Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Хромосомная теория наследственности. (Зарыпова Ф.К.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                                         Зарыпова Фания Касымовна,
                                                                                     учитель химии и биологии
     МБОУ «Новомусинская СОШ»
    Название предмета: Биология.
    Класс: 10.
    УМК: В.И.Сивоглазов,И.Б.Агафонова,Е.Т.Захарова «Общая биология»,М.Дрофа,2011г.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Хромосомная теория наследственности.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1ч
    Место урока в системе уроков по теме - тринадцатый урок в разделе «Организм» и двадцать восьмой по календарно-тематическому планированию
    Цель урока: создать условия для осознания и осмысления учащимися закона сцепленного наследования  Т.Моргана и хромосомной теории наследственности, применения их для решения биологических задач, проверки уровня усвоения системы знаний и умений учащихся.
    Задачи: 
    образовательные: способствовать  восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний учащихся об условиях проявления закона сцепленного наследования и его цитологических основ, механизме нарушения сцепления генов; умению характеризовать положения хромосомной теории;
     развивающие: содействовать развитию у школьников таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, сравнение, обобщение; умение работать с  терминами,    обосновывать,       преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую, умению устанавливать причинно-следственные связи по тексту учебной статьи, совершенствовать коммуникативные способности; 
     воспитывающие: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы, формировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с законами наследственности, показать, что взаимосвязь деятельности уче­ника, его интересов и знаний, их взаимодополняе­мость – условие успешного обучения.
    Планируемые результаты:
    Личностные: устойчивый познавательный интерес; нравственно-этическое оценивание
    Предметные: усваивают  алгоритм решения генетических задач на дигибридное скрещивание и сцепленное наследование генов, действия по образцу
    Метапредметные:совершенствование навыков самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей;развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника
    Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска  презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft Power Point (Приложение 1), карточки с тестовыми вопросами.
    Содержание  урока: 
    I Организационный момент.
    Вводное слово учителя.
         Здравствуйте, ребята! Карие глаза, тёмные волосы, средний рост, 3 группа крови, положительный резус-фактор и другие признаки.  Почему я такая? На эти вопросы ответит наука генетика и данные задачи.
    II Актуализация знаний.
    Ребята, давайте повторим законы Менделя, решая задачи.
    (2 человека к доске, остальные на местах)         
    Задача 1. У томата гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Гомозиготная форма с гладкими плодами скрещена с растением, имеющим опушенные плоды. В F1 получили 54 растения, в F2 – 736.
    Сколько типов гамет может образовывать растение с опушенными  плодами?
    Сколько растений F1 могут быть гомозиготными?
    Сколько растений F2 могут иметь гладкие плоды?
    Сколько растений F2 могут иметь опушенные плоды?
    Сколько разных генотипов может образовываться в F2?
    Объект: томат.
    Признак: кожица плодов
    А – гладкая
    а – опушенная
    Решение:
    1. Записываем схему скрещивания. В задаче сказано, что скрещивают гомозиготное растение с гладкими семенами, значит его генотип АА, опушенного растения – аа.
    2. Записываем скрещивание потомков F1.
    3. Проводим анализ скрещивания. В F2  произошло расщепление: по генотипу – 1 (АА) : 2 (Аа) :  1 (аа); по фенотипу 3 (желтосеменные растения) : 1 (зеленосеменные растения).
    Задача 2. От скрещивания комолого быка айширской породы с рогатым коровами в F1 получили 18 телят (все комолые), в F2 – 95. Каково количество комолых телят в F2?
    Объект: корова.
    Признак: наличие рогов
    D – комолые
    d – рогатые
    решение 
    
    95 * 3/4 = 71,5 = 72 комолых телят
    Ответ: 72 комолых телят в F2.
    III.Изучение нового материала
    Тема урока «Хромосомная теория наследственности».
    Сегодня мы с вами познакомимся с понятиями сцепленное наследование,  конъюгация и кросссинговер, с сущностью хромосомной теории наследственности и законом Томаса Моргана. 
         1. Обратите внимание на  слова
           Три к одному – таков закон!
            Как много дум наводит он…
    Это слова из песенки студентов-генетиков. Считается, что только тот владеет основами генетики, для кого один из выводов Г. Менделя три к одному ясен как простая гама.
         Давайте и мы с вами внесём некоторую ясность,  когда Мендель ставил свои опыты, науке ещё ничего не было известно ни о хромосомах, ни о генах, ни о митозе, ни о мейозе. Но Мендель понял, что каждый признак определяется отдельным наследственным фактором. И это величайшее открытие!
      2. Томас Хан Морган и мушка дрозофила способствовали следующему величайшему открытию. Сейчас мы просмотрим видеосюжет. Ваша задача определить и сделать  главные выводы.
     ( просмотр видеосюжета:(5.15 – 9.40) «Сто величайших открытий. Генетика»)
    Итак: А. Гены расположены в хромосомах.
                             Б. Гены расположены линейно.
    Молодцы, ребята! Ну а теперь вернемся к теме нашего урока. Рассмотрим ещё один эксперимент Т. Моргана с мушками дрозофилами, различающихся по двум парам признаков. Сейчас мы будем работать по группам. Каждая группа получит задание на карточке, а некоторые ребята получат индивидуальные задания.
    (раздаются задания, формируются группы)
    
    Работа в группах
    1 группа
    1. Составить рассказ эксперимента Т. Моргана  и записать в тетрадь схему скрещивания.
    2. Что такое кроссинговер? (стр 118) Выписать в тетрадь.
    3. В чем сущность закона Моргана? (стр 153) Выписать в тетрадь.
    
    2 группа
    
    1) почему 83% мушек с исходными формами: серое тело с нормальными крыльями и тёмное тело с зачаточными крыльями?
    2) почему 17% мушек с новыми сочетаниями признаков: серое тело с зачаточными крыльями и тёмное тело с нормальными крыльями?
    3. От чего зависит частота кроссинговера (перекрёста хромосом)?
    
    3 группа - индивидуальные задания:
    1. ученик. Выписать основные термины с теста параграфа;
    2. ученик. Составить на доске схему скрещивания мушек  дрозофил  Т. Морганом.
     Обмен информацией.
    Общие выводы:(запись в тетрадь)
    •    Гены, локализованные в одной хромосоме образуют группы сцепления.
    •    Совместное наследование генов – это сцепленное наследование.
    •    Сцепленные гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и не обнаруживают независимого расщеплении - это закон Т. Моргана.
         4. Знания о явлении сцепления генов  и  кроссинговере позволяют построить генетические карты.
    ( Сообщение ученика «Генетические карты и их значение»)
       Понятие о генетической карте
          Т. Морган и его сотрудники К. Бриджес, А. Г. Стертевант и Г. Дж. Меллер экспериментально показали, что знание явлений сцепления и кроссинговера позволяет не только установить группу сцепления генов, но и построить генетические карты хромосом, на которых указаны порядок расположения генов в хромосоме и относительные расстояния между ними.
          Генетической картой хромосом называют схему взаимного расположения генов, находящихся в одной группе сцепления. Такие карты составляются для каждой пары гомологичных хромосом. 
    Возможность подобного картирования основана на постоянстве процента кроссинговера между определенными генами. Генетические карты хромосом составлены для многих видов организмов: насекомых (дрозофила, комар, таракан и др.), грибов (дрожжи, аспергилл), для бактерий и вирусов.
     Наличие генетической карты свидетельствует о высокой степени изученности того или иного вида организма и представляет большой научный интерес. Такой организм является прекрасным объектом для проведения дальнейших экспериментальных работ, имеющих не только научное, но и практическое значение. В частности, знание генетических карт позволяет планировать работы по получению организмов с определенными сочетаниями признаков, что теперь широко используется в селекционной практике. Так, создание штаммов микроорганизмов, способных синтезировать необходимые для фармакологии и сельского хозяйства белки, гормоны и другие сложные органические вещества, возможно только на основе методов генной инженерии, которые, в свою очередь, базируются на знании генетических карт соответствующих микроорганизмов.
         Генетические карты человека также могут оказаться полезными в здравоохранении и медицине. Знания о локализации гена в определенной хромосоме используются при диагностике ряда тяжелых наследственных заболеваний человека. Уже теперь появилась возможность для генной терапии, то есть для исправления структуры или функции генов.
        Сравнение генетических карт разных видов живых организмов способствует также  пониманию эволюционного процесса.
         5. Вывод. Основные положения  хромосомной теории наследственности: стр 152
    Решение задачи на закрепление
    Задача № 1. Доминантные гены катаракты и элиптоцитоза расположены в первой аутосоме. Определите вероятные фенотипы и генотипы детей от брака здоровой женщины и дигетерозиготного мужчины. Кроссинговер отсутствует.
    Дано:        Решение:
    А – катаракта           Р:   аb            АВ
    а – здоровы           аb        аb
    В – элиптоцитоз
    b – здоровы
    аb
    аb
    Аb
    Р: ○ – здорова        G  
        □ - АаВв
    Найти: генотипы,
    фенотипы в F1        F1      АВ                   аb              
                                       аb                     аb
                                    больной           здоровый
            Ответ: 50 % детей имеют обе аномалии, 50 % детей здоровы.
            Задача № 2. При скрещивании пятнистых нормальношерстных кроликов со сплошь окрашенными ангорскими крольчихами гибриды были пятнистые нормальношерстные. В потомстве от анализирующего скрещивания получено:
            52 – пятнистых ангорских;
            288 – сплошь окрашенных ангорских;
            46 – сплошь окрашенных нормальношерстных;
            314 – пятнистых нормальношерстных.
    Объясните результаты.
    Дано:                       Решение:
    А – пятнистая шерсть                         Р:        АВ                                       аb
    а – сплошь окрашенная шерсть                               аb                                 аb
    В – нормальная длина шерсти
    АB
    аb
    аb
    b – ангорская шерсть
    Р: ○ – сплошь окрашенная ангорская       G           
    аB
    Аb
        □ – пятнистая нормальная шерсть
    Найти: расстояние между генами
    окраски и длины (С)        
                                                                                                                  F1                             АВ      ab        Ab       aB
                                                                                                          аb        аb        ab        ab
                                                                                  314     288         52      46
            Очевидно, что шерсть нормальной длины доминирует над ангорской, а пятнистая окраска – над сплошной. Гены окраски и длины шерсти сцеплены, так как при расщеплении в анализирующем скрещивании наблюдается неравномерное соотношение фенотипических классов (в отличие от менделеевского 9 : 3: 3: 1 для F2 в дигибридном скрещивании).
            Кроссоверные классы легко определить по меньшей численности или сравнивая классы с исходными родителями. Ясно, что здесь кроссоверные кролики 52 пятнистых ангорских и 46 сплошь окрашенных нормальношерстных. Для определения относительного расстояния между генами окраски и длины шерсти нужно вычислить процент кроссоверных кроликов от всего потомства:
            С = (52 + 46) : (52 + 288 + 46 + 314) х 100 % = 14 %
            Задача № 3. от родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?
    Дано:            Решение:
    ХD – здоровый                       Скрытым носителем дальтонизма может быть  
    Хd – дальтоник                       только мать, поскольку у отца ген дальтонизма          
    Р – нормальное зрение          проявился бы фенотипически. Следовательно,
    F1 –  у всех нормальное        генотип матери ХD Хd, а генотип отца – ХDУ.  
     зрение и один мальчик        
     ХdУ                                         Р:   ХD Хd                               ХDУ                                                    
    ХD
    У
    Хd
    ХD
    Найти: Р-?                               G  
     F1 - ? (генотипы)                                                   
                                                                                               
                                                                                 
                                                                                  F1:      ХD ХD   :   ХDУ   :   ХD Хd  :   ХdУ
                                                                                                  здор.        здор.      здор.       дальтоник
            
                  Ответ: Р: ХD Хd  , ХDУ;
                        F1: 1 ХD ХD  : 1 ХDУ : 1 ХD Хd : 1 ХdУ.
                                      
     IV. Рефлексия:
       ТЕСТ  НА  РЕФЛЕКСИЮ   (заверши предложения и отметь вопросы: усвоил, почти усвоил, не усвоил)
    Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Закон Т.Моргана.
    1.Хромосомная теория наследственности создана американским генетиком…………………....
    2. Гены, расположенные линейно в одной хромосоме, образуют…………………………………
    3. Число групп сцепления равно……………………………………………………………………
    4. Явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме, называют…
    5. Сцепление генов может быть……………………………и………………………………………
    6. Причиной нарушения сцепления служит……………………………………………………………
    7. Обмен одинаковыми участками гомологичных хромосом называется……………………………
    8. На основании явления сцепления и перекреста гомологичных хромосом генетики создают схемы взаимного расположения генов, называемые……………………………………………………
    9. Частота перекреста между двумя неаллельными генами, расположенными в одной хромосоме, пропорциональна……………………………………………………………………………………
    10. За единицу расстояния между генами, находящимися в одной хромосоме, принят 1% кроссинговера. Такая единица в честь Т.Моргана получила название………………………………
    V. Д.з §3.13., выучить основные понятия.   Решить задачу: Частота кроссинговера между генами А и В – 9%, между генами В и С – 13%, между генами А и С – 22%. Каков вероятный порядок расположения генов в хромосоме, если известно, что они сцеплены?
    
    Благодарю за урок!
    
    
    
     

    Автор(ы): Зарыпова Ф. К.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx