Качурина Наталья Петровна учитель географии и биологии МБОУ «Казанская СОШ» Названиепредмета: биология Класс: 10 УМК:Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2011. -381 с; Уровень обучения:базовый Тема урока:Организм – единое целое. Многообразие организмов. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 19 Место урока в системе уроков по теме: урок 1 Цель урока: Формирование у обучающихся знаний о многообразии организмов, относящихся к одно- и многоклеточным; специфичности строения и жизнедеятельности колоний одноклеточных организмов. Задачи урока: Рассмотреть влияние факторов окружающей среды на развитие организмов; Развитие логического мышления учащихся, умений выделять главное, оперировать понятиями; Воспитывать толерантное отношение к окружающим,прививать интерес к предмету. Планируемые результаты: предметные– формирование целостных представлений об организме как единой целостной системе; метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; личностные– осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Биология.10 класс: поурочные планы по учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология» (базовый уровень). / авт.- сост.Зарудняя Т.В. – Волгоград: Учитель, 2008.-169с. Мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой. Биология 10-11 кл. Общая биология. Презентация « Организм – единое целое. Многообразие организмов». Таблица «Одноклеточные и многоклеточные организмы». Ход урока I.Организационный момент. Приветствие. II. Актуализация знаний.(слайд 2) Вспомните! В чем сходство и принципиальное отличие между одноклеточными и многоклеточными организмами? Какие одноклеточные организмы вам известны? -Работа с электронным приложением к учебнику «Общая биология 10-11 класс» В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Активизация. «Уровни живой материи» Задание: Выберите из возможных вариантов ответов доорганизменные уровни организации, входящие в организм и расположите их по иерархии. III.Постановка цели и задачи урока.(слайд 3) Учительставит проблему – “Для того чтобы выжить в непрерывно изменяющихся условиях, любой организм должен противостоять влиянию внешних факторов. Как это сделать?” 2. Выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. IV.Изучение новой темы: 1.Организм – единое целое. Обратимся к толковому словарю Дмитриева: Что такое организм?(слайд 4) Организм — это биологическая система, являющаяся неделимой единицей жизни и функционирующая как единое целое. Особь, или индивидуум (от латинского – неделимое), это неделимая единица жизни. Главный признак живого организма –строгая взаимозависимость отдельных его частей, элементов и характеризуется их строгим соподчинением и взаимодействием. Живой организм имеет клеточное строение. Характерные признаки живого: (слайд 5-6) - обмен веществ, превращения энергии, -рост, -развитие и размножение, -наследственность и изменчивость. Все организмы подразделяются на одноклеточные и многоклеточные. Анализ схемы «Форма жизни» - запись в тетрадь (слайд 7-9) Фронтальная работа с классом: А) Чем обусловлено многообразие живого мира на Земле? (слайд 10) Многообразие живого мира обусловлено: -разнообразием сред жизни; - историческим развитием форм жизни – их эволюцией; - разной структурной сложностью биосистем. Б) Что является наименьшей единицей организма? ( Клетка) 2.Одноклеточные организмы: особенности их строения и жизнедеятельности (слайд 11-12) - Какие организмы относят к одноклеточным?(тело которых состоит из одной клетки) - Приведите примеры одноклеточных организмов ( рис.46 на с.91; таблицы на доске) Учитель, обобщая ответы учащихся, записывает схему на доске, учащиеся - в тетрадь. Одноклеточные организмы: 1. Прокариоты — бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии); 2. Эукариоты: Царство грибов – одноклеточные грибы (дрожжи); Царство растений -одноклеточные зеленые водоросли (хламидомонада, хлорелла); Царство животных - простейшие (амебы, инфузории, споровики). Вывод: - организм состоит из одной клетки; - не имеет органов и тканей; - питание путем фаго- или пиноцитоза; - поддерживают гомеостаз. - Какие два уровня организации живой материи для них едины? ( Для них едины клеточный и организменный уровни, т.к их тело состоит из одной клетки, которая является самостоятельным целостным организмом, обладает всеми его функциями) - Каким образом клетка функционирует как самостоятельный организм? Ответ на этот вопрос учащиеся самостоятельно находят в тексте параграфа 3.1на с.92 и заносят данные в таблицу. Органоиды Их функции Организм Ложноножки Жгутики Реснички Движение и захват пищи Амеба Эвглена Инфузория Сократительная вакуоль Выделительная функция (выделение воды и продуктов диссимиляции) То же Светочувствительный глазок Позволяет перемещаться к источнику света (фотосинтез) Эвглена зеленая Вывод: Клетки одноклеточных организмов устроены гораздо более сложно, чем клетки многоклеточных, и являются самостоятельным организмом, обладающим функциями питания, дыхания, размножения, защиты и др. Закрепление материала: - Работа с электронным приложением к учебнику: просмотр видео «Специальные приспособления у одноклеточных организмов». 3.Особенности клеточных организмов.(слайд13) Самостоятельное изучение на с.92-93 и формулирование вывода. Вывод: Многоклеточные организмы: -организмы состоят из большего количества клеток, разных по строению и функциям; - имеют ткани, органы и системы органов; - имеют сложный обмен веществ и энергии, систему гомеостаза. Всё это повышает эффективность работы всего организма в целом, усложняет его структуру и обеспечивает более сложные формы поведения. 4. Колония одноклеточных организмов.(слайд 14) - Работа с электронным приложением к учебнику: просмотр видео «Колониальный организм. Вольвокс». Сделать вывод. Колониальные организмы: - организм состоит из группы соединенных между собой клеток; - клетки сходны по строению и функциям. V.Закрепление знаний. 1.В чем сходство и принципиальное отличие между одноклеточными и многоклеточными организмами? Сходство: 1)состоят из клеток; 2)способность клеток к делению. Отличия: У одноклеточных - клетка- самостоятельный организм. Ведет себя и функционирует как самостоятельный организм. У многоклеточных организмов 1 клетка выступает лишь как часть сложного организма, она приспособлена к выполнению только определенной функции. Отдельные клетки становятся зависимыми от остальных, а состояние всего организма зависит от согласованной деятельности всех клеток. 2.Работа с электронным приложением к учебнику: а) Выполнить задание: Заполните схему «Типы организмов» и проиллюстрировать её соответствующими объектами. б) Выполнить тест «Организм – единое целое. Многообразие организмов» (взаимопроверка) VI.Подведение итогов урока.(слайд 17) Оценивание обучающихся. VII.РЕФЛЕКСИЯ Вопрос: Что мы узнали сегодня на уроке? Что делали? Чему научились? VIII.Домашнее задание: Изучить § 3.1. ответить на вопросы 1-4 на с.93. Подготовить сообщение «Развитие организмов и окружающая среда».
Автор(ы): Качурина Н. П.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Качурина Н. П.
Скачать: Биология 10кл - Презентация к уроку.pptxАвтор(ы): Качурина Н. П.
Скачать: Биология 10кл - Приложение.doc