Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. (Болгова О.В.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                                                           Болгова Ольга Васильевна
                                                                                                          учитель химии и биологии
                                                                                                          1 квалификационная категория
                                                                                                           МБОУ «Сарманайская СОШ»
      Биология.  10 класс. УМК Захаров. Учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова. Биология общая биология 10-11 классы , базовый уровень – М. : Дрофа, 2012-
    Тема урока:
     Закономерности наследования.  Моногибридное скрещивание. 
    Лабораторная работа №2 « Составление простейших схем скрещивания».
    Место урока в системе уроков по теме – одиннадцатый  урок в разделе «Организм» и двадцать шестой по календарно-тематическому планированию.
    Цель урока: изучить закономерности и суть моногибридного скрещивания, случаи полного и неполного доминирования.
     Задачи:
    образовательная:
    рассмотреть на конкретных примерах закономерности моногибридного скрещивания, выявить отличия полного доминирования  от неполного;
    Заложить основы навыков пользования генетической терминологией. 
    Развивающая
    - развивать мыслительную деятельность учащихся;
    - развивать навыки работы с генетической информацией;
    - продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
    - развивать у учащихся биологическую речь.
    Воспитательная:
    - развивать коммуникативные навыки;
    - воспитывать у учащихся интерес к получению генетических знаний. 
    Планируемые предметные результаты:
    - Ученик должен иметь представление о работах Г.Менделя по моногибридному скрещиванию;
    - знать термины и символику, применяемую для решения генетических задач;
    -  уметь объяснять закономерности наследования признаков, составлять схемы скрещивания.
    Оборудование:  
    - портрет Г.Менделя , таблица « Моногибридное скрещивание»,  словесные плакаты, 
    раздаточный материал- тест .
    ТИП УРОКА: урок новых знаний.
    ВИД УРОКА: комбинированный, с элементами развивающего обучения.
    Ресурсы: - учебник Сонин  и др. Общая биология. 10-11 классы, – М.: Дрофа, 2012.
     - таблицы « скрещивание»
    Основные понятия: фенотип, генотип, доминантный признак, рецессивный, гаметы.
    Содержание урока:
    1.Что такое ген? Закон единообразия.
    2. Цитологические основы моногибридного скрещивания.
    3.Гомозиготные и гетерозиготные организмы.
    3.Неполное доминирование, в чем его суть?
    Ход урока 
    I.Актуализация знаний. 
     Прежде чем перейти к изучению новой темы я хочу, чтобы мы вспомнили
    некоторые моменты из предыдущих уроков.
    1.Какая наука изучает закономерности наследования признаков?;
    2.Кто был первооткрывателем закономерностей наследования признаков?
    3.В чем сущность гибридологического метода?
     II. Мотивация учебной деятельности.
     На отдельном листе показывает детям рисунок и задает вопрос: какую ошибку допустил художник?
    Ответ: он  перепутал детей собаки.
    Верно, и чтобы вы в своей жизни не допускали такие ошибки , мы с вами начнем знакомиться с  закономерностями наследственности и изменчивости, изучением которых занимается наука генетика.
    Наследственность – это свойство организмов передавать свои признаки и  
    особенности развития из поколения в поколение.
    Пример: курица выводит цыплят, пшеница воспроизводит пшеницу и т.д.     
    Благодаря наследственности виды остаются относительно неизменными. 
    Изменчивость – это свойство противоположное наследственности. Она
    заключается в изменении наследственных задатков – генов и в изменении
    проявления генов в процессе развития организмов.
    В основу современной науки- генетики  легли законы наследования признаков,
    установленные Г.Менделем. 
    Для опытов Мендель брал обычный посевной горох.
    Задание уч-ся: Работая с учебником найдите ответ на вопрос «Почему именно горох был выбран Г.Менделем для своих опытов?»
     Ответ уч-ся : он характеризуется  большим разнообразием форм, окраски и способностью к самоопылению. 
    Прежде чем проводить скрещивание, он проверил чистоту 34 сортов и выбрал растения,
    предки которых в ряду поколения стойко передавали свои признаки.
               Скрещивание двух организмов, отличающихся по одной паре
    альтернативных(взаимоисключающих ) признаков, он назвал моногибридным. В
    своих опытах Мендель скрестил растения, выросшие из желтых семян, с растениями, выросшими из зеленых семян. 
    Опыт Г. Менделя рассказывается и демонстрируется с помощью таблицы.
    В потомстве от этого скрещивания все семена( семена первого поколения) оказались одинаковыми и имели желтую окраску. Это единообразие гибридов 1-го поколения носит название 1-го закона Менделя. Из пары альтернативных признаков при этом проявился только один.
    Учащиеся работая с учебником находят ответ на вопрос, как Мендель назвал явление преобладания признака над другим? Ответ – назвал доминированием, проявляющийся признак – доминантным. Подавляемый же признак он назвал рецессивным.
      Учащиеся видят, что  у потомства присутствуют оба наследственных задатка, но рецессивный находится в скрытом состоянии, он не проявился, а может ли он проявиться?  Чтобы проверить это  предположение, Мендель высеял гибридные семена от каждого растения отдельно. В результате самоопыления этих растений завязались как желтые, так и зеленые семена в отношении 3:1. Расщепление во втором поколении в таком соотношении было названо законом расщепления, или 2-ымзаконом Менделя. Для  подтверждения своих законов  Мендель провел скрещивание растений, различающихся по 7 парам признаков, и везде получил одни и те же результаты: единообразие гибридов 1-го поколения при расщеплении в F2 в отношении 3:1.
              На основании этих данных Мендель сделал вывод о том, что наследуются
    не сами признаки, а наследственные задатки (факторы), их определяющие.
    Они передаются из поколения в поколение и в настоящее время называются
    генами. Он предложил эти задатки обозначать буквами латинского алфавита:
    доминантный фактор – заглавными (А), рецессивный  - строчными (а). У каждого
    организма эти факторы парные, т. к. один происходит от материнского организма,
    другой – от отцовского. Каждый ген может находится в одном их состояний А
    или а. Эти состояния гена называют аллелями. В данном случае желтая окраска
    семян определяется доминантным аллелем А, зеленая же – рецессивным аллелем
    а. Эти аллели расположены в идентичных участках гомологичных хромосом.
    Если использовать общепринятую в генетике символику (Р – родительская особь,    
    - материнский и       - отцовские организмы, х – знак скрещивания), то
    моногибридное скрещивание можно представить следующим образом:
    
     
    Задание учащимся: Сравните  родительскую  формы АА и гибрид  Аа  полученный в F1 ?  Исходное растение АА отличается от гибрида Аа по наследственным задаткам, в то время как по внешним признакам они одинаковы. Внешнее проявление признака называется фенотипом, а совокупность генов - генотипом. У особей АА и Аа фенотип одинаковый – семена имеют желтую окраску, - а генотип разный.
    А как будет называться организм, имеющий одинаковые аллели одного гена? Уч-ся  называют гомозиготным  и в нашем случае это АА и аа, а  организмы, имеющие разные аллели одного гена, называют гетерозиготными (Аа). Гомозиготы производят гаметы одного типа (АА образует гаметы А, аа же дает гаметы а). Гетерозиготы производят разные типы гамет. Так, гетерозигота по одному гену Аа образует гаметы А и а.
    Цитологические основы   моногибридного скрещивания            
      Мендель не мог в свое  время объяснить причины единообразия гибридов F1 и        
      расщепления во втором поколении, как не  мог понять причины парности факторов      
      наследственности, потому что в то время  ничего не было известно ни о хромосомах,
      ни о генах.
    Эти закономерности можно объяснить парностью хромосом, расхождением
    гомологических хромосом в мейозе и воссоединением их при оплодотворении. 
