Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 14 Наследственные болезни человека

Текст урока

  • Конспект

     МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА 14
    
    Предмет: биология
    Класс: 11
    УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева,
    О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский   М.: «Вентана-Граф», 2014
    Уровень обучения: базовый
    Тема: «Наследственные болезни человека»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме:  «Основы генетики»
    Цель урока:  познакомить учащихся с заболеваниями, в основе которых лежат наследственные нарушения, выявить причины возникновения наследственных болезней.
    Задачи урока:
    Образовательные: охарактеризовать наиболее известные наследственные заболевания; объяснить причины возникновения некоторых генетических заболеваний; сформировать понятие о факторах риска; обосновать необходимость обеспечения генетической безопасности человека.
    Развивающие: развивать умение применять знания закономерностей наследственности по отношению к человеку; раскрыть познаваемость явлений жизни; развивать умение решать задачи.
    Воспитательные: показать область практического значения генетических знаний для медицины и здравоохранения, показать значение медико-генетического консультирования, пропаганда здорового образа жизни, воспитание моральных ценностей
    Планируемые результаты:
    Предметные: 
     Умение формулировать и комментировать основные термины и понятия        
    Личностные: 
     Осознание важности приобретения знаний в области биологии.         
     Познавательные:
    Умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради, делать выводы на основе полученной информации.
     Регулятивные:
    Умение действовать по предложенному плану, анализировать результаты своей деятельности.
     Коммуникативные: 
    Умение воспринимать информацию на слух, строить высказывания в устной и письменной форме.
    Техническое обеспечение урока: компьютер
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация, таблица по общей биологии «Наследственные болезни человека. Гемофилия». 
    
    Содержание урока
    Тип урока: комбинированный урок.
    Методы обучения: словесный, наглядный, групповая работа по выполнению задания, использование ИКТ.
    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Наследственные болезни человека», инструктивные карты для учащихся.
    Ход урока
    1.Орг. момент (проверка готовности к уроку).
    2.Актуализация знаний.
    Но прежде чем мы с вами перейдём к изучению нового материала, давайте повторим ранее изученные темы.
    1. Дайте определения понятий (фронтальный опрос):
    Генетика – это наука о наследственности и изменчивости.
    Наследственность – это свойство организма передавать свои признаки из поколения в поколение.
    Изменчивость – это свойство организма приобретать новые признаки организма.
    Половые хромосомы – хромосомы, содержащие гены, определяющие половые признаки организма.
    Доминантные признаки –признаки родителей, проявляющиеся уже в первом поколении потомков или преобладающие признаки.
    Гомогаметный организм – сочетание в зиготе одинаковых половых хромосом ХХ.
    Гетерогаметный организм – сочетание разных половых хромосом ХY.
    Генотип - совокупность генов в организме.
    Фенотип – совокупность признаков и свойств организма.
    Как звучит первый закон Менделя, второй закон Менделя, третий закон Менделя.
    Эпиграф:  «Быть хорошо рожденным – право каждого ребенка» Л. Н. Толстой.
    -как вы понимаете это высказывание?
    Учитель: Все люди, безусловно мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, способными, красивыми и, конечно, счастливыми в жизни. Все родители хотят, чтобы их дети были похожи на них, и надеются на то, что они унаследуют их достоинства, а не слабости и недостатки. И никто не хотел бы оставить своим детям в наследство болезни, ведущие к инвалидности, к короткой и неполноценной жизни. Однако хорошо известно не только то, что не все дети рождаются здоровыми и развиваются нормально, но и то, что существуют семьи, как бы отмеченные «печатью неблагополучия», в которых передаются из поколения в поколение те или иные заболевания.
    -Для многих людей вопросы планирования семьи, рождения ребенка представляют порой мучительную, а то и неразрешимую без квалифицированной медицинской помощи проблему.
    Проблемный вопрос.
    Родилась молодая семья. И вот в один прекрасный момент молодожены решили завести ребенка. Они мечтают о том, что их ребенок будет красивым, как мама. Умным, как папа. Папа требует сына, а мама хочет дочку. Споры могут перерасти в ссору. И тогда вмешивается мудрая бабушка, которая объясняет, что главное, чтобы ребенок был здоровым. А если нет? Ведь не всегда рождение ребенка приносит в дом только радость. Почему?
    Версии учеников: (близкородственные браки, предрасположенность к некоторым болезням, факторы окружающей среды, алкоголь, табак, наркотики и т.д.)
    Вывод: причины кроются в наследственности, одном из фундаментальных свойств жизни и в мутациях, накопившихся в популяциях человека в результате эволюции и возникающих вновь уже в наши дни.
    Ежегодно в мире рождаются 5 млн. детей с тяжелыми врожденными дефектами развития. Наследственные аномалии прослеживаются на протяжении многих поколений и даже веков.
    К их числу, например, относится знаменитая челюсть у семейства Габсбургов. Не менее интересный пример - люди-альбиносы, лишенные пигмента меланина, живущие в джунглях Африки, способные вести только ночной образ жизни. Недаром их называют "Дети Луны". Есть примеры и в истории России.
    Тема нашего урока: Наследственные болезни человека.
    Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока
    Сегодня на уроке мы с вами узнаем:
    1) охарактеризуем некоторые наследственные болезни;
    2) объясним причины возникновения генетических заболеваний;
    3) перечислим меры профилактики наследственных болезней человека.
    
    
    
    
    
    
    3.Изучение новой темы:
    В 1956 г.было определено, что в клетках у человека содержится 46 хромосом, из них 22 пары аутосомных, то есть одинаковых и одна пара половых хромосом. С этого времени и началось тщательное изучение кариотипа человека.
    Кариотип – совокупность признаков хромосомного набора, характерных для того или иного вида. В не отмечают число, размер и форму хромосом. В нем каждая хромосома имеет свой номер и место в ряду других. Принятая нумерация начинается с самых крупных и заканчивается самыми мелкими. Оказалось, что у человека, как у животных и растений возникают часто хромосомные перестройки и изменения числа хромосом. Которые приводят к наследственным болезням.
    -Наследственные болезни — заболевания человека, которые передаются через половые клетки от поколения к поколению. Всего существует более шести тысяч заболеваний данного вида. Примерно тысячу из них сегодня можно выявить еще до появления ребенка на свет. Также данные заболевания могут проявляться в конце второго десятка жизни, и даже после 40 лет. Главной причиной появления наследственных болезней являются мутации генов либо хромосом. Хромосомные мутации – это мутации, касающиеся изменением участка хромосом. Генные мутации происходят внутри одного гена.
    -Какие группы наследственных болезней можно выделить из моего рассказа?
    (генные, хромосомные и (мультифакторные) болезни с наследственной предрасположенность).
    Организуется работа в группах по 5-6 человек, каждая группа получает инструктивную карту с заданиями, на выполнение дается 10 минут, после подготовки отчет в течение 2,5-3 минут. Для работы уч-ся используют материал учебника, дополнительный материал на партах и свой материал.
    Задания для групп:
    1 группа: генные заболевания.
    2 группа: хромосомные болезни.
    3.группа – мультифакторные заболевания.
    
    Инструктивная карта.
    1.Отберите необходимый материал для отчета. исходя из материалов учебника, дополнительной информации.
    2.Распределите функции участников группы.
    3.Общая характеристика генного или хромосомного заболевания. (У каждой группы свои болезни)
    4.Примеры болезней, их краткая характеристика.
    5. Причины, влияющие на развитие болезней.
    6. Симптомы.
    7. Лечение.
    Выступления участников групп.
    Затем совместно оцените работу каждого участника своей группы и выставьте отметки.
    Каждая группа назвала причины, влияющие на развитие наследственных заболеваний. Давайте попробуем сформулировать мероприятия по профилактике этих болезней. (ответы учащихся, затем вывожу слайд и учащиеся обосновывают эти меры).
    Профилактика наследственных заболеваний
    1.Запрет на близкородственные браки
    2.Запрет на употребление алкоголя и наркотических веществ
    3.Борьба за чистоту окружающей среды
    4.Медико – генетическое консультирование.
    Решение задач.
    Классическая гемофилия наследуется как рецессивный признак. Ген гемофилии располагается в Х-хромосоме. У-хромосома не содержит гена, контролирующего свертываемость крови. Девушка, отец которой страдает гемофилией, а мать здорова и происходит из благополучной по гемофилии семьи, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятные фенотипы детей от этого брака.
    
    
    
    О т в е т: все девочки здоровы, но половина из них – носительницы гемофилии; 50 % мальчиков здоровы, 50 % больны гемофилией.
    
    
    У человека доминантный ген А определяет стойкий рахит, который наследуется сцепленно с полом. Какова вероятность рождения больных детей, если мать гетерозиготна по гену рахита, а отец здоров?
    
    О т в е т: вероятность рождения больных детей 25 %.
    
    
    4.Закрепление:
    -Назовите основные группы наследственных болезней?
    - какие факторы повышают риск рождения ребенка с наследственным заболевание.
    Как можно этот риск снизить.
    -Поясните, почему врачи не лечат болезнь Дауна.
    На уроке были рассмотрены некоторые наследственные болезни человека, их классификация, выявлены причины их возникновения, последствия их проявления, методы диагностики, способы лечения. Очень важно вовремя определить (диагностировать) наличие наследственного заболевания у новорождённого, так и предупредить рождение больного ребёнка. С этой целью в стране открыты медико-генетические консультации. Клиническая генетика, являющаяся частным разделом медицинской генетики человека, изучает причины, развитие, клинику, диагностику, профилактику и лечение наследственных заболеваний. Специалист, занимающийся проблемами медицинской генетики, называется врачом-генетиком. Эта специальность появилась в нашей стране только в 1988 году. С точки зрения генетики несчастливыми семьями считаются те, в которых есть дети с наследственными болезнями.
    И самое главное вы должны помнить, что среди нас в нашем обществе есть такие люди, и мы должны толерантно (терпимо) относиться к ним, они тоже имеют право на жизнь.
    Будущее ваших детей в ваших руках.
    5. Итог урока. Выставление оценок за урок.
    6. Домашнее задание п.12 стр. 63-66. Изучить закономерности наследственных заболеваний
    
     

    Автор(ы): Кудакова И. И.

    Скачать: Биология 11кл - Конспект.doc