Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 12 Генетические основы селекции

Текст урока

  • Конспект

     МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА 12
    
    Предмет: биология
    Класс: 11
    УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева,
    О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский   М.: «Вентана-Граф», 2014
    Уровень обучения: базовый
    Тема: «Генетические основы селекции»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме:  «Основы генетики»
    Цель урока: расширить знания учащихся о селекции организмов, раскрыть основополагающую роль генетических закономерностей и законов для селекционной практики.
    Задачи:
    - образовательная: познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм, научить различать сорта и гибриды. Познакомить с работами Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений;
    - развивающая: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, отработать умения учащихся работать с текстом учебника;
    - воспитательная: подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам, чувство гордости за отечественных учёных внёсших вклад в науку генетику
    
    Планируемые результаты:
    Предметные: 
     Умение формулировать и комментировать основные термины и понятия        
    Личностные: 
     Осознание важности приобретения знаний в области биологии.         
     Познавательные:
    Умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради, делать выводы на основе полученной информации.
     Регулятивные:
    Умение действовать по предложенному плану, анализировать результаты своей деятельности.
     Коммуникативные: 
    Умение воспринимать информацию на слух, строить высказывания в устной и письменной форме.
    Техническое обеспечение урока: компьютеры, медиапроектор
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация, таблица по общей биологии «Сорта растений и породы животных» 
    
                          
                        Содержание урока
    
    Этапы урока:
    1. Организационный момент
    2. Фронтальный опрос  домашнего задания
    3. Название темы, цели, задачи урока.
    4.Обобщение материала.
    5.Физкультминутка
    6.Практическая работа
    7. Тестирование.
    8.Обобщение урока, подведение итогов урока.
    9. Оценки.
    10. Д/задание
    Методики, применяемые на уроке:
    
    1.ИКТ
    2.фронтальный опрос.
    3.Беседа
    4.Практическая работа  (работа в группах,  работа по плакатам, таблицам, работа с книгой,
    работа по муляжам, выступление перед классом).
    5.Рефлексия ( оценивание друг друга во время практической работы и оценивание самих себя во время тестирования)
    На уроке  была поставлена  проблема: «Зачем нам это нужно знать?»,  которую  учащиеся решали в процессе выполнения практической работы.  
    6.Используемая аппаратура: компьютер.
    7.Активные формы обучения: работа в группах
    8.Анализ работы учащихся на уроке.
    
    
    Характеристика основных видов деятельности обучающихся
    Определять и аргументировать понятие «селекция». Называть задачи селекции. Характеризовать искусственный отбор как один из основных методов селекции. Объяснять понятие «гибридизация». Характеризовать явление гетерозиса и приводить его примеры. Оценивать вклад Н.И. Вавилова в биологическую науку.
    
    Учитель:       Основы генетические, поэтому давайте вспомним:     Презентация – слайд№1 
    Портрет Г. Менделя.
             1). что такое генетика?
             2).Что такое наследственность?
             3).Что такое изменчивость?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
             4). Вспомним, как читаются 1,2,3 законы Г. Менделя?   (учащиеся отвечают)
    Тема: «Генетические основы селекции».  Презентация: слайд №2
    Цель: Обобщить и углубить знания по генетическим основам селекции.
    Задачи: 1). Раскрыть основополагающую роль генетических закономерностей и законов   
                    для генетической практики.
                   2).обобщить знания о селекции организмов как науки.
                  3).обобщить знания о сорте, породе, штамме организмов.  Презентация: слайд№3
    Учитель:    Итак, решаем первую задачу.
            Вслед за Г. Менделем, большой вклад в генетику внёс Томас Хант Морган 1866-1945г.г.        Презентация: слайд №4 Портрет Т. Моргана.
    Основоположник генетики;
    Обосновал хромосомную теорию наследственности
    Установил закономерности расположения генов в хромосомах, что способствовало выяснению цитологических механизмов законов Г. Менделя и разработке генетических основ теории естественного отбора.
    Презентация: слайд №5
     Учитель: Давайте зачитаем основные положения хромосомной теории наследственности.
    Учащиеся зачитывают:
    1.Каждая хромосома или пара  хромосом играет определённую роль в развитии особи.
    2.Хромосомы сохраняют свою генетическую индивидуальность в течение всей жизни организма.
    3.Набор хромосом в соматических клетках, возникающих из зиготы, состоит из пар гомологичных хромосом: одна группа – материнского,  другая – отцовского происхождения, число этих пар равно гаплоидному числу хромосом в гамете.
    4.В мейозе гомологичные хромосомы попарно конъюгируют, а затем расходятся в разные гаметы.
    Учитель: Еще об одном учёном мы должны вспомнить сегодня. Это Ч. Дарвин,                                         его эволюционная теория.  Презентация: портрет Ч. Дарвина
    В 1859 Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Этот и другие труды Ч. Дарвина отложили отпечаток на развитие науки селекции.
     Вопрос: давайте сравним понятия « естественный и искусственный отбор»
                   1). Кто отбирает?  2).Что получается в результате отбора?  3). Кому полезны приобретенные признаки? ( учащиеся отвечают).
    