    У гибридов F1 доминантный аллель находится в одной хромосоме, а рецессивный
    – в другой. Эти две хромосомы гомологичны. В мейозе они конъюгируют и
    расходятся по разным клеткам: хромосома с доминантным аллелем попадает в
    одну клетку, а хромосома с рецессивным аллелем – в другую. Из этих клеток
    формируются соответственно гаметы А и а. сочетание таких мужских и женских
    гамет приводит к образованию особей 2-го поколения, из которых ѕ содержат
    хотя бы одну дозу доминантного гена и только ј гомозиготна по рецессивным
    аллелям.
    А всегда ли так бывает? Учащимся показывается рисунок и схему скрещивания красной и белой красавицы. И учащиеся видят, что гибрид в 1 поколении имеет розовую окраску, значит закон единообразия не соблюдается?
    
    
    
    Учащиеся знакомятся с алгоритмом  решения простейших задач
    
    1.Краткая запись условий задачи. Введение буквенных обозначений генов, обычно А и В. Определение типа наследования ( доминантность, рецессивность), если это не указано.
    2. Запись фенотипов и схемы скрещивания.
    3. Определение фенотипов в соответствии с условиями.     Запись генотипов символами генов под фенотипами.
    4. Определение гамет. Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе на основе установленных генотипов.
    5. Составление  схем скрещивания, 
    6. Краткая запись ответов.
    Правилами при решении генетических задач.
    Правило 1.
    Если при скрещивании 2-х фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.
    Правило 2. 
    Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна, а другая гомозиготна по рецессивному признаку.
    4.Закрепление:
    1.У фасоли чѐрная окраска семян доминирует над белой.
    Определите окраску семян в потомстве каждого из следующих скрещиваний:
    а) Аа x Аа.
    б) АА x Аа.
    в) АА x аа.
    г) АА x АА.
    2.Индивидуальная работа с тестом. 
    Каждый учащийся получает тест (вариант №1, вариант № 2).
    На выполнение теста отводиться 5 минут. По окончании работы на доске будут
    показаны правильные варианты ответов. Учащиеся обмениваются работами,
    проверяют их, и выставляют оценки.
    5. Подведение итогов урока 
    Рефлексия: - что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
                         - как вы оцениваете свою работу на уроке?
                         - какие у вас есть вопросы по теме урока?
    Подводя итог урока, вместе с учащимися можно  сформулировать положения:
    1. Гены передаются от родителей потомкам через гаметы;
    2. Гены не смешиваются между собой, несмотря на совместное пребывание в гетерозиготе гибридов F1  , а в  F2   оба гена проявляются в чистом виде;
    3. Гаметы несут только по одному гену из каждой пары; 
    Оценки за урок: тест  +фронтальная беседа  + работа с динамическим пособием.
    5. Домашнее задание.         
    - Изучить параграф учебника 3.11 стр. 140-146.
    Задания на выбор:
    - составить 5 вопросов к параграфу;
    - подготовить сообщение на тему: « Биография Г.Менделя», « Вклад российских ученых в развитие генетики»;
    - учащимся, которые занимаются на 4 и 5, я предлагаю решить задачу, условие
    которой у вас имеется на столе.
    Тест. 
    Вариант 1. 
    1. Исследованием закономерностей наследственности и изменчивости занимается
    наука:
              А. Селекция;
              В. Физиология;
              С. Экология;
              D. Генетика.
    2. Свойство родительских организмов передавать свои признаки и особенности
    развития  потомства называют:
              А. Изменчивостью;
              В. Наследственностью;
              С. Приспособленностью; 
              D. Выживаемостью.
    3. Признак, который проявляется сразу же в первом поколении и подавляет
    противоположного признака, называют:
              А. Доминантным;
              В. Рецессивным;
              С. Промежуточным;
              D. Ненаследственным.
    4. Совокупность генов, полученных потомством от родителей, называют:
              А. Фенотипом;
              В. Гомозиготой;
              С. Гетерозиготой;
              D. Генотипом.
    5. Материальной основой  наследственности являются:
              А. Гены, расположенные в молекуле ДНК;
              В. Молекулы АТФ;
              С. Молекулы белка;
              D. Хлоропласты и митохондрии. 
    Вариант 2. 
    1. Генетика занимается изучением:
                 А. Процессов жизнедеятельности организмов;
                 В. Классификацией организмов;
                 С. Закономерностей наследственности и изменчивости организмов;
                 D. Взаимосвязей организмов и среды обитания.
    2. Наследственность – это свойство организмов:
                  А. Взаимодействовать со средой обитания;
                  В. Реагировать на изменение окружающей среды;
                  С. Передавать свои признаки и особенности
                  D. Приобретать новые признаки в процессе индивидуального        
    развития. 
    3. Гены, расположенные в молекуле ДНК, представляют собой:
                 А. Вещество, содержащее богатые энергией связи;
                 В. Материальные основы наследственности;
                 С. Вещества, которые ускоряют химические реакции в клетке;
                 D. Полипептидную цепь, выполняющую многие функции в клетке.
    4. Генотип – это совокупность:
                 А. Генов, полученная потомством от родителей;
                 В. Внешних признаков организма;
                 С. Внутренних признаков организма;
                 D. Реакций организма на воздействие среды.
    5. Скрещивание особей, отличающихся по одной паре признаков, называют:
                А. Полигибридным;
                В. Анализирующим;
                С. Дигибридным;
                D. Моногибридным.
    Для отработки навыков решения задач проводится лабораторная работа. Выбираются любые задачи из предложенного задания. Эти задачи можно использовать и на следующих уроках, в качестве  домашнего задания.
    Лабораторная работа №2 « Составление простейших схем скрещивания».
    Цель работы: отработка навыков решения простейших генетических задач, усвоение алгоритма решения задач, соблюдение правил при решении задач.
    Учащимся предлагаются любые из предложенных задач.
    1) У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами,  вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.
    а) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
    б) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
    2) У петуньи белая окраска венчика доминирует над розовой. Скрестили гетерозиготное растение с белыми цветками и растение с розовыми цветками.
    а) Сколько типов гамет образует растение с розовыми цветками?
    б) Сколько растений с розовыми и белыми цветками будет в F1?
    в) Сколько разных генотипов будет в F1?
    г) Сколько разных фенотипов будет в F1?
    3)У собак висячие уши доминируют над стоячими. При скрещивании гетерозиготных собак с висячими ушами и гомозиготных собак со стоячими ушами получили 214 щенков.
    а) Сколько типов гамет образуется у собаки с висячими ушами?
    б) Сколько разных фенотипов будет в F1?
    в) Сколько разных генотипов будет в F1?
    г) Сколько животных с висячими ушами и стоячими ушами будет в F1?
    4)У мухи-дрозофилы серая окраска тела доминирует над черной. При скрещивании гомозиготных мух с серым телом и черных мух получили 34 мухи. Гибриды из F1 затем скрестили с черными мухами и в F2 получили 96 мух.
    а) Сколько типов гамет образуется у гибридов из F1?
    б) Сколько серых мух было в F1?
    в) Сколько серых мух было в F2?
    г) Сколько черных мух было в F2?
    д) Сколько разных генотипов было в F2?
    5)Может ли от брака женщины с 1 группой крови и мужчины с 4 группой крови, родиться ребенок с 1 группой крови? Определите генотипы родителей и детей.
    6)Школьник скрестил двух хомячков черного и белого, у которых родилось 12 черных хомячков. При скрещивании других черного и белого хомячков родилось 6 черных и 5 белых детенышей. Каковы генотипы родителей в каждом скрещивании? 
    7) Кареглазость доминирует над голубоглазостью, определите возможность рождения голубоглазых детей в случаях,, когда:
    1.оба родителя гомозиготны по признаку кареглазости;
    2.один гомозиготен по признаку кареглазости, другой с голубыми глпзами;
    3.один гетерозиготен по признаку кареглазости,  другой голубоглазый;
    4.оба гетерозиготны по признаку кареглазости.
     

    Автор(ы): Болгова О. В.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx