МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА 12 Предмет: биология Класс: 11 УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский М.: «Вентана-Граф», 2014 Уровень обучения: базовый Тема: «Генетические основы селекции» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков по теме: «Основы генетики» Цель урока: расширить знания учащихся о селекции организмов, раскрыть основополагающую роль генетических закономерностей и законов для селекционной практики. Задачи: - образовательная: познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм, научить различать сорта и гибриды. Познакомить с работами Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений; - развивающая: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, отработать умения учащихся работать с текстом учебника; - воспитательная: подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам, чувство гордости за отечественных учёных внёсших вклад в науку генетику Планируемые результаты: Предметные: Умение формулировать и комментировать основные термины и понятия Личностные: Осознание важности приобретения знаний в области биологии. Познавательные: Умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради, делать выводы на основе полученной информации. Регулятивные: Умение действовать по предложенному плану, анализировать результаты своей деятельности. Коммуникативные: Умение воспринимать информацию на слух, строить высказывания в устной и письменной форме. Техническое обеспечение урока: компьютеры, медиапроектор Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация, таблица по общей биологии «Сорта растений и породы животных» Содержание урока Этапы урока: 1. Организационный момент 2. Фронтальный опрос домашнего задания 3. Название темы, цели, задачи урока. 4.Обобщение материала. 5.Физкультминутка 6.Практическая работа 7. Тестирование. 8.Обобщение урока, подведение итогов урока. 9. Оценки. 10. Д/задание Методики, применяемые на уроке: 1.ИКТ 2.фронтальный опрос. 3.Беседа 4.Практическая работа (работа в группах, работа по плакатам, таблицам, работа с книгой, работа по муляжам, выступление перед классом). 5.Рефлексия ( оценивание друг друга во время практической работы и оценивание самих себя во время тестирования) На уроке была поставлена проблема: «Зачем нам это нужно знать?», которую учащиеся решали в процессе выполнения практической работы. 6.Используемая аппаратура: компьютер. 7.Активные формы обучения: работа в группах 8.Анализ работы учащихся на уроке. Характеристика основных видов деятельности обучающихся Определять и аргументировать понятие «селекция». Называть задачи селекции. Характеризовать искусственный отбор как один из основных методов селекции. Объяснять понятие «гибридизация». Характеризовать явление гетерозиса и приводить его примеры. Оценивать вклад Н.И. Вавилова в биологическую науку. Учитель: Основы генетические, поэтому давайте вспомним: Презентация – слайд№1 Портрет Г. Менделя. 1). что такое генетика? 2).Что такое наследственность? 3).Что такое изменчивость? 4). Вспомним, как читаются 1,2,3 законы Г. Менделя? (учащиеся отвечают) Тема: «Генетические основы селекции». Презентация: слайд №2 Цель: Обобщить и углубить знания по генетическим основам селекции. Задачи: 1). Раскрыть основополагающую роль генетических закономерностей и законов для генетической практики. 2).обобщить знания о селекции организмов как науки. 3).обобщить знания о сорте, породе, штамме организмов. Презентация: слайд№3 Учитель: Итак, решаем первую задачу. Вслед за Г. Менделем, большой вклад в генетику внёс Томас Хант Морган 1866-1945г.г. Презентация: слайд №4 Портрет Т. Моргана. Основоположник генетики; Обосновал хромосомную теорию наследственности Установил закономерности расположения генов в хромосомах, что способствовало выяснению цитологических механизмов законов Г. Менделя и разработке генетических основ теории естественного отбора. Презентация: слайд №5 Учитель: Давайте зачитаем основные положения хромосомной теории наследственности. Учащиеся зачитывают: 1.Каждая хромосома или пара хромосом играет определённую роль в развитии особи. 2.Хромосомы сохраняют свою генетическую индивидуальность в течение всей жизни организма. 3.Набор хромосом в соматических клетках, возникающих из зиготы, состоит из пар гомологичных хромосом: одна группа – материнского, другая – отцовского происхождения, число этих пар равно гаплоидному числу хромосом в гамете. 4.В мейозе гомологичные хромосомы попарно конъюгируют, а затем расходятся в разные гаметы. Учитель: Еще об одном учёном мы должны вспомнить сегодня. Это Ч. Дарвин, его эволюционная теория. Презентация: портрет Ч. Дарвина В 1859 Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Этот и другие труды Ч. Дарвина отложили отпечаток на развитие науки селекции. Вопрос: давайте сравним понятия « естественный и искусственный отбор» 1). Кто отбирает? 