    Итак, подведём итог. Что является основой науки селекции? (учащиеся отвечают, что основой науки селекции являются эволюционная теория Ч. Дарвина и генетика.)
    
    Учитель: Так что же такое селекция?  Презентация: слайд№6 
    Селекция (лат. «selectio» – отбор) дети думают,  отвечают, затем  учитель показывает  правильный ответ.
    это наука, изучающая биологические основы и методы создания и улучшения пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
    Это отрасль  с/х  производства, занимающаяся практическим выведением новых сортов и гибридов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными для человека свойствами.
    Учитель:  Назовите,  пожалуйста, задачи   селекции. (учащиеся отвечают)
    Затем презентация: слайд№7
        1.повышение урожайности сортов растений, 
     продуктивности пород животных,
     штаммов микроорганизмов.
        2.создание устойчивых к заболеваниям и климатическим условиям сортов и пород.
        3.получение сортов, пород и штаммов, пригодных для механизированного или промышленного выращивания и разведения.
    
    Учитель: Дайте, пожалуйста, определение понятиям сорт, порода, штамм? Посмотрите на плакаты, где изображены породы животных, фотографии с сортами сирени, гладиолусов.  ( Учащиеся отвечают).
    Затем презентация: слайд№8
        Сорт, порода, штамм - это
    Совокупность организмов, созданных человеком в процессе селекции и имеющих определённые наследственные свойства.
    Итак, давайте подведём итог.
    Какие знания мы сейчас вспомнили и закрепили? (учащиеся отвечают: понятия - селекция, сорт, порода, штамм).
    
     Учитель: Следующая  наша задача - вспомнить основные методы селекции. Презентация: слайд №9,№10 ( учащиеся называют)
    Искусственный отбор 
    (бессознательный, сознательный)
    Гибридизация (внутривидовая, межвидовая)
    Мутагенез 
    (мутации естественные и искусственные)
    Полиплоидия
    
    
    Учитель: Подведём итог. Мы  с вами обобщили знания по теме: «генетические основы селекции».
    
                               Практическая работа. (20мин)  презентация: слайд№12
                       Изучение методов селекции.
    Цель: углубить знания о методах, применяемых для получения сортов растений, пород животных.
    Оборудование: карточки с заданиями, плакаты, учебник  под ред.
     
     Учащиеся получают задания на карточках:
     1. Метод клеточных культур.
    1). Прочитайте текст.
    2). О каких методах селекции в нём говорится?
    3).В чём преимущество этого метода по сравнению с другими методами селекции?
    4). Используя схему, расскажите о данном методе в группе. Получите оценку слушателей.
    
    
    2.Работа И.В. Мичурина.
    1). Прочитайте отмеченный текст.
    2).Как Иван Владимирович Мичурин проводил работу по выведению сортов плодовых культур?
    3).Какие методы применял для выведения новых сортов?
    4).Изучите муляжи и расскажите в группе. Получите оценку слушателей.
    
    Учащиеся выполняют поставленные задачи: работают в группах, выступают перед классом, выставляют оценки в тетради. ( рефлексия)
     Учитель: Подведём итог. Мы углубили наши знания о методах селекции.
    Давайте выполним небольшой тест.  ( рефлексия). Презентация: слайд №13-14 на экране задания теста, учащиеся выполняют; затем на экране тест с правильными ответами, учащиеся оценивают себя и выставляют себе баллы ( за каждый правильный ответ – 1 балл).
                                      Тест.
    1.В основе методов селекции растений, 
         животных и микроорганизмов лежит:
     а).способность давать плодовитое потомство
     б).изменение условий среды существования,  
        управляемое волей человека;
     в).наследственная изменчивость и   
        искусственный отбор
       2.В селекции животных практически не применяется:
      а).массовый отбор;
      б).индивидуальный отбор;
      в). Неродственное скрещивание (аутбридинг);
     г).близкородственное скрещивание (инбридинг)
       3.Впервые разработал  методы получения  межвидовых гибридов  в селекции растений:
      а). Н.Вавилов;
      б). И.Мичурин;
      в). Г.Карпеченко;
      г). К. Тимирязев
    Результаты теста: 1в,2а,3б.
     Учитель: Поднимите руки у кого правильно 3 ответа,2 ответа,1 ответ?
     Итак, давайте подведём итоги урока. Что же мы сегодня узнали на уроке? Нужны  ли нам эти знания в жизни? Зачем нам это нужно знать? (учащиеся отвечают).
       Мы обобщили и углубили наши знания о селекции как науки;
      Закрепили понятия сорт, порода, штамм; выполнив практическую работу, углубили знания о методах селекции, и, может быть, кто-то из вас в будущем выберет для себя работу, связанную с разведением животных или выращиванием растений.  
    Оценки: «5» -4
    д/з: Подготовить выступления по предложенным темам. ( полиплоидия, мутагенез, генная инженерия, клеточная инженерия, межвидовая гибридизация в природе)
    
                                 
    
     

    Автор(ы): Кудакова И. И.

    Скачать: Биология 11кл - Конспект.doc