Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Уровни организации живой материи (Баловнева Т.Е.)

Текст урока

  • Конспект

     Баловнева Т. Е., учитель биологии
    МАОУ «Шарлыкская СОШ №1»
    Шарлыкский район
    Название предмета: биология
    
    Класс: 10 класс
    
    УМК: Базовый учебник: Общая биология. Базовый уровень, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова – М. Дрофа, 2011 
    Уровень обучения: базовый
    Тема: Уровни организации живой материи
    
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час.
    Место урока в системе уроков по теме - текущий урок, третий в разделе «Биология как наука. Методы научного познания».
    
    Цель: развивать понятия «биосистема», «жизнь», «уровень организации живой материи», продолжить формирование знаний об основных свойствах живого.
    
    Задачи: Обучающие: научить давать определение понятию «уровень организации живой материи», определять критерии живых систем;
    Развивающие: развивать умения школьников самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главное, развивать коммуникативные способности учащихся;
    Воспитывающие: формировать научное мировоззрение учащихся, осуществлять нравственное и экологическое воспитание школьников.
    
    Средства обучения: презентация, экран, мультимедиа-проектор, карточки с заданиями для работы в группах.
    
    Планируемые результаты:
    Называть основные уровни организации живой природы.
    Выделять существенные признаки организма как живой системы.
    Описывать общие признаки живых организмов.
    
    Содержание урока:
    1 Организационный момент
    2 Актуализация знаний
    3 Изучение нового материала
    4 Сообщение темы и цели
    5 Первичное закрепление
    6 Закрепление, подведение итогов, оценивание
    7 Домашнее задание
    
    Ход урока
    I. Организационный момент
    
    II. Актуализация знаний
    1.Сообщение учащегося «Понятие «жизнь»». Анализ определений жизни, сформулированными разными учеными. Дискуссия о правомерности каждого из них.
    2.Биологический диктант
    1. Раздел биологии, изучающий животных, называется (зоология).
    2. Раздел биологии, изучающий законы наследственности, носит название(генетика).
    3. Анатомия изучает (строение) организма.
    4. Взаимосвязь живого организма с окружающей средой изучает (экология)
    5. Живые организмы состоят из тех же (химических элементов), что и неживые тела.
    6. Любая система состоит из отдельных частей, т.е. (дискретна).
    7. Постоянство внутренней среды – это (гомеостаз).
    8. Хранит и передает генетическую информацию (молекула ДНК).
    9. Свойство организмов приобретать новые признаки и свойства называется (изменчивость).
    10. Все живое избирательно реагирует на внешние воздействия специфическими реакциями благодаря свойству (раздражимости).
    11.  Молекулярная биология и биохимия изучает живое на (молекулярном) уровне.
    12.  Строение и функции тканей изучают на (тканевом) уровне.
    13.  Совокупность всех биогеоценозов называется (биосфера).
    14.  Необратимое изменение объекта живой природы в процессе роста называется (развитием).
    15.  Ф. Энгельс: «Жизнь – есть способ существования (белковых тел)».
                        СЛАЙД 1         Взаимопроверка                   Критерии оценки
    Оценка
    2
    3
    4
    5
    Кол-во верных ответов
    0-7
    8-12
    13-14
    15
    
    III.  Изучение нового материала
    Мир живых су­ществ, вме­сте с че­ло­ве­ком, пред­став­ля­ет собой био­ло­ги­че­ские си­сте­мы раз­но­об­раз­ной формы, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся по раз­ме­рам и слож­но­сти внут­рен­не­го устрой­ства. Все живые ор­га­низ­мы со­сто­ят из кле­ток.
    - Какая клетка может быть от­дель­ным ор­га­низ­мом и почему?
    -А  если клет­ка вхо­дит в со­став более слож­но­го ор­га­низ­ма – мно­го­кле­точ­но­го?
    В ходе беседы прийти к выводу, что для живых си­стем ха­рак­тер­на мно­го­уров­не­вость и иерар­хи­че­ская ор­га­ни­за­ция. СЛАЙД 2         
    Мы выявили общие признаки, присущие только живым организмам. Живые биологические системы имеют гораздо более высокий уровень организации, чем неорганическая природа. Биологические системы постоянно обмениваются с окружающей средой энергией, веществом, информацией, что делает их открытыми системами, и позволяет противостоять разрушению.
    В процессе эволюции происходило постепенное усложнение организации живой материи. При образовании более сложного уровня предыдущий уровень, возникший ранее, входил в него как составная часть. Именно поэтому уровневая организация и эволюция являются также отличительными признаками живой природы.
    
    Сообщение темы  цели. СЛАЙД 3         
    Именно об уровневой организации живой материи мы с вами сегодня поговорим.
    
     Подготовка к работе в группах: каждая группа получает дополнительную литературу с характеристикой уровней организации жизни (Задание для групп 1, 2, 3)
    С помощью учебника и дополнительной литературы выяснить, каковы структурные элементы и какие процессы протекают на данном уровне организации жизни. По результатам исследования каждая группа готовит отчёт, во время которого все учащиеся в рабочей тетради заполняют таблицу «Уровни организации живой материи». СЛАЙД 4-12         
    (По ходу отчета учащиеся просматривают соответствующие слайды презентации)
    
    IV. Первичное закрепление СЛАЙД 13         
    Работа в парах. Используя текст учебника, заполнить таблицу 
    Биологический объект
    Уровень организации
    Элементы образующие систему
    Популяция
    
    
    Яйцеклетка
    
    
    Нуклеиновая кислота
    
    
    Животные
    
    
    Древесина 
    
    
    Сосновый бор
    
    
    
    В ходе беседы сделать ввод о многоуровневой организации живой природы, проявлении специфических закономерностях на каждом уровне.
    Для того чтобы изучить законы, характерные для всех уровней организации жизни, используются различные методы исследования.
    - Перечислите, какие вам известны методы, изучающие различные биологические законы и явления?
    Демонстрация слайда СЛАЙД 14, работа по учебнику19-20, запись в тетрадь.   
          
    V. Закрепление, подведение итогов, оценивание
    Беседа по вопросам
     Решение биологических задач.
    Задача 1: Живые организмы отличаются от неживых систем сложностью и структурной и функциональной упорядоченностью. Выявите черты сходства и отличия живых организмов от объектов неживой природы. Приведите примеры.
    Задача 2: Мир живой природы представляет собой совокупность биологических систем разного уровня организации, которые находятся в непрерывном взаимодействии. Раскройте взаимосвязь различных уровней структурной организации животного мира. Приведите примеры.
    
    VI.  Домашнее задание: §1.3, ответить на вопрос:
    - Каково значение биологических знаний в жизни человека?
    
    
    
     

    Автор(ы): Баловнева Т. Е.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку