Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Селекция Основные методы и достижения. (Объдкова А.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Объедкова Анастасия Алексеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа» Шарлыкского района Оренбургской области 
    
    Название предмета - биология
    Класс – 10
    УМК (название учебника, автор, год издания) – Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Учебник – Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред акад. РАЕН проф. В.Б Захарова. – Москва: Дрофа, 2011. - 381
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) - базовый
    Тема урока – Селекция: основные методы и достижения. Лабораторная работа «Изучение изменчивости растений или животных. Построение вариационной кривой нормы реакции».
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час
    Место урока в системе уроков по теме - текущий урок, девятнадцатый в разделе «Организм» и тридцать третий по календарно-тематическому планированию.
    Цель урока: Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов».
    Задачи урока
    1. Обучающие: 
    1) Продолжить формирование у учащихся знаний о селекции животных, растений и микроорганизмов.
    2) Углубить знания учащихся о методах селекции животных и растений.
    3) Продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.
    2. Развивающие: 
    1) Способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопроса, требующих развернутого и связного ответа.
    2) Продолжить развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению проблем современной селекции.
    3) Продолжить развитие коммуникативных способностей учащихся. 
    3. Воспитывающие: 
    1) Воспитание чувства патриотизма.
    2) Создать условия для воспитания у учащихся правильной научной картины мира.
    3) Способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду.
    Планируемые результаты: знать: что такое селекция, ее задачи и значение; методы селекции; уметь: называть задачи селекции, ее основные методы; объяснять значение селекции; обосновывать общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов; обосновывать совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; характеризовать суть закона гомологических рядов, применять знания на практике.
    Техническое обеспечение урока
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    Содержание урока
    I. Организационный момент.
    II. Повторение изученного материала.
    Учащиеся отвечают на вопросы стр. 176 учебника:
    1) Как влияют соматические мутации на здоровье людей?
    2) Каковы последствия возникновения генеративных мутаций?
    3) Назовите известные Вам наследственные заболевания человека. Каковы их причины?
    4) Какова главная задача медико-генетического консультирования?
    Обучающиеся выполняют тесты, а затем оценивают свои работы самостоятельно. Для этого учитель предоставляет им для проверки ключи и критерии оценивания (см. Приложение 1).
    
    III. Изучение нового материала.
    Беседа с обучающимися:
    Приведите примеры известных вам сортов растений и пород животных.
    Как называется наука, которая занимается созданием пород животных и сортов растений?
    Предположите, какова будет тема нашего урока.
    
    Обучающиеся записывают тему урока.
    
    Учитель предлагает обучающимся, познакомившись с первым абзацем параграфа 3.18 на стр. 176-177, а также с абзацем Сорт и порода на стр. 177-179, ответить на следующие вопросы:
    Что такое селекция? Дайте определение этому понятию.
    Что является теоретической основой селекции?
    Какого число видов возделываемых растений и домашних животных?
    Что такое порода, сорт или штамм? Дайте определение этим понятиям.
    Могут ли домашние животные и возделываемые растения обитать в естественных условиях дикой природы без вмешательства человека?
    
    Сообщение обучающегося о Вавилове Николае Ивановиче, российском генетике и селекционере. (см. Приложение 2)
    
    Учитель предлагает обучающимся поработать с рис. 88 на стр. 178 и составить конспект «Центры происхождения культурных растений (по Н.И. Вавилову)».
    
    Работая с презентацией и абзацем учебника на стр. 180-183, под руководством учителя обучающиеся знакомятся с основными методами селекции.
    IV. Закрепление.
    Ответы на вопросы 1-5 со стр. 183 учебника.
    Обучающиеся выполняют тесты, а затем оценивают свои работы самостоятельно. Для этого учитель предоставляет им для проверки ключи и критерии оценивания (см. Приложение 3).
    
    V. Домашнее задание: §3.18 стр. 176-183.
    
    
    
    
    
