МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА 12
Предмет: биология
Класс: 11
УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева,
О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский М.: «Вентана-Граф», 2014
Уровень обучения: базовый
Тема: «Генетические основы селекции»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
Место урока в системе уроков по теме: «Основы генетики»
Цель урока: расширить знания учащихся о селекции организмов, раскрыть основополагающую роль генетических закономерностей и законов для селекционной практики.
Задачи:
- образовательная: познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм, научить различать сорта и гибриды. Познакомить с работами Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений;
- развивающая: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, отработать умения учащихся работать с текстом учебника;
- воспитательная: подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам, чувство гордости за отечественных учёных внёсших вклад в науку генетику
Планируемые результаты:
Предметные:
Умение формулировать и комментировать основные термины и понятия
Личностные:
Осознание важности приобретения знаний в области биологии.
Познавательные:
Умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради, делать выводы на основе полученной информации.
Регулятивные:
Умение действовать по предложенному плану, анализировать результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
Умение воспринимать информацию на слух, строить высказывания в устной и письменной форме.
Техническое обеспечение урока: компьютеры, медиапроектор
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация, таблица по общей биологии «Сорта растений и породы животных»
Содержание урока
Этапы урока:
1. Организационный момент
2. Фронтальный опрос домашнего задания
3. Название темы, цели, задачи урока.
4.Обобщение материала.
5.Физкультминутка
6.Практическая работа
7. Тестирование.
8.Обобщение урока, подведение итогов урока.
9. Оценки.
10. Д/задание
Методики, применяемые на уроке:
1.ИКТ
2.фронтальный опрос.
3.Беседа
4.Практическая работа (работа в группах, работа по плакатам, таблицам, работа с книгой,
работа по муляжам, выступление перед классом).
5.Рефлексия ( оценивание друг друга во время практической работы и оценивание самих себя во время тестирования)
На уроке была поставлена проблема: «Зачем нам это нужно знать?», которую учащиеся решали в процессе выполнения практической работы.
6.Используемая аппаратура: компьютер.
7.Активные формы обучения: работа в группах
8.Анализ работы учащихся на уроке.
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Определять и аргументировать понятие «селекция». Называть задачи селекции. Характеризовать искусственный отбор как один из основных методов селекции. Объяснять понятие «гибридизация». Характеризовать явление гетерозиса и приводить его примеры. Оценивать вклад Н.И. Вавилова в биологическую науку.
Учитель: Основы генетические, поэтому давайте вспомним: Презентация – слайд№1
Портрет Г. Менделя.
1). что такое генетика?
2).Что такое наследственность?
3).Что такое изменчивость?
4). Вспомним, как читаются 1,2,3 законы Г. Менделя? (учащиеся отвечают)
Тема: «Генетические основы селекции». Презентация: слайд №2
Цель: Обобщить и углубить знания по генетическим основам селекции.
Задачи: 1). Раскрыть основополагающую роль генетических закономерностей и законов
для генетической практики.
2).обобщить знания о селекции организмов как науки.
3).обобщить знания о сорте, породе, штамме организмов. Презентация: слайд№3
Учитель: Итак, решаем первую задачу.
Вслед за Г. Менделем, большой вклад в генетику внёс Томас Хант Морган 1866-1945г.г. Презентация: слайд №4 Портрет Т. Моргана.
Основоположник генетики;
Обосновал хромосомную теорию наследственности
Установил закономерности расположения генов в хромосомах, что способствовало выяснению цитологических механизмов законов Г. Менделя и разработке генетических основ теории естественного отбора.
Презентация: слайд №5
Учитель: Давайте зачитаем основные положения хромосомной теории наследственности.
Учащиеся зачитывают:
1.Каждая хромосома или пара хромосом играет определённую роль в развитии особи.
2.Хромосомы сохраняют свою генетическую индивидуальность в течение всей жизни организма.
3.Набор хромосом в соматических клетках, возникающих из зиготы, состоит из пар гомологичных хромосом: одна группа – материнского, другая – отцовского происхождения, число этих пар равно гаплоидному числу хромосом в гамете.
4.В мейозе гомологичные хромосомы попарно конъюгируют, а затем расходятся в разные гаметы.
Учитель: Еще об одном учёном мы должны вспомнить сегодня. Это Ч. Дарвин, его эволюционная теория. Презентация: портрет Ч. Дарвина
В 1859 Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Этот и другие труды Ч. Дарвина отложили отпечаток на развитие науки селекции.
Вопрос: давайте сравним понятия « естественный и искусственный отбор»
1). Кто отбирает? 2).Что получается в результате отбора? 3). Кому полезны приобретенные признаки? ( учащиеся отвечают).
Итак, подведём итог. Что является основой науки селекции? (учащиеся отвечают, что основой науки селекции являются эволюционная теория Ч. Дарвина и генетика.)
Учитель: Так что же такое селекция? Презентация: слайд№6
Селекция (лат. «selectio» – отбор) дети думают, отвечают, затем учитель показывает правильный ответ.
это наука, изучающая биологические основы и методы создания и улучшения пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Это отрасль с/х производства, занимающаяся практическим выведением новых сортов и гибридов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными для человека свойствами.
Учитель: Назовите, пожалуйста, задачи селекции. (учащиеся отвечают)
Затем презентация: слайд№7
1.повышение урожайности сортов растений,
продуктивности пород животных,
штаммов микроорганизмов.
2.создание устойчивых к заболеваниям и климатическим условиям сортов и пород.
3.получение сортов, пород и штаммов, пригодных для механизированного или промышленного выращивания и разведения.
Учитель: Дайте, пожалуйста, определение понятиям сорт, порода, штамм? Посмотрите на плакаты, где изображены породы животных, фотографии с сортами сирени, гладиолусов. ( Учащиеся отвечают).
Затем презентация: слайд№8
Сорт, порода, штамм - это
Совокупность организмов, созданных человеком в процессе селекции и имеющих определённые наследственные свойства.
Итак, давайте подведём итог.
Какие знания мы сейчас вспомнили и закрепили? (учащиеся отвечают: понятия - селекция, сорт, порода, штамм).
Учитель: Следующая наша задача - вспомнить основные методы селекции. Презентация: слайд №9,№10 ( учащиеся называют)
Искусственный отбор
(бессознательный, сознательный)
Гибридизация (внутривидовая, межвидовая)
Мутагенез
(мутации естественные и искусственные)
Полиплоидия
Учитель: Подведём итог. Мы с вами обобщили знания по теме: «генетические основы селекции».
Практическая работа. (20мин) презентация: слайд№12
Изучение методов селекции.
Цель: углубить знания о методах, применяемых для получения сортов растений, пород животных.
Оборудование: карточки с заданиями, плакаты, учебник под ред.
Учащиеся получают задания на карточках:
1. Метод клеточных культур.
1). Прочитайте текст.
2). О каких методах селекции в нём говорится?
3).В чём преимущество этого метода по сравнению с другими методами селекции?
4). Используя схему, расскажите о данном методе в группе. Получите оценку слушателей.
2.Работа И.В. Мичурина.
1). Прочитайте отмеченный текст.
2).Как Иван Владимирович Мичурин проводил работу по выведению сортов плодовых культур?
3).Какие методы применял для выведения новых сортов?
4).Изучите муляжи и расскажите в группе. Получите оценку слушателей.
Учащиеся выполняют поставленные задачи: работают в группах, выступают перед классом, выставляют оценки в тетради. ( рефлексия)
Учитель: Подведём итог. Мы углубили наши знания о методах селекции.
Давайте выполним небольшой тест. ( рефлексия). Презентация: слайд №13-14 на экране задания теста, учащиеся выполняют; затем на экране тест с правильными ответами, учащиеся оценивают себя и выставляют себе баллы ( за каждый правильный ответ – 1 балл).
Тест.
1.В основе методов селекции растений,
животных и микроорганизмов лежит:
а).способность давать плодовитое потомство
б).изменение условий среды существования,
управляемое волей человека;
в).наследственная изменчивость и
искусственный отбор
2.В селекции животных практически не применяется:
а).массовый отбор;
б).индивидуальный отбор;
в). Неродственное скрещивание (аутбридинг);
г).близкородственное скрещивание (инбридинг)
3.Впервые разработал методы получения межвидовых гибридов в селекции растений:
а). Н.Вавилов;
б). И.Мичурин;
в). Г.Карпеченко;
г). К. Тимирязев
Результаты теста: 1в,2а,3б.
Учитель: Поднимите руки у кого правильно 3 ответа,2 ответа,1 ответ?
Итак, давайте подведём итоги урока. Что же мы сегодня узнали на уроке? Нужны ли нам эти знания в жизни? Зачем нам это нужно знать? (учащиеся отвечают).
Мы обобщили и углубили наши знания о селекции как науки;
Закрепили понятия сорт, порода, штамм; выполнив практическую работу, углубили знания о методах селекции, и, может быть, кто-то из вас в будущем выберет для себя работу, связанную с разведением животных или выращиванием растений.
Оценки: «5» -4
д/з: Подготовить выступления по предложенным темам. ( полиплоидия, мутагенез, генная инженерия, клеточная инженерия, межвидовая гибридизация в природе)
Автор(ы): Кудакова И. И.
Скачать: Биология 11кл - Конспект.doc