Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Организм - единое целое. Многообразие организмов. (Качурина Н.П.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                                       Качурина Наталья Петровна
                                                                                         учитель географии и биологии 
                                                                                МБОУ «Казанская СОШ»
    Названиепредмета:  биология
    Класс: 10
    УМК:Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2011. -381 с;
    Уровень обучения:базовый
    Тема урока:Организм – единое целое. Многообразие организмов.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 19
    Место урока в системе уроков по теме: урок 1
    Цель урока:
    Формирование у обучающихся знаний о многообразии организмов, относящихся к одно-
    и многоклеточным; специфичности строения и жизнедеятельности колоний одноклеточных организмов.
    Задачи урока:
    Рассмотреть влияние факторов окружающей среды на развитие организмов; 
    Развитие логического мышления учащихся, умений выделять главное, оперировать понятиями;
    Воспитывать толерантное отношение к окружающим,прививать интерес к предмету.
    Планируемые результаты:
    предметные– формирование целостных представлений об организме как единой целостной системе;
    метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее;
    личностные– осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов;
    
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    Биология.10 класс: поурочные планы по учебнику   В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой   «Общая биология» (базовый уровень). / авт.- сост.Зарудняя Т.В.  – Волгоград: Учитель, 2008.-169с.
    Мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой. Биология 10-11 кл. Общая биология.
    Презентация « Организм – единое целое. Многообразие организмов».
    Таблица «Одноклеточные и многоклеточные организмы».
    Ход урока
    I.Организационный момент.
    Приветствие.
    II. Актуализация знаний.(слайд 2)
    Вспомните!
    В чем сходство и принципиальное отличие между одноклеточными и многоклеточными организмами?
    Какие одноклеточные организмы вам известны?
    
    -Работа с электронным приложением к учебнику «Общая биология 10-11 класс» В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е.Т. Захарова
    Активизация. «Уровни  живой материи»
    Задание: Выберите из возможных вариантов ответов доорганизменные уровни организации, входящие в организм и расположите их по иерархии.
    III.Постановка цели и задачи урока.(слайд 3)
      Учительставит проблему – “Для того чтобы выжить в непрерывно изменяющихся условиях, любой организм должен противостоять влиянию внешних факторов. Как это сделать?”
    2. Выдвинуть предположе­ние о теме предстоящего урока.
    
    IV.Изучение новой темы:
    1.Организм – единое целое.
    Обратимся  к толковому словарю Дмитриева:  Что такое организм?(слайд 4)
    Организм — это биологическая система, являющаяся неделимой единицей жизни и функционирующая как единое целое.
     Особь, или индивидуум (от латинского – неделимое), это неделимая единица жизни.
       Главный признак живого организма –строгая взаимозависимость отдельных его частей, элементов и харак­теризуется их строгим соподчинением и взаи­модействием. Живой организм имеет клеточное строение.
    Характерные признаки живого: (слайд 5-6)
    - обмен веществ, превраще­ния энергии, 
    -рост, 
    -развитие и размножение, 
    -наследственность и изменчивость. 
       Все организмы подразделяются на одноклеточные и многоклеточные.
     Анализ схемы  «Форма жизни» - запись в тетрадь (слайд 7-9)
    Фронтальная работа с классом:
    А)  Чем обусловлено многообразие живого мира на Земле? (слайд 10)
     Многообразие живого мира обусловлено:
    -разнообразием сред жизни;
    - историческим развитием форм жизни – их эволюцией;
    - разной структурной сложностью биосистем.
    Б) Что является наименьшей единицей организма?  ( Клетка)
    
    2.Одноклеточные организмы: особенности их строения и жизнедеятельности
     (слайд 11-12)
    - Какие организмы относят к одноклеточным?(тело которых состоит из одной клетки)
    - Приведите примеры одноклеточных организмов ( рис.46 на с.91;  таблицы на доске) 
    Учитель, обобщая ответы учащихся, записывает схему на доске, учащиеся  -  в тетрадь.
     Одноклеточные организмы:
    1. Прокариоты — бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии); 
    2. Эукариоты:
    Царство грибов – одноклеточные грибы (дрожжи);
    Царство растений -одноклеточные зеленые водо­росли (хламидомонада, хлорелла);
    Царство животных -  простейшие (амебы, инфузо­рии, споровики).
    Вывод:
    - организм состоит из одной клетки;
    - не имеет органов и тканей;
    - питание путем фаго- или пиноцитоза;
    - поддерживают гомеостаз.
    
    - Какие два уровня организации живой материи для них едины? ( Для них едины клеточный и организменный уровни, т.к их тело состоит из одной клетки, которая является самостоятельным целостным организмом, обладает всеми его функциями)
    - Каким образом клетка функционирует как самостоятельный организм?
     Ответ на этот вопрос учащиеся самостоятельно находят в тексте параграфа 3.1на с.92 и заносят данные в таблицу.
    
    Органоиды
    Их функции
    Организм
    Ложноножки
    Жгутики
    Реснички
    Движение и захват пищи
    Амеба
    Эвглена
    Инфузория
    Сократительная вакуоль
    Выделительная функция (выделение воды и продуктов диссимиляции)
    То же
    Светочувствительный глазок
    Позволяет перемещаться к источнику света (фотосинтез) 
    Эвглена зеленая
    
    Вывод: Клетки одноклеточных организмов устроены гораздо более сложно, чем клетки многоклеточных, и являются самостоятельным организмом, обладающим функциями питания, дыхания, размножения, защиты и др.
    Закрепление материала:
    - Работа с электронным приложением к учебнику: просмотр видео «Специальные приспособления у одноклеточных организмов».
    
    3.Особенности клеточных организмов.(слайд13)
    Самостоятельное изучение на с.92-93 и формулирование вывода.
    Вывод: 
    Многоклеточные организмы:
    -организмы состоят из большего количества  клеток, разных по строению и функциям;
    - имеют ткани, органы и системы органов; 
    - имеют сложный обмен веществ и энергии, систему гомеостаза.
    Всё это повышает эффективность работы всего организма в целом, усложняет его структуру и обеспечивает более сложные формы поведения.
    
    
    4. Колония одноклеточных организмов.(слайд 14)
    - Работа с электронным приложением к учебнику: просмотр видео  «Колониальный организм. Вольвокс». Сделать вывод.
    Колониальные  организмы:
    - организм состоит из группы соединенных между собой клеток;
    - клетки сходны по строению и функциям.
    
    V.Закрепление знаний.
    1.В чем сходство и принципиальное отличие между одноклеточными и многоклеточными организмами?
    Сходство: 1)состоят из клеток; 2)способность клеток к делению.
    Отличия: У одноклеточных - клетка- самостоятельный организм. Ведет себя и функционирует как самостоятельный организм.
         У многоклеточных организмов 1 клетка выступает лишь как часть сложного организма, она приспособлена к выполнению только определенной функции. Отдельные клетки становятся зависимыми от остальных, а состояние всего организма зависит от согласованной деятельности всех клеток.
    
    2.Работа с электронным приложением к учебнику:
        а) Выполнить задание: Заполните  схему «Типы организмов» и проиллюстрировать её соответствующими объектами.
         б) Выполнить тест «Организм – единое целое. Многообразие организмов» (взаимопроверка)
    
    VI.Подведение итогов урока.(слайд 17)
     Оценивание обучающихся.
    
    VII.РЕФЛЕКСИЯ  
    
    Вопрос: Что мы узнали сегодня на уроке?  Что делали? Чему научились?
    
    
    VIII.Домашнее задание: Изучить § 3.1. ответить на вопросы 1-4 на с.93. 
    Подготовить сообщение  «Развитие организмов и окружающая среда».
    
    
     

    Автор(ы): Качурина Н. П.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку