Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Деление клетки. Митоз. (Баловнева Т.Е.)

Текст урока

  • Конспект

     Баловнева Т. Е., учитель биологии
    МАОУ «Шарлыкская СОШ №1»
    Шарлыкский район
    Название предмета: биология
    
    Класс: 10 класс
    
    УМК: Базовый учебник: Общая биология. Базовый уровень, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова – М. Дрофа, 2011 
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Деление клетки. Митоз.
    Место урока в системе уроков по теме - четвертый урок в разделе «Организм» и девятнадцатый по календарно-тематическому планированию.
    Цель:  Формирование знаний  о механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли.
    
    Задачи: 
    обучающие – формирование знаний о стадиях митотического цикла; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза; рассмотреть механизмы, обеспечивающие идентичность дочерних клеток;
    развивающие – умение работать с учебником, таблицей, умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
    воспитательные – бережное отношение к своему здоровью, формирование научного мировоззрения.
    
    Оборудование: Презентация Microsoft Office PowerPoint, таблицы, приложение 1 
    
    Результаты урока. 
    1. Предметные результаты: жизненный цикл клетки, интерфаза, фазы митоза, амитоз.
    2. Метапредметные: литература, химия.
    3. Личностные: умение взаимодействовать в группе, парах, личностная значимость темы для себя.
    
    Содержание урока:
    1. Организационный момент
    2. Проверка знаний учащихся
    3. Мотивация
    4. Изучение нового материала
    5. Закрепление знаний
    6. Рефлексия
    7. Домашнее задание
    
    Ход урока:
    I. Организационный момент.
    
    II. Проверка знаний учащихся.
    Биологический диктант по теме «Обмен веществ».
    Выберите правильные суждения.
    1. Все живые организмы используют две формы энергии: световую и химическую.
    2. Синтез каких-либо веществ происходит без затрат энергии.
    3. К фототрофным организмам относят только зеленые растения.
    4. Источником кислорода при фотосинтезе является вода.
    5. Реакции темновой фазы обеспечиваются энергией, запасенной во время световой фазы.
    6. К сапрофитам относятся растения, животные, грибы.
    7. К хемоавтотрофным организмам относят нитрифицирующие и серные бактерии.
    8. Паразиты существуют только на живых организмах, нанося им вред.
    9. В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует только один триплет (кодон).
    10. Существует всего 20 видов тРНК (по количеству аминокислот).
    11. Процесс трансляции происходит в ядре клетки.
    12. Все рибосомы, синтезирующие один и тот же белок и находящиеся на одной иРНК, образуют полисому.
    13. В каждой клетке реализуется только часть генетической информации, содержащейся в ее генах.
    14. В процессе трансляции тРНК присоединяется к участку иРНК и притягивает к нему аминокислоту.
    15. При биосинтезе белка энергия в виде АТФ на одних этапах расходуется, на других – выделяется.
    Взаимопроверка
    Верно
    Неверно
    1, 4, 5, 7, 8, 10, 12, 13
    2, 3, 6, 9, 11, 14, 15
    
    III. Мотивация
    В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.
    Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб.
    -Благодаря какому свойству живых организмов возможны эти изменения? (росту и развитию)
    Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом.
    -Что лежит в их основе? (способность клетки к делению и  специализации).
    Сообщение темы «Деление клетки. Митоз» (запись в тетрадь)
    Что вы хотели узнать на данном уроке? (Высказывания учеников)
    Сегодня с вами мы рассмотрим, что такое жизненный цикл клетки, Митоз и его биологическую роль. 
    
     IV. Изучение нового материала. (Рассказ учителя с использованием  презентации)
    Один из постулатов клеточной теории гласит, что увеличение числа клеток, их размножение, происходит путем деления исходной клетки. Это положение исключает какое-либо «самозарождение» клеток или их образование из неклеточного «живого вещества». В основе размножения и индивидуального развития организма лежит деление клеток. Описано три способа деления эукариотических клеток.
    
    Способы деления прокариотических и эукариотический клеток
    прокариотические
    Эукариотические
    Прямое бинарное деление
    Митоз (непрямое деление)
    Мейоз (непрямое деление)
    Амитоз (прямое деление)
    
    Деление большинства соматических клеток, в результате чего образуются дочерние диплоидные соматические клетки
    Деление специализированных соматических клеток половых желез, в результате чего образуются гаплоидные половые клетки
    Прямое деление ядра без образования хромосом и ахроматинового веретена. При А. не обеспечивается равномерное распределение генетического материала между дочерними клетками. А. встречается у некоторых простейших, а также в клетках ряда специализированных тканей (хрящевой, соединительной) и при патологических разрастаний (раковых). Такие клетки лишены способности делиться митотически.
     
    «Жизненный цикл клетки»
    -Вспомните, как осуществляется деление растительной клетки?
    -Каким образом размножаются одноклеточные организмы?
    -Каково значение самоудвоения ДНК?
    (В ходе беседы делаем вывод о том, что удвоение ДНК лежит в основе деления клетки, а деление клетки лежит  в основе размножения организмов – то есть эти процессы взаимосвязаны)
    Клетка возникает в процессе деления материнской клетки и исчезает в ходе собственного деления или гибели. Время существования клетки как таковой называют жизненным циклом клетки.
    Работа по учебнику стр. 103 Что такое жизненный цикл клетки?
    Жизненный цикл может включать митотический цикл.
    
    Митотический цикл – совокупность процессов, протекающих в клетке от одного деления до другого, включая само деление. Митотический цикл состоит из интерфазы – подготовки к митозу и митоза.
    Организация самостоятельной  работы учащихся по изучению «Митотического  цикла клетки» (составление схемы «Митотический  цикл клетки» )
    (На столах у каждого ученика лежит макет схемы «Митотический цикл клетки», который он должен заполнить самостоятельно, используя различные источники информации: учебник с.103-105, демонстрация слайда на проекторе, рассказ учителя).
    Учитель демонстрирует готовую схему «Митотический цикл клетки». 
    
    Из таблицы мы видим, что завершается митоз делением цитоплазмы.
    В клетках животных цитоплазма делиться путем перетяжки тела на две меньших размеров, каждая из которых содержит один диплоидный (2n) набор хромосом.
    В клетках растений цитоплазматическая мембрана возникает в середине клетки и распространяется к периферии, разделяя клетку пополам. После образования поперечной цитоплазматической мембраны у растительных клеток появляется целлюлозная стенка.
    Продолжительность митотического цикла состоит из времени, которое отводится на интерфазу и непосредственно на само деление – митоз.
    Продолжительность интерфазы различна, но всегда значительно длительнее, чем сам митоз. Обычно интерфаза занимает не меньше 90% времени всего клеточного цикла. Например, у быстро делящихся клеток высших эукариот последовательные деления происходят один раз в 16-24 часа, и каждая фаза М длится 1-2 часа (например: у клеток эпителия тонкой кишки мыши интерфаза длится 12-18 ч, а митоз — 0,5-1 ч)
    
    «Митоз»
    Митоз – процесс непрямого деления соматических клеток эукариот, в результате которого из одной материнской образуется две дочерние клетки с таким же набором хромосом (диплоидным) как и в материнской клетке.
    Анимационный просмотр митоза.
    Ученики самостоятельно заполняют таблицу «Фазы митоза», используя  учебник на стр. 104-105 
    
    «Значение митоза» Работа с учебником стр. 107 Ответить на вопрос: «Каково биологическое значение митоза?» 
    В результате митоза:
    Достигается генетическая стабильность;
    Увеличивается число клеток в организме;
    Происходит рост организма;
    Возможны явления регенерации (физиологической, репаративной) и бесполого размножения у некоторых организмов.
    
    V. Закрепление знаний. 
    - Какой процесс лежит в основе роста  и размножения организма? (деление клетки)
    -  Из каких процессов состоит жизненный цикл клетки? (из интерфазы и митоза)
    -  Какой главный процесс происходит в период интерфазы? (синтез веществ, удвоение хромосом (репликация))
    - Какие клетки делятся путем митоза? (соматические)
    - Перечислите по порядку из каких фаз состоит деление клетки – митоз? (профаза, метафаза, анафаза, телофаза)
    - Назовите главную особенность митоза? (передача диплоидного набора хромосом от материнской дочерней клетки)
    
    VI. Рефлексия
    Учащиеся составляют синквейн по изученной теме                                        Например
    Деление
    Непрямое, прямое
    Делится, растет, развивается
    Митоз состоит из четырех фаз.
    Митоз.
    VII. Домашнее задание.
    Изучить параграфы 3.4  письменно ответить на вопрос: чем отличается митоз у растений и животных?
    Творческое задание для сильных учащихся: подготовить сообщение, используя ресурсы сети Интернет, о причинах нарушений протекания процесса митоза 
    
     

    Автор(ы): Баловнева Т. Е.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку