Дата_____________ Урок по биологии в 11 .Тема урока: «Немембранные органоиды» Цель: сформировать знания о немембранных органоидах. Задачи: Образовательные: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о строении и функциях рибосомы, клеточного центра. Развивающие: продолжать развивать у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышлении, различные виды памяти; Воспитательная: создать условия для увлеченного учения; формирование положительного отношения к занятиям. Тип урока: комбинированный. Организация деятельности на уроке: повторение, изучение нового материала, работа с учебником. Ход урока: I. Организационный момент . А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Зарядитесь энергией хорошего настрое -ния на весь урок. II. Актуализация знаний. Биологический диктант 1.Дайте определение понятиям: плазматическая мембрана, Эндоцитоз, экзоцитоз, фагоцитоз, пиноцитоз, Хроматин, Кариоплазма, Кариотип, Хромосомы. Гомологичные хромосомы, Диплоидный набор и гаплоидный набор хромосом. Индивидуальный опрос. 1. Расскажите о строении и функциях клеточной мембраны? 2. Как устроено ядро клетки, какое значение оно имеет в жизнедеятельности клетки? 3. Что такое цитоплазма? Каковы её функции? 4. Охарактеризуйте основные свойства цитоплазмы. 5. Как классифицируются органоиды клетки? III. Изучение нового материала. Самостоятельная работы учащихся. Организация работы с учебником страница 62-64. Заполните таблицу: «Немембранные органоиды клетки» Название органоида Строение Функции Рибосома Состоит из двух частей: большая и малая. Имеет яйцеобразную форму, средний диаметр-15-35нм. Бывают 2-х видов: эукариотические и прокариотические. Общ. Размер эукариотических: 80s, малой - 20s, большой - 60s. Прокариотических: от 30s до 70s (колеблется). Рибосома сост. из РНК (на 50-60% из белков). - биосинтез белка; - синтез молекулы белка; -транспортная функция. Клеточный центр Состоит из 2-х центриолей, которые имеют цилиндрическую форму, длина из 1 мкм. Центр делится пополам перед делением клетки и подтягивается от экватора к полюсам. Клеточный центр удваивается путем деления. участие в мейозе и митозе IV. Закрепление знаний. Беседа по вопросам: 1. Какие функции выполняет цитоскелет? 2. Из чего состоит клеточный центр? 3. Какой процесс осуществляется в рибосомах? Письменное задание. Выполните тест: 1.Основное вещество цитоплазмы: 1)плазмолемма 2)гиалоплазма 3)цитоскелет 2.Цитоскелет это 1)опорная система клетки 2)состоит из филаментов 3)состоит из микротрубочек, промежуточных филаментов и микрофиламентов 3.Основной белок микротрубочек 1)актин 2)миозин 3) тубулин 4.Микротрубочки образуются в 1)клеточном центре 2)цитоплазме 3)Комплексе Гольджи 5.Центросома это 1)1 центриоль 2)клеточный центр 3)триплет микротрубочек 6. Центриоли образованы микротрубочками которые соединены по 3 штуки и называются 1) триплеты 2)филаменты 3)комплексы микрофиламентов 7. Где образуются части цитоскелета 1)в рибосомах 2)в ядре 3)в цитоплазме 8.У холерного вибриона центросома 1)присутствует 2) отсутствует 9.Рибосома состоит из 1) мембраны и 2 субъединиц 2)мембраны и 5 субъединиц 3)2 субъединиц 10.Функцию синтеза белков осуществляет 1)рибосомы 2) центросома 3)гиалоплазма 11. Сформулируйте определение органоид клетки? Мембранные, не мембранные органоиды? Коллективное выполнение задания. Решите кроссворд: 1. Центр, в котором происходит сборка микротрубочек из белка тубулина. 2. Органоиды, необходимые для синтеза белка, состоящие из двух субъединиц. 3. Клеточный центр по-другому. 4. Густой бесцветный коллоидный раствор, содержащийся в клетке. 5. Основной белок, образующий центриоли. 6. Цилиндры, расположенные перпендикулярно друг другу. 7. Белковые нити, основа которых белок актин. 8. Сложная опорная система, находящаяся в цитоплазме эукариот. V. Задание на дом. Изучить § , ответить на вопросы.
Автор(ы): Саламатова Л. Н.
Скачать: Биология 11кл - Немембранные органоиды.docМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА №20 Предмет: биология Класс: 11 УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский М.: «Вентана-Граф», 2012 Уровень обучения: базовый Тема: «Поверхностный комплекс клетки.». Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков по теме: Урок № 4 «Клеточный уровень жизни» Задачи урока: а) Образовательные: показать роль мембран в клетке, сформировать представление о важнейших функциях мембраны, барьерной, транспортной и рецепторной; б) Воспитательные: показать как строение мембраны соответствует ее функциям; в) Развивающие: дать представление о поверхностном аппарате клетки который осуществляет непосредственное взаимодействие, как с окружающей средой, так и с другими клетками. Тип урока: Комбинированный. Основные понятия и термины: мембрана, мембранный транспорт, фосфолипиды, мембранные белки, жидкостно-мозаичная модель мембраны, натрий-калиевый насос, эндоцитоз, экзоцитоз, фагоцитоз, пиноцитоз. Связь с ранее изученным материалом: Строение клеток. Методы: Объяснение, беседа, наглядный. Структура и содержание урока. I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся. Вопросы к учащимся: 1. В чем основные отличия клеток прокариот и эукариот? 2. В чем сходство клеток прокариот и эукариот? 3. Какие из клеток являются более древними? 4. Какие функции выполняют в клетке: ядро, митохондрии, хлоропласты? II. Изучение нового материала. План. 1. Строение и свойства мембран. 2. Функции мембран. Рассказ учителя, с частичными записями в тетради. Особенности клеточных мембран Клеточные мембраны отделяют клеточное содержимое от внешней среды; Регулируют обмен веществ между клеткой и средой; Обладают избирательной проницаемостью: одни вещества пропускают, а другие – нет; Делят клетку на отсеки, предназначенные для тех или иных процессов; На мембранах протекают некоторые химические реакции (световые реакции фотосинтеза в хлоропластах или окислительное фосфорилирование при дыхании в митохондриях); На мембранах располагаются рецепторные участки для распознавания внешних стимулов, поступающих из окружающей среды или из другой части самого организма; Обеспечивают межклеточные контакты в многоклеточных организмах. Строение клеточной мембраны В основе любой мембраны лежит двойной фосфолипидный слой (стр. 57, рис. 38) – гидрофильно-гидрофобные молекулы, пронизанный белками, и комплексами белков и углеводов, липидов и углеводов. Некоторые белки пронизывают всю мембрану, а некоторые располагаются на ее поверхностях. Функции мембран 1. Транспортная функция. Транспорт Пассивный Е не затрачивается Активный (диффузия, по градиенту Е затрачивается концентрации) (против градиента концентрации) Эндоцитоз – активный процесс транспорта различных веществ через мембрану в клетки: фагоцитоз – поглощение твердых частиц, а пиноцитоз – поглощение жидкого материала. Экзоцитоз – активный процесс транспорта различных веществ через мембрану из клетки. Мембраны обеспечивают межклеточные контакты в многоклеточных организмах. Барьерная функция. Мембраны предотвращают проникновение в клетки разнообразных химических веществ и других агентов. Рецепторная функция. Клеточная поверхность обладает большим набором рецепторов, делающих возможными специфические реакции с различными агентами. Роль многих клеточных рецепторов заключается в передаче сигналов извне внутрь клетки. ограничивающая – отграничивает внутреннее содержимое клетки или мембранного компонента от внешней среды; защитная – защищает цитоплазму и ядро от внешних воздействий; соединительная – обеспечивает межклеточные контакты; ферментативная – ферменты мембраны участвуют в обмене веществ III. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся. Вопросы к учащимся: 1. Дайте определение: что такое мембрана. 2. Каков химический состав мембран? 3. Каково строение мембран? 4. Каковы основные функции и свойства мембран? 5. Как может осуществляется транспорт веществ через мембрану? V. Домашнее задание: &41, схемы в тетради выучить.
Автор(ы): Саламатова Л. Н.
Скачать: Биология 11кл - Мембрана.doc