2).Что получается в результате отбора? 3). Кому полезны приобретенные признаки? ( учащиеся отвечают). Итак, подведём итог. Что является основой науки селекции? (учащиеся отвечают, что основой науки селекции являются эволюционная теория Ч. Дарвина и генетика.) Учитель: Так что же такое селекция? Презентация: слайд№6 Селекция (лат. «selectio» – отбор) дети думают, отвечают, затем учитель показывает правильный ответ. это наука, изучающая биологические основы и методы создания и улучшения пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов. Это отрасль с/х производства, занимающаяся практическим выведением новых сортов и гибридов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными для человека свойствами. Учитель: Назовите, пожалуйста, задачи селекции. (учащиеся отвечают) Затем презентация: слайд№7 1.повышение урожайности сортов растений, продуктивности пород животных, штаммов микроорганизмов. 2.создание устойчивых к заболеваниям и климатическим условиям сортов и пород. 3.получение сортов, пород и штаммов, пригодных для механизированного или промышленного выращивания и разведения. Учитель: Дайте, пожалуйста, определение понятиям сорт, порода, штамм? Посмотрите на плакаты, где изображены породы животных, фотографии с сортами сирени, гладиолусов. ( Учащиеся отвечают). Затем презентация: слайд№8 Сорт, порода, штамм - это Совокупность организмов, созданных человеком в процессе селекции и имеющих определённые наследственные свойства. Итак, давайте подведём итог. Какие знания мы сейчас вспомнили и закрепили? (учащиеся отвечают: понятия - селекция, сорт, порода, штамм). Учитель: Следующая наша задача - вспомнить основные методы селекции. Презентация: слайд №9,№10 ( учащиеся называют) Искусственный отбор (бессознательный, сознательный) Гибридизация (внутривидовая, межвидовая) Мутагенез (мутации естественные и искусственные) Полиплоидия Учитель: Подведём итог. Мы с вами обобщили знания по теме: «генетические основы селекции». Практическая работа. (20мин) презентация: слайд№12 Изучение методов селекции. Цель: углубить знания о методах, применяемых для получения сортов растений, пород животных. Оборудование: карточки с заданиями, плакаты, учебник под ред. Учащиеся получают задания на карточках: 1. Метод клеточных культур. 1). Прочитайте текст. 2). О каких методах селекции в нём говорится? 3).В чём преимущество этого метода по сравнению с другими методами селекции? 4). Используя схему, расскажите о данном методе в группе. Получите оценку слушателей. 2.Работа И.В. Мичурина. 1). Прочитайте отмеченный текст. 2).Как Иван Владимирович Мичурин проводил работу по выведению сортов плодовых культур? 3).Какие методы применял для выведения новых сортов? 4).Изучите муляжи и расскажите в группе. Получите оценку слушателей. Учащиеся выполняют поставленные задачи: работают в группах, выступают перед классом, выставляют оценки в тетради. ( рефлексия) Учитель: Подведём итог. Мы углубили наши знания о методах селекции. Давайте выполним небольшой тест. ( рефлексия). Презентация: слайд №13-14 на экране задания теста, учащиеся выполняют; затем на экране тест с правильными ответами, учащиеся оценивают себя и выставляют себе баллы ( за каждый правильный ответ – 1 балл). Тест. 1.В основе методов селекции растений, животных и микроорганизмов лежит: а).способность давать плодовитое потомство б).изменение условий среды существования, управляемое волей человека; в).наследственная изменчивость и искусственный отбор 2.В селекции животных практически не применяется: а).массовый отбор; б).индивидуальный отбор; в). Неродственное скрещивание (аутбридинг); г).близкородственное скрещивание (инбридинг) 3.Впервые разработал методы получения межвидовых гибридов в селекции растений: а). Н.Вавилов; б). И.Мичурин; в). Г.Карпеченко; г). К. Тимирязев Результаты теста: 1в,2а,3б. Учитель: Поднимите руки у кого правильно 3 ответа,2 ответа,1 ответ? Итак, давайте подведём итоги урока. Что же мы сегодня узнали на уроке? Нужны ли нам эти знания в жизни? Зачем нам это нужно знать? (учащиеся отвечают). Мы обобщили и углубили наши знания о селекции как науки; Закрепили понятия сорт, порода, штамм; выполнив практическую работу, углубили знания о методах селекции, и, может быть, кто-то из вас в будущем выберет для себя работу, связанную с разведением животных или выращиванием растений. Оценки: «5» -4 д/з: Подготовить выступления по предложенным темам. ( полиплоидия, мутагенез, генная инженерия, клеточная инженерия, межвидовая гибридизация в природе)
Автор(ы): Кудакова И. И.
Скачать: Биология 11кл - Конспект.doc