группах . Заполнить таблицу. Взаимоконтроль. IV. Закрепление Слайд с заданием Вопросы к обучающимся: 1. В чём отличие моносахаридов от полисахаридов? 2. Назовите биологические функции липидов. V. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок Задание на дом: §28. Найдите информацию о заболевания, вызываемых нехваткой некоторых микроэлементов (йод, селен, сера и р.)
Автор(ы): Ломова О. В.
Скачать: Биология 11кл - Конспект.docx