    
    Приложение 1
    Тестирование по теме «Генетика и здоровье человека»
    Задания с выбором одного верного ответа
    1.При изучении наследственности и изменчивости человека неприменим метод:
    а) близнецовый                 б) гибридологический
    в) генеалогический           г) цитогенетический 
    2.Почему близкородственные браки нежелательны?
    а) снижают комбинативную изменчивость
    б) создают возможность перехода вредных рецессивных генов в гомозиготное состояние в) приводят к увеличению вредных мутаций
    г) увеличивают детскую смертность
    3.Основной причиной болезни Дауна (трисомия по 21-й паре хромосом) является нарушение процесса:
    а) мейоза                   б) митоза
    в) цитокинеза           г) транскрипции
    4.При синдроме Дауна в клетках, как правило, обнаруживается следующее число хромосом:
    а)45            б) 46
    в) 47           г) 48
    5. Генеалогический метод исследования наследственности человека состоит в изучении:
    а) хромосомных наборов                                             б) развития признаков у близнецов
    в) изучение статистики проявления признаков         г) родословной людей
    6. Каким из методов исследования устанавливаются хромосомные заболевания человека:
    а) близнецовым                         б) цитогенетическим
    в) гибридологическим             г) генеологическим
    7. По Х–сцепленному рецессивному типу наследуются:
    а) фенилкетонурия и полидактилия                   б) альбинизм и карликовость
    в) дальтонизм и гемофилия                                г) брахидактилия и катаракта
    8. Резус–конфликт может произойти, если:
    а) rh (-) женщиной был зачат ребёнок от Rh (+) мужчины
    б) перелить кровь Rh(+) человека в организм rh(-) человека
    в) Rh(+) женщиной был зачат ребёнок от rh(-) мужчины
    г) все ответы верны
    9.Хромосомный набор соматических клеток женщины содержит:
    а) 44 аутосомы и одну Х–хромосому
    б) 22 аутосомы, одну Х и одну Y – хромосому
    в) 44 аутосомы и две Х – хромосомы
    г) 22 аутосомы и две Х – хромосомы
    Задание с выбором трёх верных ответов из шести предложенных
    10.При аутосомно–доминантном типе наследования:
    а) признак встречается у мужчин и у женщин;
    б) родители обычно здоровы;
    в) аномалия проявляется практически в каждом поколении;
    г) вероятность рождения ребёнка с аномалией – 50%;
    д) часто болен один из родителей;
    е) вероятность рождения ребёнка с аномалией – 25%;
    
    Ключи к тестовым заданиям
    
    № задания
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    Ответ
    б
    б
    а
    в
    г
    б
    в
    а
    в
    авд
    Количество баллов
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    2
    
    Максимальное количество баллов – 11
    «5» - 10-11
    «4» - 7-9
    «3» - 5-6
    
    Приложение 2
    Сообщение учащегося о Вавилове Н.И.
    По мнению многих ученых, знавших Вавилова, самым характерным, больше всего запоминающимся в его облике было огромное обаяние. Нобелевский лауреат, генетик Герман Джозеф Меллер вспоминал: «Всех, кто знал Николая Ивановича, воодушевляли его неисчерпаемая жизнерадостность, великодушие и обаятельная натура, многосторонность интересов и энергия. Эта яркая, привлекательная и общительная личность как бы вливала в окружающих свою страсть к неутомимому труду, к свершениям и радостному сотрудничеству. Я не знал никого другого, кто разрабатывал бы мероприятия такого гигантского масштаба, развивал их все дальше и дальше и при этом вникал бы так внимательно во все детали». Вавилов обладал феноменальной работоспособностью и памятью, умением работать в любых условиях, обычно спал не более 4-5 часов в сутки. Ученый никогда не бывал в отпусках. Отдыхом для него была смена занятий. «Надо спешить» - говорил он. Николай Вавилов обладал редкими организационными способностями, сильной волей, выносливостью и смелостью, ярко проявившимися в его путешествиях по труднодоступным районам земного шара. Он был широко образованным человеком, владел несколькими европейскими языками и некоторыми азиатскими. Во время своих путешествий ученый интересовался не только земледельческой культурой народов, но и их бытом, обычаями и искусством. Будучи патриотом и в высоком смысле гражданином своей страны, Вавилов был убежденным сторонником и активным пропагандистом международного научного сотрудничества, совместной работы ученых всех стран мира на благо человечества. 
    Вавилов и Лысенко
    В начале тридцатых годов Николай Вавилов горячо поддержал работу молодого агронома Трофима Денисовича Лысенко по так называемой яровизации: превращению озимых культур в яровые путем предпосевного воздействия низких положительных температур на семена. В 1934 году Николай Вавилов рекомендовал Лысенко в члены-корреспонденты АН СССР. В 1936 и 1939 годах происходили дискуссии по вопросам генетики и селекции, на которых Лысенко и его сторонники атаковали ученых во главе с Вавиловым, разделявших основные положения классической генетики. Группа Лысенко отвергла генетику как науку, отрицала существование генов как материальных носителей наследственности. В конце тридцатых годов лысенковцы, опираясь на поддержку Сталина, Молотова и других советских руководителей, начали расправу со своими идейными противниками, с Вавиловым и его соратниками, работавшими в ВИРе и Институте генетики в Москве. На Николая Вавилова обрушивается поток клеветы, опорочиваются его главные достижения. Николай Вавилов вплоть до своего ареста продолжал мужественно отстаивать свои научные взгляды, программу работ возглавляемых им институтов. В 1939 он подверг резкой критике антинаучные взгляды Лысенко на заседании Ленинградского областного бюро секции научных работников. В конце своего выступления Вавилов сказал: «Пойдем на костер, будем гореть, но от своих убеждений не откажемся». 
    Арест. Следствие. Приговор к расстрелу. Кончина Николая Вавилова в саратовской тюрьме
    6 августа 1940 года Вавилов был арестован в предгорьях Карпат, вблизи г. Черновцы. Санкция на арест была подписана «задним числом», 7 августа он был заключен во внутреннюю тюрьму НКВД в Москве (на Лубянке). В постановлении на арест Вавилов обвинялся как один из руководителей контрреволюционной Трудовой крестьянской партии (никогда не существовавшей), вредительстве в системе ВИРа, шпионаже, «борьбе против теорий и работ Лысенко, Цицина и Мичурина». Во время следствия, продолжавшегося 11 месяцев, Вавилов перенес не менее 236 допросов, происходивших часто в ночное время и продолжавшихся нередко в течение семи и более часов. 
    9 июля 1941 года Вавилов на «суде» Военной коллегии Верховного суда СССР, происходившем в течение нескольких минут, был приговорен к расстрелу. На суде им было заявлено, что «обвинение построено на небылицах, лживых фактах и клевете, ни в какой мере не подтвержденных следствием». Поданное им прошение о помиловании в Верховный Совет СССР было отклонено.
    26 июля Николай Ивановнич переведен в Бутырскую тюрьму для приведения приговора в исполнение. Утром 15 октября его посетил сотрудник Берии и пообещал, что Вавилова оставят жить и предоставят ему работу по специальности. В связи с наступлением немцев на Москву этапирован в Саратов 16-29 октября, помещен в 3-й корпус тюрьмы № 1 города Саратова, где находился год и 3 месяца в тяжелейших условиях (камера смертников). Решением Президиума Верховного Совета СССР 23 июня 1942 расстрел в порядке помилования заменен 20-ю годами заключения в исправительно-трудовых лагерях.
    От голода Сергей Иванович Вавилов умер 26 января 1943 года от дистрофии, предельно истощенный, в тюремной больнице, в Саратове. Похоронен, по-видимому, в общей могиле саратовского кладбища. Во время следствия, во внутренней тюрьме НКВД, когда Вавилов имел возможность получать бумагу и карандаш, он написал большую книгу «История мирового земледелия», рукопись которой была уничтожена, «как не имеющая ценности» вместе с большим количеством других научных материалов, изъятых при обысках на квартире и в институтах, где он работал.20 августа 1955 Вавилов был посмертно реабилитирован.
    
    Приложение 3
    Тестовые задания по теме « Селекция»
    1. Гибриды, возникающие при скрещивании различных видов:
    1) отличаются бесплодностью
    2) отличаются повышенной плодовитостью
    3) дают плодовитое потомство при скрещивании с себе подобными
    4) всегда бывают женского пола
    2. Центром происхождения культурных растений считаются районы, где:
    1) обнаружено наибольшее число сортов данного вида
    2) обнаружена наибольшая плотность произрастания данного вида
    3) данный вид впервые выращен человеком
    4) нет верного ответа
    3. Многообразие пород кошек является результатом:
    1) естественного отбора                 2) искусственного отбора
    3) мутационного процесса            4) модификационной изменчивости
    4. Основным критерием для установления родства между видами является:
    1) внешнее сходство                               2) генетическое сходство
    3) общие центры происхождения         4) происхождение от одного предка
    5. Близкородственное скрещивание применяют с целью:
    1) поддержания полезных свойств организма
    2) закрепления ценных признаков
    3) получения полиплоидных организмов
    4) усиления жизненной силы
    6. Чистая линия – это:
    1) порода                     2) особи, полученные под воздействием мутагенных факторов
    3) сорт                         4) группа генетически однородных организмов 
    7. Сорт огурцов представляет собой:
    1) род                                                  2) вид
    3) природную популяцию               4) искусственную популяцию
    8. Искусственный отбор в отличие от естественного:
    1) более древний                   2) сохраняет особей с признаками, полезными для организма 
    3) проводится человеком     4) проводится факторами окружающей среды
    
    Центры происхождения культурных растений
    1. Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений).
    2. Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др. (20% культурных растений).
    3. Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений).
    4. Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений).
    5. Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго.
    6. Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник.
    7. Картофель, ананас, хинное дерево.
    
    Ключи к тестовым заданиям
    
    № задания
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    Ответ
    1
    1
    2
    2
    4
    4
    2
    3
    По одному баллу за каждый верный ответ
    
    
    
    
    
    
    
    Центры происхождения культурных растений (по 1 баллу за каждый верный ответ)
    1. Южно-азиатский тропический
    2. Восточноазиатский
    3. Юго-азиатский
    4. Средиземноморский
    5. Абиссинский
    6. Центральноамериканский
    7. Южноамериканский
    
    Максимальное количество баллов – 15
    «5» - 14-15
    «4» - 11-13
    «3» - 7-10
    
     

    Автор(ы): Объеткова А. А.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку