Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 2. Организм как экосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов

Текст урока

  • Конспект

     П О У Р О Ч Н Ы Й    П Л А Н
    
    Тема: Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.
    
    Урок 2                                          Биология 11 класс                 Дата _________ 20______ г.
    
    Тип урока: модульный
    Цель урока: Сформировать понятие об организме, органе, органоиде; раскрыть свойства организмов;  показать разнообразие организмов, эволюцию механизма управления процессами жизнедеятельности организма, познакомиться с процессами жизнедеятельности одноклеточных организмов, доказать, что организм является биосистемой.
    Задачи: - образовательная: получить  знания о процессах  жизнедеятельности одноклеточных организмов как биоситемы; 
    - развивающая: развивать стремление к познанию закономерностей биологии; сформировать вывод о связи клеток, тканей, органов в целостный организм.
    - воспитательная: воспитывать у учащихся навыки самостоятельного поиска информации.                                                                    
    Оборудование: ТСО , ЦОР, демонстрационные пособия (печатные и/или модели),  учебник «Биология: 11 класс/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова.
    Ход урока.
    I. Организационный момент.
     Объяснить учащимся цели и рабочие задачи урока,  записать в тетради тему урока.                                              
    III.  Актуализация нового материала. 
    Демонстрация ЦОР и наглядных пособий с элементами лекции. Ученики изучают демонстрационный материал, слушают пояснения учителя, записывают определения в тетрадь.
    Лекция  (основные термины темы):
    1. Органи́зм (позднелат. organismus от позднелат. organizo — «устраиваю», «сообщаю стройный вид», от др.-греч. ὄργανον — «орудие») — живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, самоподдерживанием своего строения и организации, способностью воспроизводить их при размножении, сохраняя наследственные признаки.
    2. Орган (от др.-греч. ὄργανον — орудие, инструмент):-обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в пределах живого организма.
    3. Органоиды (от орган и др.-греч. εἶδος — вид), или органеллы  — в цитологии постоянныеспециализированные структуры в клетках живых организмов. 
    4. Гуморальная регуляция — один из эволюционно раннихмеханизмов регуляции процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие средыорганизма (кровь, лимфу, тканевую жидкость, полость рта) с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями.
    5. Нервная регуляция- координирующее влияние нервной системы (НС) на клетки, ткани и органы, приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающейсреды; один из основных механизмов саморегуляции функций. 
    6. Фагоцито́з (др.-греч. φαγεῖν «пожирать» + κύτος «клетка») — процесс, при котором клетки (простейшие, либо специально предназначенные для этого клетки крови и тканей организма — фагоциты) захватывают и переваривают твёрдые частицы.
    7. Пиноцито́з (от др.-греч. πίνω — пью, впитываю и κύτος — вместилище, здесь — клетка) — 1) Захват клеточной поверхностью жидкости с содержащимися в ней веществами. 2) Процесс поглощения и внутриклеточного разрушения микромолекул.
    Номер 
    учебного 
    элемента
    Учебный материал с указанием заданий
    Управление обучением
    УЭ-0        
    
    Интегрирующая цель: в процессе работы над УЭ вы должны:
    Что такое биосистема?
    Что такое жизнь? (вспомните несколько определений понятия)
    Какие уровни организации жизни вы знаете?
    Что такое организм? 
    По каким признакам живое отличается от неживого? 
    Перечислите,  какие организмы вы знаете (конкретные примеры)?
    Почему вы так решили?
    На какие группы делятся все организмы?
    Приведите примеры одноклеточных организмов
    Приведите примеры многоклеточных организмов
    Устный опрос
    Что показано на рисунке?
    
    УЭ-1        
    
    Цель: рассмотреть причины возникновения разных свойств организма.
    I. Прочитай учебник Пономарёва И.Н. “Общая биология”, 11 класс 2006года,  стр.7 со слов “Среди организмов…”
    II. Пользуясь текстом учебника, составь схему “Свойства организма”.
    III. Сравни свою схему с презентацией. Если есть ошибки, исправь.
    
    
    
    Устная работа с презентацией.
    Слайд 13-14
    Работай самостоятельно
    Работа в тетради самостоятельно
    
    Работу выполняй в тетради
    Задание оценивается 8 баллами
    
    УЭ-2       
    
    I. . Прочитай учебник Пономарёва И.Н. “Общая биология”, 11 класс 2006года,  стр.8-9
    II. Пользуясь текстом учебника, составь схему “Тип регуляции”.(ЦОР показ)
    III. Сравни свою схему с ЦОР. Если есть ошибки, исправь.
                                                                  Тип регуляции
                                                                                      Гуморальная                                                              Нервная
    
    Быстродействие:
    Принцип работы:
    Носитель:
    Действующее вещество:
    Происхождение:
    
    Работу выполняй в тетради
    
    Задание оценивается 
    10 баллами
    
    УЭ-3      
    
    I. . Прочитай учебник Пономарёва И.Н. “Общая биология”, 11 класс 2006года,  стр.10-12
    II. Пользуясь текстом учебника, составь таблицу “Сравнительная характеристика фагоцитоза и питоцитоза”.
    III. Сравни свою схему с презентацией. Если есть ошибки, исправь.
    признак
    фагоцитоз
    питоцитоз
    Происхождение названия
    
    
    У каких одноклеточных наблюдается
    
    
    Обеспечивает захват из окружающей среды
    
    
    
    Работу выполняй в тетради
    
    Задание оценивается 
    6 баллами
    
    УЭ-4    
    
    I. Проследите, как двигаются одноклеточные организмы
    Амеба-
    Эвглена-
    Инфузория-
    II. приведите примеры раздражимости одноклеточных организмов
    Таксис-
    Фототаксис-
    Хемотаксис-
    Термотаксис-
    Геотаксис-
    Работу выполняй в тетради
    
    Задание оценивается 
    3 баллами
    
    Задание оценивается 
    5 баллами
    
    УЭ-5      
    
    Задание 1. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ. В тетради запишите номер вопроса, а рядом букву, которая соответствует правильному ответу.
    1. Чем животные отличаются от растений?
    А — Способностью   к   активному   передвижению. 
    Б — Постоянством температуры тела. 
    В — Способами питания.
    2. Выберите из предложенного перечня одноклеточный организм, не имеющий постоянной формы тела:
    а) инфузория-туфелька 
    б) амеба обыкновенная  
    в) эвглена зеленая      
    г) лямблия
    3. Способ передвижения инфузории-туфельки:
    а) псевдоподии    
    б) реснички 
    в) жгутики 
    г) ложноножки   
    4. Органоид клетки с помощью которого эвглена улавливает свет:
    а) глазок  
    б) сократительная вакуоль 
    в) ядро         
    г) клеточный рот 
      5. Выберите одноклеточный организм, который не является паразитом:
    а) малярийный плазмодий   
    б) лейшмания     
    в) дизентерийная амеба 
    г) эвглена зеленая   
    6. С помощью жгутиков передвигаются:
    А — Амеба.
     Б — Эвглена. 
    В — Инфузория.
    . III. Проверь правильность выполнения тестовой работы.
    V. Проанализируй ошибки
    Закрепление 
    Что такое организм?
    Какие свойства характерны для живых организмов?
    Сравните определения понятия «организм» В.И. Вернадского и И.П. Павлова.
    Что определяет основные жизненно важные реакции организма?
    Как изменялось управление процессами жизнедеятельности организма в процессе эволюции? 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    6 баллов
     
     
     
     
     
    Ответы получи у учителя
    УЭ-6      
    
    Лист контроля
    Критерии оценки.
    Если ты набрал  37-39     баллов, то оценка за урок – 5,
    Если ты набрал  33-36 баллов, то оценка за урок – 4,
    Если ты набрал  29-32  баллов, то оценка за урок – 3,
    Менее  28  баллов – неудовлетворительно, но не огорчайся,  у тебя ещё будет возможность исправить положение.
    Дифференцированное домашнее задание
    если оценка за урок – 5 баллов, то задание ты не получаешь;
    если оценка 4 – повтори § 2; 
    если оценка 3 и менее – то, к сожалению, ты плохо знаешь тему,   поэтому повтори § 2 и записи в тетради.
    
    
    
     

    Автор(ы): Ишалбаева Э. Ш.

    Скачать: Биология 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Другие материалы