Объедкова Анастасия Алексеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа» Шарлыкского района Оренбургской области Название предмета - биология Класс – 10 УМК (название учебника, автор, год издания) – Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Учебник – Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред акад. РАЕН проф. В.Б Захарова. – Москва: Дрофа, 2011. - 381 Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) - базовый Тема урока – Селекция: основные методы и достижения. Лабораторная работа «Изучение изменчивости растений или животных. Построение вариационной кривой нормы реакции». Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час Место урока в системе уроков по теме - текущий урок, девятнадцатый в разделе «Организм» и тридцать третий по календарно-тематическому планированию. Цель урока: Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов». Задачи урока 1. Обучающие: 1) Продолжить формирование у учащихся знаний о селекции животных, растений и микроорганизмов. 2) Углубить знания учащихся о методах селекции животных и растений. 3) Продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе. 2. Развивающие: 1) Способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопроса, требующих развернутого и связного ответа. 2) Продолжить развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению проблем современной селекции. 3) Продолжить развитие коммуникативных способностей учащихся. 3. Воспитывающие: 1) Воспитание чувства патриотизма. 2) Создать условия для воспитания у учащихся правильной научной картины мира. 3) Способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду. Планируемые результаты: знать: что такое селекция, ее задачи и значение; методы селекции; уметь: называть задачи селекции, ее основные методы; объяснять значение селекции; обосновывать общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов; обосновывать совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; характеризовать суть закона гомологических рядов, применять знания на практике. Техническое обеспечение урока Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) Содержание урока I. Организационный момент. II. Повторение изученного материала. Учащиеся отвечают на вопросы стр. 176 учебника: 1) Как влияют соматические мутации на здоровье людей? 2) Каковы последствия возникновения генеративных мутаций? 3) Назовите известные Вам наследственные заболевания человека. Каковы их причины? 4) Какова главная задача медико-генетического консультирования? Обучающиеся выполняют тесты, а затем оценивают свои работы самостоятельно. Для этого учитель предоставляет им для проверки ключи и критерии оценивания (см. Приложение 1). III. Изучение нового материала. Беседа с обучающимися: Приведите примеры известных вам сортов растений и пород животных. Как называется наука, которая занимается созданием пород животных и сортов растений? Предположите, какова будет тема нашего урока. Обучающиеся записывают тему урока. Учитель предлагает обучающимся, познакомившись с первым абзацем параграфа 3.18 на стр. 176-177, а также с абзацем Сорт и порода на стр. 177-179, ответить на следующие вопросы: Что такое селекция? Дайте определение этому понятию. Что является теоретической основой селекции? Какого число видов возделываемых растений и домашних животных? Что такое порода, сорт или штамм? Дайте определение этим понятиям. Могут ли домашние животные и возделываемые растения обитать в естественных условиях дикой природы без вмешательства человека? Сообщение обучающегося о Вавилове Николае Ивановиче, российском генетике и селекционере. (см. Приложение 2) Учитель предлагает обучающимся поработать с рис. 88 на стр. 178 и составить конспект «Центры происхождения культурных растений (по Н.И. Вавилову)». Работая с презентацией и абзацем учебника на стр. 180-183, под руководством учителя обучающиеся знакомятся с основными методами селекции. IV. Закрепление. Ответы на вопросы 1-5 со стр. 183 учебника. Обучающиеся выполняют тесты, а затем оценивают свои работы самостоятельно. Для этого учитель предоставляет им для проверки ключи и критерии оценивания (см. Приложение 3). V. Домашнее задание: §3.18 стр. 176-183. Приложение 1 Тестирование по теме «Генетика и здоровье человека» Задания с выбором одного верного ответа 1.При изучении наследственности и изменчивости человека неприменим метод: а) близнецовый б) гибридологический в) генеалогический г) цитогенетический 2.Почему близкородственные браки нежелательны? а) снижают комбинативную изменчивость б) создают возможность перехода вредных рецессивных генов в гомозиготное состояние в) приводят к увеличению вредных мутаций г) увеличивают детскую смертность 3.Основной причиной болезни Дауна (трисомия по 21-й паре хромосом) является нарушение процесса: а) мейоза б) митоза в) цитокинеза г) транскрипции 4.При синдроме Дауна в клетках, как правило, обнаруживается следующее число хромосом: а)45 б) 46 в) 47 г) 48 5. Генеалогический метод исследования наследственности человека состоит в изучении: а) хромосомных наборов б) развития признаков у близнецов в) изучение статистики проявления признаков г) родословной людей 6. Каким из методов исследования устанавливаются хромосомные заболевания человека: а) близнецовым б) цитогенетическим в) гибридологическим г) генеологическим 7. По Х–сцепленному рецессивному типу наследуются: а) фенилкетонурия и полидактилия б) альбинизм и карликовость в) дальтонизм и гемофилия г) брахидактилия и катаракта 8. Резус–конфликт может произойти, если: а) rh (-) женщиной был зачат ребёнок от Rh (+) мужчины б) перелить кровь Rh(+) человека в организм rh(-) человека в) Rh(+) женщиной был зачат ребёнок от rh(-) мужчины г) все ответы верны 9.Хромосомный набор соматических клеток женщины содержит: а) 44 аутосомы и одну Х–хромосому б) 22 аутосомы, одну Х и одну Y – хромосому в) 44 аутосомы и две Х – хромосомы г) 22 аутосомы и две Х – хромосомы Задание с выбором трёх верных ответов из шести предложенных 10.При аутосомно–доминантном типе наследования: а) признак встречается у мужчин и у женщин; б) родители обычно здоровы; в) аномалия проявляется практически в каждом поколении; г) вероятность рождения ребёнка с аномалией – 50%; д) часто болен один из родителей; е) вероятность рождения ребёнка с аномалией – 25%; Ключи к тестовым заданиям № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ б б а в г б в а в авд Количество баллов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Максимальное количество баллов – 11 «5» - 10-11 «4» - 7-9 «3» - 5-6 Приложение 2 Сообщение учащегося о Вавилове Н.И. По мнению многих ученых, знавших Вавилова, самым характерным, больше всего запоминающимся в его облике было огромное обаяние. Нобелевский лауреат, генетик Герман Джозеф Меллер вспоминал: «Всех, кто знал Николая Ивановича, воодушевляли его неисчерпаемая жизнерадостность, великодушие и обаятельная натура, многосторонность интересов и энергия. Эта яркая, привлекательная и общительная личность как бы вливала в окружающих свою страсть к неутомимому труду, к свершениям и радостному сотрудничеству. Я не знал никого другого, кто разрабатывал бы мероприятия такого гигантского масштаба, развивал их все дальше и дальше и при этом вникал бы так внимательно во все детали». Вавилов обладал феноменальной работоспособностью и памятью, умением работать в любых условиях, обычно спал не более 4-5 часов в сутки. Ученый никогда не бывал в отпусках. Отдыхом для него была смена занятий. «Надо спешить» - говорил он. Николай Вавилов обладал редкими организационными способностями, сильной волей, выносливостью и смелостью, ярко проявившимися в его путешествиях по труднодоступным районам земного шара. Он был широко образованным человеком, владел несколькими европейскими языками и некоторыми азиатскими. Во время своих путешествий ученый интересовался не только земледельческой культурой народов, но и их бытом, обычаями и искусством. Будучи патриотом и в высоком смысле гражданином своей страны, Вавилов был убежденным сторонником и активным пропагандистом международного научного сотрудничества, совместной работы ученых всех стран мира на благо человечества. Вавилов и Лысенко В начале тридцатых годов Николай Вавилов горячо поддержал работу молодого агронома Трофима Денисовича Лысенко по так называемой яровизации: превращению озимых культур в яровые путем предпосевного воздействия низких положительных температур на семена. В 1934 году Николай Вавилов рекомендовал Лысенко в члены-корреспонденты АН СССР. В 1936 и 1939 годах происходили дискуссии по вопросам генетики и селекции, на которых Лысенко и его сторонники атаковали ученых во главе с Вавиловым, разделявших основные положения классической генетики. Группа Лысенко отвергла генетику как науку, отрицала существование генов как материальных носителей наследственности. В конце тридцатых годов лысенковцы, опираясь на поддержку Сталина, Молотова и других советских руководителей, начали расправу со своими идейными противниками, с Вавиловым и его соратниками, работавшими в ВИРе и Институте генетики в Москве. На Николая Вавилова обрушивается поток клеветы, опорочиваются его главные достижения. Николай Вавилов вплоть до своего ареста продолжал мужественно отстаивать свои научные взгляды, программу работ возглавляемых им институтов. В 1939 он подверг резкой критике антинаучные взгляды Лысенко на заседании Ленинградского областного бюро секции научных работников. В конце своего выступления Вавилов сказал: «Пойдем на костер, будем гореть, но от своих убеждений не откажемся». Арест. Следствие. Приговор к расстрелу. Кончина Николая Вавилова в саратовской тюрьме 6 августа 1940 года Вавилов был арестован в предгорьях Карпат, вблизи г. Черновцы. Санкция на арест была подписана «задним числом», 7 августа он был заключен во внутреннюю тюрьму НКВД в Москве (на Лубянке). В постановлении на арест Вавилов обвинялся как один из руководителей контрреволюционной Трудовой крестьянской партии (никогда не существовавшей), вредительстве в системе ВИРа, шпионаже, «борьбе против теорий и работ Лысенко, Цицина и Мичурина». Во время следствия, продолжавшегося 11 месяцев, Вавилов перенес не менее 236 допросов, происходивших часто в ночное время и продолжавшихся нередко в течение семи и более часов. 9 июля 1941 года Вавилов на «суде» Военной коллегии Верховного суда СССР, происходившем в течение нескольких минут, был приговорен к расстрелу. На суде им было заявлено, что «обвинение построено на небылицах, лживых фактах и клевете, ни в какой мере не подтвержденных следствием». Поданное им прошение о помиловании в Верховный Совет СССР было отклонено. 26 июля Николай Ивановнич переведен в Бутырскую тюрьму для приведения приговора в исполнение. Утром 15 октября его посетил сотрудник Берии и пообещал, что Вавилова оставят жить и предоставят ему работу по специальности. В связи с наступлением немцев на Москву этапирован в Саратов 16-29 октября, помещен в 3-й корпус тюрьмы № 1 города Саратова, где находился год и 3 месяца в тяжелейших условиях (камера смертников). Решением Президиума Верховного Совета СССР 23 июня 1942 расстрел в порядке помилования заменен 20-ю годами заключения в исправительно-трудовых лагерях. От голода Сергей Иванович Вавилов умер 26 января 1943 года от дистрофии, предельно истощенный, в тюремной больнице, в Саратове. Похоронен, по-видимому, в общей могиле саратовского кладбища. Во время следствия, во внутренней тюрьме НКВД, когда Вавилов имел возможность получать бумагу и карандаш, он написал большую книгу «История мирового земледелия», рукопись которой была уничтожена, «как не имеющая ценности» вместе с большим количеством других научных материалов, изъятых при обысках на квартире и в институтах, где он работал.20 августа 1955 Вавилов был посмертно реабилитирован. Приложение 3 Тестовые задания по теме « Селекция» 1. Гибриды, возникающие при скрещивании различных видов: 1) отличаются бесплодностью 2) отличаются повышенной плодовитостью 3) дают плодовитое потомство при скрещивании с себе подобными 4) всегда бывают женского пола 2. Центром происхождения культурных растений считаются районы, где: 1) обнаружено наибольшее число сортов данного вида 2) обнаружена наибольшая плотность произрастания данного вида 3) данный вид впервые выращен человеком 4) нет верного ответа 3. Многообразие пород кошек является результатом: 1) естественного отбора 2) искусственного отбора 3) мутационного процесса 4) модификационной изменчивости 4. Основным критерием для установления родства между видами является: 1) внешнее сходство 2) генетическое сходство 3) общие центры происхождения 4) происхождение от одного предка 5. Близкородственное скрещивание применяют с целью: 1) поддержания полезных свойств организма 2) закрепления ценных признаков 3) получения полиплоидных организмов 4) усиления жизненной силы 6. Чистая линия – это: 1) порода 2) особи, полученные под воздействием мутагенных факторов 3) сорт 4) группа генетически однородных организмов 7. Сорт огурцов представляет собой: 1) род 2) вид 3) природную популяцию 4) искусственную популяцию 8. Искусственный отбор в отличие от естественного: 1) более древний 2) сохраняет особей с признаками, полезными для организма 3) проводится человеком 4) проводится факторами окружающей среды Центры происхождения культурных растений 1. Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений). 2. Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, вишня и др. (20% культурных растений). 3. Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений). 4. Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений). 5. Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго. 6. Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник. 7. Картофель, ананас, хинное дерево. Ключи к тестовым заданиям № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 Ответ 1 1 2 2 4 4 2 3 По одному баллу за каждый верный ответ Центры происхождения культурных растений (по 1 баллу за каждый верный ответ) 1. Южно-азиатский тропический 2. Восточноазиатский 3. Юго-азиатский 4. Средиземноморский 5. Абиссинский 6. Центральноамериканский 7. Южноамериканский Максимальное количество баллов – 15 «5» - 14-15 «4» - 11-13 «3» - 7-10
Автор(ы): Объеткова А. А.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Объеткова А. А.
Скачать: Биология 10кл - Презентация к уроку.pptx