Качурина Наталья Петровна
учитель географии и биологии
МБОУ «Казанская СОШ»
Названиепредмета: биология
Класс: 10
УМК:Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2011. -381 с;
Уровень обучения:базовый
Тема урока:Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 19
Место урока в системе уроков по теме: урок 1
Цель урока:
Формирование у обучающихся знаний о многообразии организмов, относящихся к одно-
и многоклеточным; специфичности строения и жизнедеятельности колоний одноклеточных организмов.
Задачи урока:
Рассмотреть влияние факторов окружающей среды на развитие организмов;
Развитие логического мышления учащихся, умений выделять главное, оперировать понятиями;
Воспитывать толерантное отношение к окружающим,прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
предметные– формирование целостных представлений об организме как единой целостной системе;
метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее;
личностные– осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов;
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Биология.10 класс: поурочные планы по учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология» (базовый уровень). / авт.- сост.Зарудняя Т.В. – Волгоград: Учитель, 2008.-169с.
Мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой. Биология 10-11 кл. Общая биология.
Презентация « Организм – единое целое. Многообразие организмов».
Таблица «Одноклеточные и многоклеточные организмы».
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие.
II. Актуализация знаний.(слайд 2)
Вспомните!
В чем сходство и принципиальное отличие между одноклеточными и многоклеточными организмами?
Какие одноклеточные организмы вам известны?
-Работа с электронным приложением к учебнику «Общая биология 10-11 класс» В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е.Т. Захарова
Активизация. «Уровни живой материи»
Задание: Выберите из возможных вариантов ответов доорганизменные уровни организации, входящие в организм и расположите их по иерархии.
III.Постановка цели и задачи урока.(слайд 3)
Учительставит проблему – “Для того чтобы выжить в непрерывно изменяющихся условиях, любой организм должен противостоять влиянию внешних факторов. Как это сделать?”
2. Выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.
IV.Изучение новой темы:
1.Организм – единое целое.
Обратимся к толковому словарю Дмитриева: Что такое организм?(слайд 4)
Организм — это биологическая система, являющаяся неделимой единицей жизни и функционирующая как единое целое.
Особь, или индивидуум (от латинского – неделимое), это неделимая единица жизни.
Главный признак живого организма –строгая взаимозависимость отдельных его частей, элементов и характеризуется их строгим соподчинением и взаимодействием. Живой организм имеет клеточное строение.
Характерные признаки живого: (слайд 5-6)
- обмен веществ, превращения энергии,
-рост,
-развитие и размножение,
-наследственность и изменчивость.
Все организмы подразделяются на одноклеточные и многоклеточные.
Анализ схемы «Форма жизни» - запись в тетрадь (слайд 7-9)
Фронтальная работа с классом:
А) Чем обусловлено многообразие живого мира на Земле? (слайд 10)
Многообразие живого мира обусловлено:
-разнообразием сред жизни;
- историческим развитием форм жизни – их эволюцией;
- разной структурной сложностью биосистем.
Б) Что является наименьшей единицей организма? ( Клетка)
2.Одноклеточные организмы: особенности их строения и жизнедеятельности
(слайд 11-12)
- Какие организмы относят к одноклеточным?(тело которых состоит из одной клетки)
- Приведите примеры одноклеточных организмов ( рис.46 на с.91; таблицы на доске)
Учитель, обобщая ответы учащихся, записывает схему на доске, учащиеся - в тетрадь.
Одноклеточные организмы:
1. Прокариоты — бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии);
2. Эукариоты:
Царство грибов – одноклеточные грибы (дрожжи);
Царство растений -одноклеточные зеленые водоросли (хламидомонада, хлорелла);
Царство животных - простейшие (амебы, инфузории, споровики).
Вывод:
- организм состоит из одной клетки;
- не имеет органов и тканей;
- питание путем фаго- или пиноцитоза;
- поддерживают гомеостаз.
- Какие два уровня организации живой материи для них едины? ( Для них едины клеточный и организменный уровни, т.к их тело состоит из одной клетки, которая является самостоятельным целостным организмом, обладает всеми его функциями)
- Каким образом клетка функционирует как самостоятельный организм?
Ответ на этот вопрос учащиеся самостоятельно находят в тексте параграфа 3.1на с.92 и заносят данные в таблицу.
Органоиды
Их функции
Организм
Ложноножки
Жгутики
Реснички
Движение и захват пищи
Амеба
Эвглена
Инфузория
Сократительная вакуоль
Выделительная функция (выделение воды и продуктов диссимиляции)
То же
Светочувствительный глазок
Позволяет перемещаться к источнику света (фотосинтез)
Эвглена зеленая
Вывод: Клетки одноклеточных организмов устроены гораздо более сложно, чем клетки многоклеточных, и являются самостоятельным организмом, обладающим функциями питания, дыхания, размножения, защиты и др.
Закрепление материала:
- Работа с электронным приложением к учебнику: просмотр видео «Специальные приспособления у одноклеточных организмов».
3.Особенности клеточных организмов.(слайд13)
Самостоятельное изучение на с.92-93 и формулирование вывода.
Вывод:
Многоклеточные организмы:
-организмы состоят из большего количества клеток, разных по строению и функциям;
- имеют ткани, органы и системы органов;
- имеют сложный обмен веществ и энергии, систему гомеостаза.
Всё это повышает эффективность работы всего организма в целом, усложняет его структуру и обеспечивает более сложные формы поведения.
4. Колония одноклеточных организмов.(слайд 14)
- Работа с электронным приложением к учебнику: просмотр видео «Колониальный организм. Вольвокс». Сделать вывод.
Колониальные организмы:
- организм состоит из группы соединенных между собой клеток;
- клетки сходны по строению и функциям.
V.Закрепление знаний.
1.В чем сходство и принципиальное отличие между одноклеточными и многоклеточными организмами?
Сходство: 1)состоят из клеток; 2)способность клеток к делению.
Отличия: У одноклеточных - клетка- самостоятельный организм. Ведет себя и функционирует как самостоятельный организм.
У многоклеточных организмов 1 клетка выступает лишь как часть сложного организма, она приспособлена к выполнению только определенной функции. Отдельные клетки становятся зависимыми от остальных, а состояние всего организма зависит от согласованной деятельности всех клеток.
2.Работа с электронным приложением к учебнику:
а) Выполнить задание: Заполните схему «Типы организмов» и проиллюстрировать её соответствующими объектами.
б) Выполнить тест «Организм – единое целое. Многообразие организмов» (взаимопроверка)
VI.Подведение итогов урока.(слайд 17)
Оценивание обучающихся.
VII.РЕФЛЕКСИЯ
Вопрос: Что мы узнали сегодня на уроке? Что делали? Чему научились?
VIII.Домашнее задание: Изучить § 3.1. ответить на вопросы 1-4 на с.93.
Подготовить сообщение «Развитие организмов и окружающая среда».
Автор(ы): Качурина Н. П.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Качурина Н. П.
Скачать: Биология 10кл - Презентация к уроку.pptxАвтор(ы): Качурина Н. П.
Скачать: Биология 10кл - Приложение.doc