Климова Ирина Борисовна, учитель биологии высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа» Шарлыкского района Оренбургской области Название предмета - биология Класс - 10 УМК (название учебника, автор, год издания) – Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Учебник – Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред акад. РАЕН проф. В.Б Захарова. – Москва: Дрофа, 2011. - 381 Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) - базовый Тема урока – Органические вещества. Углеводы и белки. Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час Место урока в системе уроков по теме - текущий урок, пятый в разделе «Клетка» и восьмой по календарно-тематическому планированию. Цель урока продолжить расширение и углубление знаний учащихся о важнейших органических веществах клетки на основе изучения строения и функции белков и углеводов. Задачи урока 1. Обучающие – познакомить учащихся: с классификацией углеводов и белков, с особенностями их строения, со свойствами углеводов и белков, с биологической ролью и применением углеводов и белков; 2. Развивающие – продолжить развитие умений выявлять связь между составом и строением веществ, их свойствами и функциями; работать с дополнительной литературой, составлять опорные плакаты, сводные таблицы; использовать полученные знания для доказательства материального единства живой и неживой природы; 3. Воспитывающие – продолжить Воспитание ответственного отношения к учебе, стремления к творческой, познавательной деятельности. Формирование научного мировоззрения на основе знаний многообразия органических веществ в клетке, их значения. Планируемые результаты: знать: состав, строение, уровни организации белковой молекулы; функции белков в организме, строение и функции углеводов; уметь: объяснять принадлежность полисахаридов и белков к биополимерам; характеризовать состав, особенности строения углеводов, белков и их функции, роль ферментов как биорегуляторов молекулярного процесса; объяснять процесс образования пептидной связи; классифицировать углеводы и белки выявлять взаимосвязь строения и функции углеводов и белков. Техническое обеспечение урока Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) Содержание урока I. Организационный момент. II. Повторение изученного материала. Обучающиеся выполняют тесты, а затем оценивают свои работы самостоятельно. Для этого учитель предоставляет им для проверки ключи и критерии оценивания (см. Приложение 1). III. Изучение нового материала. 1. Знакомство с углеводами. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя: Что такое углеводы? Какова их общая формула? Вспомните классификацию углеводов? Каковы функции углеводов в живом организме? В ходе беседы, а также пользуясь текстом учебника на стр. 41-42, обучающиеся отвечают на вопросы учителя и заполняют следующую таблицу: Группы углеводов Примеры веществ Структурная формула Функции Моносахариды Дисахариды Полисахариды 2. Знакомство с белками. Работая с текстом учебника на стр. 43-47, слушая пояснения учителя, обучающиеся должны сделать соответствующие записи в тетради по следующему плану, заранее оговариваемому учителем: 1) Примеры белков. 2) Строение белков. 3) Функции белков. 4) Свойства белков IV. Закрепление. Учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы в конце параграфа 2.5 на стр. 47 V. Домашнее задание: §2.5 стр. 41-47. Приложение 1 Тесты по теме: «Химический состав клетки. Углеводы. Липиды» 1. Глицерин входит в состав 1) белков 2) жиров 3) целлюлозы 4) нуклеотидов 2. Высшие жирные кислоты входят в состав 1) белков 2) липидов 3) нуклеотидов 4) полисахаридов 3. Жиры состоят из 1) глицерина и высших жирных кислот 2) глюкозы и высших жирных кислот 3) аминокислот и глицерина 4) глицерина и глюкозы 4. В клетке липиды выполняют следующие функции: 1) энергетическую и строительную 2) строительную и ферментативную 3) ферментативную и информационную 4) информационную и энергетическую 5. Назовите вещество, относящееся к липидам 1) клетчатка 2) АТФ 3) Витамин А 4) липаза 6. В каком ответе все названные химические соединения относятся к липидам 1) глюкоза, крахмал, сахароза 2) актин, хитин, урацил 3) хитин, лейцин, тимин 4) стеариновая кислота, прогестерон, холестерин 7. Многие животные долго обходятся без воды благодаря запасам: 1) гликогена 2) крахмала 3) жира 4) клетчатки 8. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для определения функций липидов в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) запасающая 2) регуляторная 3) строительная 4) ферментативная 5) транспортная 9. Выберите три верных ответа. Липиды в клетке выполняют функции: 1) запасающую 2) гормональную 3) транспортную 4) ферментативную 5) переносчика наследственной информации 6) энергетическую 10. В отличие от белков, липиды. Выберите не менее трех ответов. 1) содержат производные разнообразных жирных кислот 2) имеют большую молекулярную массу 3) растворяются в неполярных растворителях 4) откладываются в запас в подкожной клетчатке 5) не способны растворяться в воде 6) обеспечивают иммунитет организма к инфекциям 11. Установите, в какой последовательности происходят процессы обмена жиров в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) образование собственных жиров в клетках кишечника 2) расщепление жиров под действием ферментов в пищеварительном канале 3) всасывание жирных кислот и глицерина в ворсинки кишечника 4) поступление жиров в лимфу Ключи Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Ответ 2 2 1 1 3 4 3 45 126 145 2341 Количество баллов за задание 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 Итого 15 баллов «5» - 14-15 «4» - 11-13 «3» - 7-10
Автор(ы): Климова И. Б.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx