Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 20 Мембрана. Немембранные органоиды

Текст урока

  • Немембранные органоиды

     Дата_____________
    
    Урок по биологии  в 11 .Тема урока: «Немембранные органоиды»
    
    Цель: сформировать знания о немембранных органоидах. 
    Задачи:
    Образовательные: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о строении и функциях  рибосомы, клеточного центра.
    Развивающие: продолжать развивать у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышлении, различные виды памяти;
    Воспитательная: создать условия для увлеченного учения; формирование положительного отношения к занятиям.
    Тип урока: комбинированный.
    Организация деятельности на уроке: повторение, изучение нового материала, работа с учебником.
    
    Ход урока:
    I. Организационный момент .
    А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Зарядитесь энергией хорошего настрое -ния на весь урок.
    
    II. Актуализация знаний.
    
     Биологический диктант
    1.Дайте определение понятиям: плазматическая мембрана, Эндоцитоз, экзоцитоз, фагоцитоз, пиноцитоз, Хроматин, Кариоплазма, Кариотип, Хромосомы. Гомологичные хромосомы,  Диплоидный набор  и гаплоидный набор хромосом.
    
     Индивидуальный опрос.
          1. Расскажите о строении и функциях клеточной мембраны?
          2. Как устроено ядро клетки, какое значение оно имеет в жизнедеятельности клетки?
          3. Что такое цитоплазма? Каковы её функции?
          4. Охарактеризуйте основные свойства цитоплазмы.
          5. Как классифицируются органоиды клетки? 
    
    III. Изучение нового материала.
    Самостоятельная работы учащихся.  Организация работы с  учебником страница 62-64. Заполните таблицу:
    «Немембранные органоиды клетки»
    Название органоида
    Строение
    Функции
    Рибосома
    Состоит  из двух частей: большая и малая. Имеет яйцеобразную форму, средний диаметр-15-35нм. Бывают 2-х видов: эукариотические и прокариотические. Общ. Размер эукариотических: 80s, малой - 20s, большой - 60s. Прокариотических: от 30s до 70s (колеблется). Рибосома сост. из РНК (на 50-60% из белков). 
    
    - биосинтез белка;
    - синтез молекулы белка;
    -транспортная функция.
    Клеточный центр
    Состоит из 2-х центриолей, которые имеют цилиндрическую форму, длина из 1 мкм. Центр делится пополам перед делением клетки и подтягивается от экватора к полюсам. Клеточный центр удваивается путем деления.
    
    участие в мейозе и митозе
    IV. Закрепление знаний.
    Беседа по вопросам:
    1.    Какие функции выполняет  цитоскелет?
    2.    Из чего состоит клеточный центр?
    3.    Какой процесс осуществляется в рибосомах?
    Письменное задание.
    Выполните тест:
    1.Основное вещество цитоплазмы:
        1)плазмолемма    2)гиалоплазма    3)цитоскелет
    2.Цитоскелет это
        1)опорная система клетки    2)состоит из филаментов   3)состоит из микротрубочек, промежуточных филаментов и микрофиламентов
    3.Основной белок микротрубочек
        1)актин    2)миозин    3) тубулин
    4.Микротрубочки образуются в
        1)клеточном центре    2)цитоплазме     3)Комплексе Гольджи
    5.Центросома это
         1)1 центриоль    2)клеточный центр     3)триплет микротрубочек
    6. Центриоли образованы микротрубочками которые  соединены по 3 штуки и называются
         1) триплеты     2)филаменты    3)комплексы микрофиламентов
    7. Где образуются части цитоскелета
         1)в рибосомах    2)в ядре     3)в цитоплазме
    8.У холерного вибриона центросома
         1)присутствует    2) отсутствует
    9.Рибосома состоит из
          1) мембраны и 2 субъединиц     2)мембраны и 5 субъединиц      3)2  субъединиц
    10.Функцию синтеза белков осуществляет
           1)рибосомы    2) центросома     3)гиалоплазма
    11. Сформулируйте определение органоид клетки? Мембранные, не мембранные органоиды?   
    Коллективное выполнение задания.  
    Решите кроссворд:
    
    1. Центр, в котором происходит сборка микротрубочек из белка тубулина.
    2. Органоиды, необходимые для синтеза белка, состоящие из двух субъединиц.
    3. Клеточный центр по-другому.
    4. Густой бесцветный коллоидный раствор, содержащийся в клетке.
    5. Основной белок, образующий центриоли.
    6. Цилиндры, расположенные перпендикулярно друг другу.
    7. Белковые нити, основа которых белок актин.
    8. Сложная опорная система, находящаяся в цитоплазме эукариот.
    
    V. Задание на дом. Изучить §           , ответить на вопросы.
    
     

    Автор(ы): Саламатова Л. Н.

    Скачать: Биология 11кл - Немембранные органоиды.doc
  • Мембрана

     МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА №20
    
    Предмет: биология
    Класс: 11
    УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева,
    О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский   М.: «Вентана-Граф», 2012
    Уровень обучения: базовый
    Тема: «Поверхностный комплекс клетки.».
    
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: Урок № 4 «Клеточный уровень жизни»
    Задачи урока: 
    а) Образовательные: показать роль мембран в клетке, сформировать представление о важнейших функциях мембраны, барьерной, транспортной  и рецепторной; 
    б) Воспитательные: показать как строение мембраны соответствует ее функциям; 
    в) Развивающие: дать представление о поверхностном аппарате клетки который осуществляет непосредственное взаимодействие, как с окружающей средой, так и с другими клетками.
    Тип урока: Комбинированный.
    Основные понятия и термины: мембрана, мембранный транспорт, фосфолипиды, мембранные белки, жидкостно-мозаичная модель мембраны, натрий-калиевый насос, эндоцитоз, экзоцитоз, фагоцитоз, пиноцитоз.
    Связь с ранее изученным материалом: Строение клеток.
    Методы: Объяснение, беседа, наглядный.
    Структура и содержание урока.
    
    I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.
    Вопросы к учащимся: 
    1. В чем основные отличия клеток прокариот и эукариот?
    2. В чем сходство клеток прокариот и эукариот?
    3. Какие из клеток являются более древними?
    4. Какие функции выполняют в клетке: ядро, митохондрии, хлоропласты?
    II. Изучение нового материала.
    	План.
    1. Строение и свойства мембран.
    2. Функции мембран.
    Рассказ учителя, с частичными записями в тетради.
    Особенности клеточных мембран
    Клеточные мембраны отделяют клеточное содержимое от внешней среды;
    Регулируют обмен веществ между клеткой и средой;
    Обладают избирательной проницаемостью: одни вещества пропускают, а другие – нет;
    Делят клетку на отсеки, предназначенные для тех или иных процессов;
    На мембранах протекают некоторые химические реакции (световые реакции фотосинтеза в хлоропластах или окислительное фосфорилирование при дыхании в митохондриях);
    На мембранах располагаются рецепторные участки для распознавания внешних стимулов, поступающих из окружающей среды или из другой части самого организма;
    Обеспечивают межклеточные контакты в многоклеточных организмах.
    Строение клеточной мембраны
    В основе любой мембраны лежит двойной фосфолипидный слой (стр. 57, рис. 38) – гидрофильно-гидрофобные молекулы, пронизанный белками, и комплексами белков и углеводов, липидов и углеводов. Некоторые белки пронизывают всю мембрану, а некоторые располагаются на ее поверхностях.
    Функции мембран
    1. Транспортная функция. 
    Транспорт
    
                               
                                   Пассивный                                  
    	           Е не затрачивается                                                          Активный 
                   (диффузия, по градиенту	    Е затрачивается
                         концентрации)                                       (против градиента 
            концентрации)
    Эндоцитоз – активный процесс транспорта различных веществ через мембрану в клетки: фагоцитоз – поглощение твердых частиц, а пиноцитоз – поглощение жидкого материала.
    Экзоцитоз – активный процесс транспорта различных веществ через мембрану из клетки.
    Мембраны обеспечивают межклеточные контакты в многоклеточных организмах.
    Барьерная функция. Мембраны предотвращают проникновение в клетки разнообразных химических веществ и других агентов.
    Рецепторная функция. Клеточная поверхность обладает большим набором рецепторов, делающих возможными специфические реакции с различными агентами. Роль многих клеточных рецепторов заключается в передаче сигналов извне внутрь клетки.
    ограничивающая – отграничивает внутреннее содержимое клетки или мембранного компонента от внешней среды;
          защитная – защищает цитоплазму и ядро от внешних воздействий;
         соединительная – обеспечивает межклеточные контакты;
         ферментативная – ферменты мембраны участвуют в обмене веществ
    
    III. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
    Вопросы к учащимся:
    1. Дайте определение: что такое мембрана.
    2. Каков химический состав мембран?
    3. Каково строение мембран?
    4. Каковы основные функции и свойства мембран?
    5. Как может осуществляется транспорт веществ через мембрану?
    	V. Домашнее задание: &41, схемы в тетради выучить.
    
    
     

    Автор(ы): Саламатова Л. Н.

    Скачать: Биология 11кл - Мембрана.doc